Перечень дискуссионных тем, вопросов изаданий
Для круглого стола (дискуссии, полемики, диспута, дебатов) по дисциплине «Сравнительное правоведение»
1. Проблема взаимоотношения международного и внутригосударственного права. 2. Проанализируйте, какую роль в развитии романо-германской правовой семьи сыграло римское право. Для этого изучите выдержки из работы Р. Иеринга «Дух римского права на различных ступенях его развития», опубликованные в «Курсе сравнительного правоведения» М. Н. Марченко (с. 584–599). Составьте краткую аналитическую справку. 3. Какова сфера влияния романо-германской правовой семьи в мировом масштабе? 4. К практическому занятию в форме дискуссии могут быть подготовлены доклады (эссе) о правовых системах Италии, Испании, Нидерландов, Австралии. 5. Франция, в отличие от США, – страна конституционного плюрализма. Каждому значимому в истории её государственной жизни соответствовал свой конституционный документ. «Франция – это страна, где наиболее чётко утвердилось деление права на публичное и частное, идущее от римского права. Практическое применение этого деления выразилось в дуализме судебных систем, одна из которых – это иерархическая система судов, находящихся под суверенной властью кассационного суда, а другая – судебная система, во главе которой стоит Государственный совет» (Газье Ф. Роль судебной практики в развитии административного права Франции // СССР – Франция: социологический и международно-правовой аспекты сравнительного правоведения. М., 1987. С. 53). В то же время специалисты утверждают, что Франция – это страна кодексов.Проанализируйте изложенные позиции. Приведите соответствующие примеры. 6. А. В. Малько и А. Ю. Саломатин (авторы книги «Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс».М., 2010) утверждают, что «в современной правовой жизни Франции закон потерял своё былое могущество (с. 161). Так ли это на самом деле? На основе изучения вопроса об источниках французского права дайте аргументированный ответ. Какую роль во французской системе права играют судебная практика и обычаи?
Многие специалисты считают, что во Франции судебная власть не является в полной мере равной другим властным ветвям. «Принцип конституционного ревю со стороны судов никогда не укоренялся здесь, как это имело место в Америке в первые десятилетия независимого государства. Роль судов в защите индивидуальных прав является предметом дискуссии во Франции, а к их полномочиям пересматривать законодательство или исполнительные приказы по причине несоответствия конституции относятся с большим подозрением. Суды пострадали от Великой французской революции, и они испытали огромную потерю власти и престижа после неё» (Provine D. M. CourtsinthePoliticalProcessinFrance // Jacob H., ets. Courts, Law and Politics in Comparative Perspective. New Haven, 1996. P. 177). Ситуация, сложившаяся вокруг судебной власти во Франции, изложена верно. Но следует ли из этого, что французская система является неполноценной, как утверждают некоторые англо-американские авторы? Сформулируйте аргументированный ответ. 7. «Главная особенность французского юридического образования – его фундаментальность, отказ от узкого прагматизма, свойственного подготовке юристов в Великобритании и США. Используются традиционные лекции и семинары, и это позволяет заложить у студентов хороший теоретический фундамент, чего не даёт метод, основанный на разборе ситуаций (casestudies). Кроме того, высшему юридическому образованию свойствен государственнический подход. В данном случае имеется в виду не только то, что оно находится на государственном обеспечении. Французские юридические факультеты подразделяются на отделения: 1) частного права и 2) публичного права и политологии. Именно политическая наука идёт рука об руку с публичным правом, выводя юристов из узкого мира правовых норм на широкую дорогу социальных и политических отношений» (Малько А. В., Саломатин А. Ю. Указ.Соч. С. 167–168).
Дайте ваш комментарий к приведённым позициям. Сформулируйте свою точку зрения по рассматриваемым проблемам, используя для этого сравнение с ситуацией, сложившейся в настоящее время в российской системе высшего юридического образования. 8. «В Германии разделение между частным и публичным правом выражено несколько слабее, чем во Франции, что находит своё отражение, в частности, в иной, чем во Франции, организации и компетенции органов общей, административной и конституционной юстиции» (Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М., 2000. С. 159). Существует тенденция наряду с частным и публичным выделять ещё и уголовное право. Дайте ваш комментарий к изложенным положениям. Раскройте систему права Германии и охарактеризуйте её. Какие отрасли германского права относятся к публично-правовому блоку, а какие отрасли охватывает частное право? Какую предметно-отраслевую структуру имеет Собрание действующего законодательства? 9. На правовую жизнь непосредственным образом воздействуют криминально-коррупционные факторы. Мировая общественность встревожена не столько масштабами преступности (в литературе имеется множество данных на этот счёт), сколько её организованно-трансграничным характером. «В последнее десятилетие главной тенденцией глобального развития организованной преступности была её диверсификация. В это время организованная преступность быстро развилась, что стимулировалось открытием новых рынков, появлением новых коммуникационных технологий и решительными действиями правоохранительных органов. Щупальца организованной преступности ещё не дотянулись в полной мере до развивающихся стран с переходной экономикой, но в ряде стран возникла взаимосвязь между организованной преступностью, коррупцией и терроризмом» (См.: Голик Ю., Коробеев А. Преступность планеты Земля: глобальная угроза, поиски адекватных ответов. XI конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Уголовное право. 2005. № 3. С. 109). Среди наиболее процветающих и опасных видов противоправных деяний – мошенничество с использованием Интернета, торговля людьми, контрабанда оружия, культурных ценностей, природных ресурсов. Особо тревожит расползание терроризма по нашей планете. Ещё в 1970–1980-е гг. он носил точечный характер и в нём были задействованы небольшие анархистско-националистические группы. Исламский терроризм в настоящее время имеет разветвлённую организационную структуру и нацелен на то, чтобы вызвать массовую панику и максимальные жертвы.
Все указанные криминальные проявления актуализируют проблему жестоких репрессий против них и делают особенно острой и противоречивой дискуссию о гуманизации уголовных наказаний. Что представляла собой гуманизация наказаний в XIX веке? Как она трактуется сейчас? На основе сравнительно-правового анализа практики отношения к смертной казни в разных странах (в США, КНР, Англии, Германии, России и др.) сформулируйте вашу позицию по данному вопросу. 10. Опыт сравнительно-правовых исследований учит, что, с одной стороны, не следует пренебрегать зарубежным правовым опытом (причём не только отдельных стран, но и групп государств), активно проявляющимися тенденциями в рамках международного правового пространства. С другой стороны, нужно помнить, что «унифицированное мировое право – чистой воды миф, а призывы просто скопировать в России, например, германскую, американскую или французскую правовую систему – от недомыслия» (См.: Правовая реформа, судебная реформа и конституционная экономика: сборник статей. М., 2004. С. 14). Многие специалисты в связи с этим полагают, что нужен поиск разумной середины, и в этом поиске логично было бы взвешенно подойти к проблеме интернационализации права. Интернационализация права в известной степени проявляется в том, что наблюдается «с одной стороны, интенсивный процесс согласования положений внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права, с другой стороны, процесс сближения континентальной и англосаксонской правовых систем» (Лукьянова Е. Г., Балытникова В. В. Процессы глобализации в сфере правоприменения в России // Журнал российского права. 2006. № 6.С. 129).
Но следует ли из этого, что процесс рецепции правовых норм должен носить хаотично-бездумный характер, протекать без учёта внутренней социально-экономической и политической ситуации, а также культурно-правовых традиций? Сопоставьте все полученные вами в процессе изучения курса сравнительного правоведения знания и ответьте на вопросы: а не имеет ли сильно преувеличенную оценку сам факт сближения правовых семей? Можно ли не учитывать конституционную обязанность государства в процессе взаимодействия с субъектами международного права, прежде всего, отстаивать свои национальные интересы как в форме собственного государственного акта (законы и т.д.), так и в форме согласованного международного акта (договора и т.д.)? Правильно ли было бы не учитывать сохраняющуюся практику «двойных стандартов», когда некоторые государства, признавая приоритет международного права для других, не признают это правило для себя, что свойственно, например, США? Но самая главная проблема: насколько реалии зарубежного права (прецедентного или кодифицированного) соответствуют российским государственно-правовым условиям? 11. Специалисты правильно отмечают, что, рассматривая вопрос об оптимизации судебной системы, о возможности введения новых видов судов, следует учитывать зарубежный опыт. Судебная система Германии является наиболее дифференцированной, и здесь нагрузка на судей значительно меньше, чем в других странах. Но означает ли это, что России целесообразно следовать германскому примеру? Не лучше ли, например, проблему судебной специализации в рамках уже существующих судов и использовать опыт тех стран, которые создают специализированные палаты при единых общегражданских судах? Таким образом, что следует вкладывать в понятие «зарубежный опыт»: отработанную систему деятельности отдельных стран или всю совокупность опыта, накопленного за рубежом? Из чего, например, следует выводить значимость и желательность для России такого источника права, как прецедент: из какой-то «общеобязательной моды», связанной с доминированием его в англо-американской правовой семье, или из степени его реального использования в правовых семьях, эффективности его применения в международном праве и преломления международных прецедентов в национальном праве? Иначе говоря, не следует ли в данном случае сравнительно-правовой анализ дополнить международно-правовым? И помните: ваши выводы, заключения, позиции должны быть обоснованы.
Критерии оценки: - оценка «отлично» выставляется студенту, если студент обнаружил всестороннее систематическое знание предложенных для анализа проблем, письменно сформулировал ответы на поставленные вопросы - оценка «хорошо» выставляется студенту, если студент правильно применяет теоретические положения при решении практических заданий, однако при ответе на отдельные вопросыдопускает некоторые неточности. - оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент имеет знания только основного материала, но не усвоил его детали, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки в письменном ответе; - оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий либо не выполнившему задание.
Темы эссе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|