Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Ответственность в муниципальном праве




 

СЕМИНАР

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Общая характеристика ответственности в муниципальном праве.

2. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.

3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.

4. Ответственность представительного органа местного самоуправления перед государством.

5. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.

6. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

 

Темы сообщений к семинару:

Проблемы ретроспективной юридической ответственности органов местного самоуправления перед населением.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Ответственность представительного органа местного самоуправления перед государством.

Ответственность глав муниципальных образований перед государством.

Письменные задания на самостоятельную работу:

1. Заполните таблицу сравнения видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:

Основания сравнения Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
перед населением перед государством перед физ. и юрид. лицами
Нормативное основание (по Фед НПА)      
Нормативное основание (по НПА суб. РФ)      
Фактическое основание наступления ответственности      
Субъект ответственности      
Порядок привлечения к ответственности      
Виды мер ответственности      

2. Терминологическое задание:

запишите (или отметьте ранее записанные) определения понятий: «ответственность в муниципальном праве», «роспуск представительного органа муниципального образования», «отзыв выборного должностного лица местного самоуправления», «отрешение от должности главы муниципального образования».

Основные источники, рекомендуемые по теме:

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. М., 2004.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2006.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2007.

Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2006.

Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2007.

Официальные акты высших судебных органов и судебной практики

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева // СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1374.

 

Научная и учебная литература

Алексеев А.И. Муниципально-правовая ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления (на примере субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа) // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 1.

Алексеев И.А. Муниципально-правовая ответственность как комплексный институт юридической ответственности // Государство и право. 2006. № 7.

Борисов А.С. Ответственность местного самоуправления и ее виды // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 2.

Кашо В.С. Ответственность в системе местного самоуправления. Учеб. пособие. Красноярск, 2005.

Князев С.Д. Конституционная ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. № 6.

Куденеев С.В. Проблемы обеспечения законности при реализации нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (на примере Республики Мордовия) // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 3.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М., 2006 (гл. 29)*.

Соловьев С. Ответственность глав муниципальных образований // Законность. 2005. № 8.

Соловьев С.Т. Проблемные вопросы о юридической ответственности глав муниципальных образований // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 4.

Соловьев С.Т. Муниципально-правовая ответственность местного представительного органа: содержание и актуальные проблемы // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 2.

Черногор Н.Н. Становление отраслевого учения об ответственности в муниципально-правовой науке // Муниципальное право и местное самоуправление. 2006. № 12.

Шнитенков А. Глава органа местного самоуправления как субъект должностного преступления // Законность. 2005. № 8.

Шугрина Е.С. Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основной разновидностью учебной деятельности студентов, обучающихся по очной форме, являются аудиторные занятия, поэтому особое внимание уделяется организации и проведению семинарских (практических) занятий. Основной документ, в котором детализируются эти вопросы – планы семинарских (практических) занятий, разработанные в соответствии с тематическим планом.

Для успешной подготовки к семинарских (практических) занятий и наиболее эффективного их проведения студенты должны придерживаться следующих методических рекомендаций:

– на семинарских (практических) занятиях студентам надлежит иметь тетрадь с конспектами лекций, рабочую тетрадь для записей ответов на терминологические и письменные задания, для отражения результатов изучения первоисточников, рекомендованной литературы по соответствующей теме;

– студентам стоит уделить больше внимания терминологии дисциплины, поскольку уяснение понятий и ориентирование в них служит базой понимания отдельной темы и учебного курса в целом. Этому призвано способствовать неукоснительное выполнение в письменном виде терминологических заданий к каждому занятию;

– освоение дисциплины предполагает изучение нормативных правовых актов и литературы, рекомендованных как ко всему курсу, так и к отдельным темам с конспектированием их содержания в рабочей тетради. В учебно-методическом комплексе содержится раздел о выполнении конспекта нормативных правовых актов, в котором представлены наиболее рациональные способы и приемы этого вида самостоятельной письменной работы студентов;

– необходимо развернуто фиксировать ответы на задачи и проблемные ситуации, обсуждаемые на занятиях со ссылкой на нормы права и изученные источники научного и учебно-методического характера;

– для упорядочения получаемых знаний следует оформлять таблицы по итогам самостоятельной работы, стараться построить схемы, отражающие иерархию элементов исследуемых систем, классификацию научных явлений;

– при подготовке к ответу и обсуждении вопросов семинарских (практических) занятий и вопросов для самоконтроля желательно обращаться к опыту осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях Нижегородской области, иных регионов России, стран «дальнего» и «ближнего» зарубежья, материалам средств массовой информации, посвященных данным вопросам. Будет полезно освежить познания, приобретенные за время обучения на предыдущих курсах, «преломить» применительно вопросам образования муниципальных образований и функционирования системы местного самоуправления накопленный багаж знаний;

– важно отражать в рабочей тетради результаты обсуждения вопросов на аудиторных занятиях, конспектировать выступления докладчиков;

– во время проведения семинарских (практических) занятий следует активно принимать участие в обсуждении вопросов, аргументировано отстаивать свою точку зрения, совершенствовать навыки ведения дискуссии, развивать способность к публичному общению, расширять словарный запас;

– обратите особое внимание на то обстоятельство, что итоги самостоятельной работы студентов по вопросам, предусмотренным тематическим планом изучения дисциплины и соответствующими методическими материалами, подводятся и оцениваются преподавателем также на семинарских (практических) занятиях. Поэтому нужно выполнить рекомендованный объем заданий, вынесенных на самостоятельную работу по соответствующей теме до проведения аудиторных занятий;

– студенты, пропустившие семинарские (практические) занятия, получившие на них неудовлетворительные оценки должны явиться на собеседование к преподавателю в кратчайшие сроки. По всем вопросам, возникающим в ходе изучения дисциплины нужно обращаться к преподавателю.

Помимо семинарских (практических) занятий значительное время на изучение дисциплины «Муниципальное право России» отведено самостоятельной работе студентов. Одна из форм самостоятельной работы студентов – подготовка сообщений (докладов). В учебно-методическом комплексе содержатся рекомендации по оптимизации этого вида учебной деятельности студентов и приведена тематика сообщений. Данная тематика дублирует предусмотренные планами семинарских (практических) занятий темы устных сообщений (докладов) к каждому занятию по наиболее сложным, проблемным вопросам. Однако, по согласованию с преподавателем, количество докладов, их темы, могут быть заблаговременно (до проведения соответствующего занятия) скорректированы по инициативе студентов.

Разновидностью самостоятельной учебной деятельности студентов выступает подготовка практикумов. Под практикумом следует понимать комплекс всех выполняемых каждым студентом письменных работ по учебной дисциплине, которые подлежат оценке, выступающей условием допуска студента к промежуточной аттестации – экзамену. Конспекту нормативных правовых актов в данном учебно-методическом комплексе отведена особая роль и их выполнению посвящен специальный раздел. Другие виды письменных работ традиционны, но также выступают составляющими элементами практикума. К ним могут быть отнесены: конспект лекций, письменное решение задач и проблемных ситуаций, ведение терминологических словарей (тезаурусов, глоссариев), а также выполнение таблиц, схем и иных рабочих записей студента.

Учебно-исследовательская работа студентов по учебной дисциплине «Муниципальное право России» предполагает индивидуальную творческую деятельность. Однако четкие лимиты времени позволяют предложить такой вид творческой деятельности как выполнение юридического сочинения (эссе) по вопросам местного значения. Наиболее удачные работы могут быть рекомендованы к обсуждению на учебно-исследовательской конференции по дисциплине, на конкурсы научных работ студентов. Требования по выполнению юридических сочинений (эссе) изложены в отдельном разделе.

Источники учебной дисциплины указаны в учебно-методическом комплексе двумя способами. Во-первых, приведены список литературы, рекомендуемой ко всем темам, который «разбит» на две относительно самостоятельные группы: нормативные правовые акты и учебно-методическая литература и перечень справочно-информационных материалов ко всем темам. Во-вторых, основные источники для каждой темы указаны в разделе письменные задания на самостоятельную работу. Полная библиография учебной дисциплины обширна и потому не может быть включена в учебно-методический комплекс – для углубленного изучения дисциплины «Муниципальное право России» следует обращаться к иным материалам, подготовленным на кафедре.

При изучении дисциплины «Муниципальное право России» поощряются: безупречное выполнение всех элементов практикума; участие студентов в работе научного кружка кафедры; подготовка и выступление на занятиях с сообщениями (докладами), написание учебно-исследовательских работ по проблемам местного самоуправления; полноценная самостоятельная работа и активность на аудиторных занятиях.

Текущий контроль успеваемости студентов по учебной дисциплине осуществляется преподавателем при обсуждении выступлений и ответов на вопросы, при решении задач и проблемных ситуаций на семинарах, заслушивании сообщений (докладов), оценке выполнения письменных работ и качества ведения рабочей тетради, а также путем собеседования на индивидуальных консультациях.

Изучение учебной дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена. В учебно-методическом комплексе приведен примерный перечень вопросов к экзамену. Большая часть вопросов, как правило, рассматривается на аудиторных занятиях, а те из них, что связаны с «особенной», компетенционной частью учебной дисциплины, вынесены на самостоятельное изучение в форме выполнения юридического сочинения (эссе).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...