Задания творческого уровня
Задание 3.1. Некоторые зарубежные авторы скептически относятся к познавательным возможностям сравнительного правоведения, обращая внимание на разнохарактерность исследований, на отсутствие прочной теоретической основы, которая давала бы ключ к пониманию того, что надо исследовать. Как вы полагаете, размывает ли указанная особенность сравнительного правоведения его предмет, заключающийся в анализе общих принципов становления и развития правовых систем? В чём состоит главная миссия представителей различных национальных научных школ, а также теоретиков и историков права, занимающихся сравнительным правоведением? И вообще, следует ли стремиться к созданию какой-то единой, общемировой сравнительно-правовой науки? Не правильнее ли исходить из того, что «история даёт больше оснований к другому – различиям в концептуальных подходах, национальных школах, авторских позициях и т. д.»? (См.: Тихомиров Ю. А. Сравнительное правоведение: развитие концепции и общественной практики // Журнал российского права. 2006. № 6). Задание 3.2. В компаративистской литературе можно встретить различные утверждения по поводу функционального значения сравнительно-правового метода. Согласно одному из них, сравнительное правоведение – это чисто эмпирическая процедура сбора фактических данных; исследование общих закономерностей будто бы «не входит в задачу сравнительного правоведения». Отсюда следует утверждение, что сравнительный метод в общественных науках в отличие от естественных не в состоянии дать сам по себе какое-то новое знание. Такого мнения придерживается венгерский учёный З. Петери (См.: Саидов А. Х. Сравнительное правоведение: основные правовые системы современности. М., 2003. С. 44).
С. С. Алексеев исходит из значительных потенциальных познавательных возможностей сравнительно-правового метода и отмечает, что последний помогает «не только выявить противоположность, различия и черты преемственности правовых систем разных исторических типов и правовых семей, но и (что, может быть, самое главное) формулировать общетеоретические положения и конструкции, выявлять закономерности функционирования и развития, которые учитывают особенности правовых систем различных социальных структур, эпох, стран» (Цит по: Саидов А. Х. Указ.соч. С.44–45). Согласно другой точке зрения, оценочное сравнение не является частью компаративистики, а входит в политику права. Отсюда трактовка использования сравнительно-правового метода как безоценочного процесса, призванного лишь поставить материал для оценки на более высокий теоретический уровень. Проанализируйте изложенные позиции. Какая из них, по вашему мнению, наиболее точно отражает истинное значение сравнительно-правового метода? Правы ли те специалисты, которые недооценивают роль данного метода? Как вы относитесь к мнению о том, что сравнительный метод – единственный действительно научный метод выявления общих для всех стран закономерностей развития? Насколько, по вашему мнению, верна точка зрения тех авторов, которые обусловливают применение сравнительного метода лишь сопоставительным анализом различных правовых систем? Оформите ваши рассуждения и выводы в виде эссе. Задание 3.3. Существует два противоположных взгляда по поводу времени возникновения сравнительного правоведения. Сторонники расширительного понимания полагают, что эта наука зародилась ещё в доиндустриальных обществах. «Излагая историю сравнительного права, многие авторы углубляются в давно прошедшие времена, поскольку относят к нему проявление любого интереса к иностранному праву, любое стремление выйти за рамки собственного права. Однако это ещё не сравнительное право, а лишь заготовки к нему» (Константинеско Л.-Ж. Развитие сравнительного правоведения // Очерки сравнительного права. М., 1981. С. 104). Согласно другой позиции сравнительное правоведение утверждается в XIX в., в условиях индустриальной трансформации общества. Более ранние периоды характеризуются лишь эпизодическим интересом к чужому праву, т. е. далеко не во всех доиндустриальных обществах и не все народы прибегали к сравнению или изучению иноземного опыта. Какая из приведённых позиций представляется вам более убедительной и почему?
Задание 3.4. Правовые системы группируются в семьи, но при этом отсутствует единый подход к критериям классификации самой классификации. «Одни стремятся провести классификацию, исходя из концептуальных структур правовых систем или иерархии различных источников права. Другие считают, что классификация не может основываться на второстепенных технических свойствах, и выдвигают на первый план тип общества, которое стремятся создать с помощью права, или место права в рамках данного социального строя» (См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998. С. 20). Во второй половине XIX в. среди правоведов была популярной идея объединения правовых систем на основе главным образом расовых и языковых признаков или юридико-исторических факторов. Так, сторонник расовой классификации Г. Созер-Холл выделял индоевропейскую, семитскую, монгольскую правовые семьи, а также семью нецивилизованных народов. Кроме того, внутри правовой семьи он вычленял индусское, иранское, кельтское, греко-романское, германское, англосаксонское, латышско-славянское право. Предпринимались также попытки классифицировать правовые семьи на основе единственного критерия – близости того или иного национального права римскому праву. В основе классификации правовых семей известного французского компаративиста Р. Давида лежат два критерия: 1) идеологический критерий (религия, философия, экономико-социальная структура); 2) юридическая техника. При этом учёный выделяет романо-германскую правовую семью, семью общего права и социалистическую правовую семью. Вместе с тем Р. Давид называет и иные правовые семьи, свойственные различным странам. «Одни признают большую ценность права, но само право понимают иначе, чем на Западе. Другие отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламентироваться иным путём. Первые – это страны мусульманского, индусского и иудейского права; вторые – это страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара» (См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998. С. 20).
Интересна классификация К. Цвайгерта, который в качестве критерия выдвигает понятие «правовой стиль», который складывается из следующих факторов: 1) происхождение и эволюция правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природа источников права и способ их толкования; 5) идеология. К. Цвайгерт выделяет восемь правовых стилей: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, дальневосточный, право ислама, индусское право (См.: Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 2000. Т. 1. С. 107–108, 117). Существует также точка зрения, согласно которой правильнее всего не абсолютизировать никакую из классификаций, поскольку «границы между отдельными семьями меняются, возникают более сложные структуры в силу ускоренного движения правовых моделей, их имитаций, или скорее «заимствований» (А. Уотсон), осуществляемых системами друг у друга. В этом случае заимствованные нормы, институты или решения попадают в другой контекст, который их в свою очередь тоже меняет. Это ещё одно поле для исследования новыми поколениями компаративистов» (См.: Малько А. В., Саломатин А. Ю. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс. М., 2010. С. 105). Проанализируйте каждую из приведённых точек зрения, указав их сильные и слабые стороны. Сформулируйте и обоснуйте свою собственную позицию. Задание 3.5. Обратитесь к истории Скандинавских стран периода Средневековья и расскажите о значении Кальмарской унии 1397 г. Каковы особенности шведского и датского абсолютизма в XVII–XVIII вв.? Покажите, как успехи шведской монархии в период Тридцатилетней войны и вскоре после неё способствовали укреплению связей скандинавского права с европейским континентальным правом. Почему, тем не менее, при Карле XII и после него Швеция обращается к национальным правовым ценностям. Результаты выполнения данного задания оформите в виде аналитической справки.
Задание 3.6. Вычлените общие и особенные черты в государственном и правовом развитии Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, оформив результат этой работы в виде таблицы или схемы. Какой правовой опыт и правовые институты вы бы порекомендовали позаимствовать у Скандинавских стран? Задание 3.7. Институт присяжных был знаком ещё франкам в раннее Средневековье и использовался королевскими судьями лишь для идентификации местных правовых обычаев. В Англии эта практика была привнесена норманнами и стала применяться с XVII–XVIII вв. в целях вынесения решений. «Суд присяжных в Англии долгое время распространялся как на уголовные, так и на гражданские дела. Однако в XIX в. Использование присяжных при рассмотрении гражданских споров начинает постепенно сокращаться», в том числе и потому, что присяжные нередко выносят эмоциональные решения. «Так, по искам из причинения вреда здоровью присяжные заседатели частенько принимали вызывающие недоумение общества вердикты, присуждая непропорционально большие суммы компенсации» (Романов А. К. Правовая система Англии. М., 2000. С. 301). Проанализируйте приведённый текст. Сравните тенденции функционирования института присяжных заседателей в Англии и в современной России. Есть ли общие черты? Каковы отличия? Задание 3.8. Английское общее право широко распространилось на многие страны мира в результате английской колонизации. Не менее четвёртой части правовых систем современности – это правовые системы стран, входящих в Британское Содружество. Страны Содружества представляют множество правовых систем, существующих в современном мире, – общее право, мусульманское, романо-германское и др. Наличие особенностей правовых связей обусловлено тем влиянием, которое оказало на развитие национальных правовых систем стран Содружества английское общее право. При всем разнообразии большинство национальных правовых систем в том или ином варианте включает в свой состав английское общее право. Именно это обстоятельство придает черты сходства национальным правовым системам в Содружестве. Дайте подробный анализ географического распространения английского общего права. Какие факторы способствовали внедрению в колонии данной правовой системы? Укажите способы перенесения английского права в доминионы и зависимые страны. По результатам данного анализа подготовьте эссе на тему «Исторические корни и механизм превращения английского общего права в один из элементов действующих национальных правовых систем стран Британского Содружества».
Задание 3.9. Ислам – самая молодая и активная среди мировых религий. В мире насчитывается свыше 1,3 млрд. его приверженцев, причём более чем в 40 странах они составляют большинство населения. Только в странах Европейского Союза проживают более 15 млн. мусульман, и ожидается, что эта цифра возрастёт к 2015 г. до 40 млн. Быстро растут мусульманские общины и в странах за пределами традиционного исламского ареала (в США – 10 млн., в Бразилии – свыше 5 млн., в Японии – около 1 млн. человек) (См.: Володина Н. В. Теологическая система государства и права: системно-правовой анализ современной исламской модели // Современное право. 2005. № 12. С. 64-65). Активность ислама проявляется не только в его стремительном географическом распространении, но и… Продолжите фразу. В чём еще проявляется активность ислама? Назовите такую его особенность, которая предопределила высокую устойчивость и приспособляемость ислама и его правовых норм к социально-политическим и технологическим вызовам современной эпохи. Задание 3. 10. В настоящее время Турция входит в романо-германскую правовую семью, о чём свидетельствую активные заимствования правового материала европейских стран. Однако даже в этой стране нет попыток «революционизироваться настолько, чтобы отбросить всё мусульманство» (Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998. С. 328), хотя время от времени здесь наблюдалось стремление идти наперекор массовому общественному сознанию. Проанализируйте данное положение и прокомментируйте его. Приведите примеры, подтверждающие, с одной стороны, стремление турецких властей углубить реформирование правовой системы, а с другой – отсутствие готовности населения к серьёзным преобразованиям в духе романо-германской правовой семьи. В чём причины такой ситуации? Почему, например, Турция не может позволить себе закрепить обязательный гражданский брак (хотя соответствующий закон был принят ещё в 1926 г.), преобразовать трудовое право, осуществить гуманизацию уголовного права по европейскому образцу? Задание 3.11. Статья 15 Конституции Индии запрещает дискриминацию граждан по причинам, связанным с религией, расой, кастой, полом и местом рождения, а статьи 17 и 18 объявляют вне закона неприкасаемость. «Практика неприкасаемости рассматривается в качестве уголовного преступления и подлежит наказанию вплоть до тюремного заключения. Судам запрещено принимать во внимание обычаи, оправдывающие кастовое неравенство». В соответствии с Законом 1976 г. предусмотрены специальные трибуналы и показательные судебные процессы. Более того, государство финансово поддерживает нижние касты и занимается квотированием для них мест в органах власти и при приёме на работу. Однако в местном самоуправлении по-прежнему господствует традиционная элита. Старые индуистские традиции продолжают торжествовать, красноречивым свидетельством чего является сохранение кастового строя. В чём причины этого? Почему до сих пор не изжита социальная дискриминация в отношении неприкасаемых? В чем причины сохранения самого уродливого проявления традиций индуизма – обряда сати (самосожжения вдов)? Задание 3.12. В целом, несмотря на стремительный социально-экономический прогресс и заметную правовую модернизацию, связанную с вступлением в ВТО и присоединением к основополагающим международным документам по правам человека, правовая система Китая остаётся для Запада «вещью в себе», не до конца понятной и критикуемой за «излишне жёсткий» контроль со стороны государства, ненадёжность и бессистемность законодательства. В то же время в России есть специалисты, которые считают, что подобная критика лишь в очередной раз подтверждает оригинальность любой национальной правовой системы и необходимость её тщательного изучения с учётом всего комплекса исторических и современных факторов, а также внешних правовых влияний. Кто прав? Сформулируйте вашу позицию, обосновав её. Задание 3.13. Япония в силу своего островного и одновременно окраинного положения отличалась не только культурной, но и географической изолированностью. Но эта изоляция не спасла страну от влияния мощного китайского соседа. Японские правители VII–XIII вв. «были знакомы с китайской литературой и искусством, восприняли буддийскую религию и реорганизовали государство по китайскому образцу… Самые ранние из дошедших до нас китайских законов также имеют большое сходство с законами танской династии» (Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: в 2 т. М., 2000. Т. 1. С. 437). Однако по мере формировании централизованного государства выявилось и существенное отличие Японии от Китая. В чём своеобразие исторического пути Японии по сравнению с Китаем? Как это отразилось на японском праве? Проследите эволюцию юридических сборников рицу-рё. Дайте оценку обычного права японского рыцарства букэ-хо. Когда в Японии установился жёсткий иерархический порядок классов, и что этому способствовало? Какую роль играли нормы поведения гири в период сёгуната? Задание 3.14. Вспомните, какими обстоятельствами сопровождалось формирование независимых государств в Центральной и Южной Америке. Чей правовой опыт заимствовали они в XIX и XX вв.? Объясните, почему в латиноамериканском праве особенно заметна роль делегированного законодательства, а в конституционном праве многие нормы заимствованы у США. Как влияет континентально-региональная интеграция на правовое развитие латиноамериканских стран? Напишите эссе о правовом развитии Бразилии и Мексики как наиболее показательных в рассматриваемом контексте стран. Задание 3.15. Как справедливо отмечает Ю. А. Тихомиров, после распада Союза ССР и других социалистических государств произошла поспешная перемена в оценках социалистического права. Фактическое его исчезновение дало повод считать данную систему не более чем историческим памятником. И ряд ученых-юристов, оценивая ее в критическом плане, поспешили вести речь о распространении на территорию бывшего Союза ССР принципов, институтов и норм зарубежного права, прежде всего, романо-германской правовой семьи. Другие обнаруживают преемственность в прошлом и настоящем и призывают к формированию новой правовой семьи, в частности славянской. Сформулируйте вашу позицию по данной проблеме и обоснуйте её. Задание 3.16. Формы (пути) возникновения социалистической правовой системы были самыми разнообразными, в зависимости от конкретного соотношения классовых сил, степени сопротивления эксплуататоров, демократических юридических традиций и других специфических национальных особенностей той или иной страны. При возникновении и развитии новых, социалистических правовых систем выявились и способы их возникновения, имеющие общее значение: во-первых, посредством создания новых правовых источников; во-вторых, посредством использования старых юридических источников, в которые вкладывалось новое содержание, чем придавалось им новое социальное значение. Проанализируйте данные аспекты социалистического права и систематизируйте полученные результаты, оформив их в виде таблиц или схем. Задание 3.17. В целом, несмотря на стремительный социально-экономический прогресс и заметную правовую модернизацию, связанную с вступлением в ВТО и присоединением к основополагающим международным документам по правам человека, правовая система Китая остаётся для Запада «вещью в себе», не до конца понятной и критикуемой за «излишне жёсткий» контроль со стороны государства, ненадёжность и бессистемность законодательства. В то же время в России есть специалисты, которые считают, что подобная критика лишь в очередной раз подтверждает оригинальность любой национальной правовой системы и необходимость её тщательного изучения с учётом всего комплекса исторических и современных факторов, а также внешних правовых влияний. Кто прав? Сформулируйте вашу позицию, обосновав её.
Критерии оценки: - оценка «отлично» выставляется студенту, если студент обнаружил всестороннее систематическое знание предложенных для анализа проблем, письменно сформулировал ответы на поставленные вопросы; - оценка «хорошо» выставляется студенту, если студент правильно применяет теоретические положения при решении практических заданий, однако при ответе на отдельные вопросы допускает некоторые неточности; - оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент имеет знания только основного материала, но не усвоил его детали, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки в письменном ответе; - оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий либо не выполнившему задание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|