Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания реконструктивного уровня




Комплект заданий

По дисциплине - Сравнительное правоведение

 

Задания репродуктивного уровня

Задание 1.1. До сих пор дискутируется вопрос: сравнительное правоведение является методом изучения правовой реальности или отраслью права? Ведущие российские учёные-юристы склоняются к тому, что это «сложившаяся, относительно самостоятельная и обособленная от всех других гуманитарных наук юридическая научная и учебная дисциплина, имеющая свой собственный предмет, метод, сферу применения», которая «представляет собой расширяющуюся область научного юридического знания и представляет теоретико-методологическую дисциплину в системе права» (См.: Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002. С. 21; Тихомиров Ю. А. Сравнительное правоведение: развитие концепции и общественной практики // Журнал российского права. 2006. № 6. С. 6; Малько А. В., Саломатин А. Ю. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс. М., 2010. С. 71).

Сформулируйте вашу точку зрения по вопросу о том, что представляет собой сравнительное правоведение: метод изучения правовой жизни, отрасль права или научную и учебную дисциплину. Постарайтесь обосновать свою позицию.

Задание 1.2. Сравнение служит постоянным элементом всех форм познания. Абстрагируясь от только «предпосылочной» и в этом смысле всеобщей для любого вида познавательной деятельности роли сравнения, следует сказать, что его специфическое исследовательское значение в различных науках далеко не одинаково. Для некоторых из них нет нужды разрабатывать особым образом организованный и систематически используемый сравнительный метод, для других выработка подобного метода необходима в силу внутренних потребностей (особенностей предмета исследования и специфики познавательных задач). Вот почему в ряде наук сформировались особые сравнительные дисциплины. В каждой из них сравнительный метод, выполняя некоторые общие познавательные функции, одновременно имеет свою специфику. Назовите: а) науки, для которых сравнительный метод не актуален; б) науки, для которых наличие данного метода необходимо в силу особенностей предмета исследования и специфики познавательных задач. Результат оформите в виде таблицы.

Задание 1.3. Составьте схемы: а) «Предмет регулирования международного права»; б) «Система современного международного права».

Задание 1.4. Изложите в конспекте ваш комментарий части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

Задание 1.5. Проиллюстрируйте в форме таблицы или схемы особенности скандинавских кодексов XVII–XVIII вв. Чем они отличаются от наполеоновских кодексов? Какова их судьба?

Задание 1.6. Зафиксируйте в своём конспекте тезис о правовом сотрудничестве Скандинавских стран. В каких отраслях оно выражено сильнее?

Задание 1.7. Какую роль в правовом развитии Скандинавских стран сыграло римское право? Что отличает Скандинавское право от семьи общего права?

Задание 1.8. «Отцом-основателем» общего права в Англии считается Генрих II. Объясните, почему именно после норманнского завоевания возникают предпосылки для укрепления королевской юстиции. Какое место в системе общего права занимают судебные предписания (vrits)?

Задание 1.9. В связи с чем и когда начинает развиваться право справедливости? В чём преимущество права справедливости, и какую роль в нём играют судебные запреты (injunctions)?

Задание 1.10. Опишите своеобразную конкуренцию между общим правом и правом справедливости. Чем она закончилась? Проведите анализ современных системы права и судебной системы Англии. Когда и зачем был упразднён судебный комитет Палаты лордов? Сформулируйте основные отличительные черты английской правовой культуры.

Задание 1.11. Объясните, почему в средневековой Англии возникла жёсткая дифференциация в среде юристов. Каков круг обязанностей барристеров и солиситоров в настоящее время?

Задание 1.12. Составьте краткую аналитическую справку о юридическом образовании в Англии.

Задание 1.13. Составьте таблицы (схемы): а) классификация национальных правовых систем стран Британского Содружества»; б) Особенности правовых систем Канады и Австралии.

Задание 1.14. Охарактеризуйте источники мусульманского права: Коран, сунну, иджму и кияс. Какую роль в развитии шариата сыграли юридические школы? Перечислите основные суннитские и шиитские школы. Сформулируйте особенности мусульманского права, в том числе его отличия от канонического права.

Задание 1.15. К какому времени относятся первые попытки модернизации в мусульманских странах? Насколько успешными они были? Уточните сферу распространения мусульманского права. Какие группы правоотношений в наибольшей степени подверглись вестернизации?

Задание 1.16. Расшифруйте тезис о том, что индусское право применяется ко всем индусам. Какова география распространения индусского права? Охарактеризуйте основные виды правовых памятников (смрити, дхармасутры, дхармашастры) и ведущие школы индусского права.

Задания реконструктивного уровня

Задание 2.1. Решите тестовые задания. Соответствующие комментарии зафиксируйте в форме аналитической справки.

Особенностью индусского права является:

А) кодификация основных источников права;

Б) тесная связь с исламом, возникшая в эпоху господства мусульман;

В) уникальная система источников права;

Г) действие индусского права на всех граждан Индии.

Законы Ману в индусском праве – это:

А) дхармашастра;

Б) артхашастра;

В) камашастра;

Г) виавахара.

Дамбупат в индусском праве – это:

А) разновидность правовых обычаев;

Б) правило, применяемое при выкупе невесты;

В) завещание;

Г) индусская правовая норма, направленная на защиту должника.

Вестернизация Японии началась в:

А) эпоху революции Мэйдзи;

Б) момент оккупации Японии американскими войсками;

В) конце второго тысячелетия нашей эры;

Г) эпоху Сёгуната.

Основные правовые реформы во Французской западной колониальной Африке коснулись:

А) уголовного права;

Б)семейного права;

В)конституционного права;

Г) муниципального права.

Задание 2.2. Государства соблюдают нормы международного права, так как они: боятся международной ответственности; привыкли делать это; уважительно относятся к мировому общественному мнению, которое требует соблюдения норм международного права; считают, что это соответствует их интересам; осознают ценность норм международного права; желают, чтобы их международная политика соответствовала общепринятому стандарту. Сформулируйте ваше мнение по данному вопросу.

Задание 2.3. Ещё в колониальный период у будущих американских штатов выработалось прагматичное и избирательное отношение к английскому праву. Тогда же были заложены основы правового плюрализма в США. Объясните, почему в годы Войны за независимость и непосредственно после неё возникло отрицательное отношение к английскому праву. И почему в США, тем не менее, сохранились некоторые английские правовые конструкции?

Задание 2.4. Перечислите основные источники американского права. Какое место в нём занимают прецедент и законодательство? Опишите процесс систематизации законодательства США и покажите, с какими объективными и субъективными трудностями он сталкивался. Для ответа на поставленные вопросы используйте работы Л. Фридмена, У. Бернама, В. И. Лафитского, В. М. Шумилова, А. Ю. Саломатина и др.

Задание 2.5. Проанализируйте современную судебную систему США. Обратите внимание на то, что она сформировалась в рамках классической схемы разделения властей в условиях молодого федеративного государства, в борьбе с центробежными тенденциями. Покажите, какую роль сыграл Верховный суд в формулировании и интеграции права. Для этого обратитесь к так называемым поворотным решениям. Рекомендуем изучить таблицу в книге К. Осакве и подготовить доклад по данному вопросу на основе монографий О. А. Жидкова и З. М. Черниловского.

Задание 2.6. Раскройте такую яркую особенность американской правовой жизни, как юридизация общества. В чём её причины? Как осуществлялась в XVIII–XIX вв. и как реализуется в наши дни подготовка юридических кадров? Каковы успехи юридической науки в США?

Задание 2.7. Какие последствия для мусульманского права имели кодификации личного статуса? Подготовьте краткую справку (эссе) о значении упадка традиционных судов. Попробуйте произвести классификацию стран ислама с точки зрения особенностей использования ими норм мусульманского права.

Задание 2.8. Правовую систему Египта специалисты характеризуют как романо-мусульманскую. Что это означает? Докажите, что для Египта характерен ранний интерес к европейскому праву и стремление к зарубежным заимствованиям. В чем причины такого интереса и стремления? Как проявляется европейское влияние в Гражданском кодексе 1948 г., в действующем Уголовном кодексе 1937 г., в трудовом праве, в организации судебной системы?

Задание 2.9. В отличие от мусульманского права, основанного на монотеистической религии с эгалитарными принципами, индусское право имеет политеистическую религиозную основу, освящающую варно-кастовый строй. Проведите терминологический (понятийный) анализ данного предложения. На основе этого анализа составьте письменный комментарий.

Задание 2.10. Каким было отношение английских колонизаторов к индусскому праву? Какая судьба постигла Индусский кодекс в годы независимости? Приведите примеры отдельных наиболее значимых законопроектов, составляющих основу современной правовой системы Индии.

Задание 2.11. Китай и Япония являются системообразующими странами дальневосточной правовой семьи – странами непохожими и одновременно имеющими некоторые общие традиции, в корне отличные от культурно-правовых традиций христианских и мусульманских государств. Назовите эти отличия.

Задание 2.12. Известно, что конфуцианство стало основой «правового стиля» Китая ещё на рубеже нашей эры. Что такое легизм? Как трактуются права подданных, целесообразность наказаний и судебного разбирательства в Китае? Как относится конфуцианство к писаному праву? Составьте краткую справку об особенностях кодекса «Танлюй шу и» VII в. и о правовых установлениях династии Мин.

Задание 2.13. В процессе самостоятельной работы вы должны были понять, что правовая система КНР основана на идеях социализма «с китайской спецификой». В чём это конкретно проявляется? Попытайтесь обосновать свою позицию путём выявления особенностей китайского уголовного права. Более значимый результат вы получите, если подвергнете сравнительному анализу Уголовный кодекс КНР и Уголовный кодекс РСФСР.

Задание 2.14. Составьте краткий рассказ (эссе) об основных вехах модернизации права в Японии после революции Мэйдзи. Влияние правовых норм каких стран испытала на себе Япония? Можно ли утверждать, что японское общество подверглось коренной вестернизации после второй мировой войны? Проанализируйте систему права и судебную систему современной Японии, состояние преступности, способы борьбы с ней. Насколько массовой является в этой стране юридическая профессия, и какова её структура? В чём состоят особенности подготовки юридических кадров?

Задание 2.15. По сложившейся традиции обычное африканское право базируется на принципе примирения и восстановления гармонии. Почему субъективное право является несовместимым с традиционным правом? Каким образом трактуется брак в традиционном африканском праве? Из каких стран в колониальный период было привнесено иностранное право? В каких отраслях современного африканского права особенно ощутимо влияние зарубежного права?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...