Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 31. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ




Валютное законодательство РФ, а именно федеральный закон о валютном регулировании и контроле (от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ), ставит своей целью обеспечение единой государственной валютной политики, принятие мер по ее реализации для достижения стабильности внутреннего валютного рынка РФ, ее устойчивости. Валютная система России функционирует в рамках, установленных законодательством.

Валютное регулирование осуществляется следующими органами: Центральный банк РФ и Правительство РФ. Данные органы могут издавать нормативные акты в пределах своей компетенции, которые являются обязательными для резидентов и нерезидентов.

Валютный контроль

Валютный контроль осуществляется с целью соответствия законодательству условий проведения валютных операций. Органы, осуществляющие валютный контроль в РФ: Центральный банк РФ, федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, банки, подотчетные ЦБ РФ, территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора, таможенные органы являются агентами, осуществляющими валютный контроль.

Обязанности агентов, осуществляющих валютный контроль:

  • контроль над соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства РФ
  • предоставление информации органам валютного контроля о валютных операциях с их участием в установленном порядке.

В рамках свои полномочий агенты валютного контроля могут проводить проверки соблюдения нормативно-правовых актов резидентами и нерезидентами; проверять полноту и достоверность учета валютных операций и отчетности по ним у резидентов и нерезидентов; запрашивать документы и информацию о проведении валютных операций.

Валютные ограничения представляют собой одну из мер валютного контроля. Согласно действующему законодательству валютные ограничения не устанавливаются на совершение валютных операций между резидентами и нерезидентами.

В рамках валютного регулирования и контроля РФ необходимо рассмотреть термин «валюта баланса». Валюта баланса представляет собой итоговую сумму по всем составляющим платежного баланса РФ. Одной из функций валютного контроля, а также установленных в определенный момент времени валютных ограничений является поддержание устойчивости платежного баланса, положительного значения валюты баланса.

ВОПРОС 32. НЕОБХОДИМОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МОНОПОЛИЗМА

Очевидно, что общество несет экономические и социальные издержки в связи с существованием монополий. Степень таких издержек может быть различной.

Власть монополиста над ценой всегда относительна и никогда не бывает абсолютной. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизованной продукции по доступным ценам, то, очевидно, такая власть приносит обществу определенную пользу. Однако, если преступить некую степень контроля над ценой, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества, ведет к стагнации, застою и.т.п. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов – все это опасные проявления монополизации. Таким образом, антимонопольное законодательство и регулирование, широко применяемое в странах рыночной экономики, и пытается «нащупать» ту границу власти над ценой, преступать которую законодательством запрещается.

Применение такого экономического регулирования необходимо для:

• обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);

• определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

• стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

• создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

Нет, и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями. Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.

Особенности монополизма в РФ

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией.

Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой монополистических отношений в нашей экономике. Монополистическая структура российской экономики складывалась под воздействием следующих основных факторов:

1. Наличие командно-административной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, в назначении “сверху” хозяйственных руководителей.

2. Устойчивый и массовый дефицит, который многократно обостряет конкуренцию потребителей и превращает всех производителей в монополистов. Монополия сама может воспроизводить дефицит, так как она не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса.

3. Концентрация и специализация производства, дошедшие до своей противоположности: концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает жесткую зависимость потребителей от поставщиков-монополистов.

В России закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” был принят в марте 1991 г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон дает определение таких понятий, как «товар», «рынок», «конкуренция», «доминирующее положение», «монополистическая деятельность».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...