Демографическая политика в регионе
В Саратовской области, как и в целом по России, ухудшение демографической ситуации отмечается с 1992 года. За последние 10 лет население области уменьшилось с учетом миграционного прироста на 128 тысяч человек. В настоящее время общее число умерших в 1,7 раза превышает число родившихся. Уровень рождаемости почти в 2 раза меньше, чем требуется для простого воспроизводства населения. По официальным прогнозам, при сохранении таких уровней рождаемости и смертности, численность жителей области через 20 лет может сократиться на 260 тысяч человек, или на 10%. Сложившаяся ситуация требует реализации целенаправленных мер на федеральном, региональном и местном уровнях. Так в Послании Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин определил преодоление демографического кризиса и улучшение здоровья нации как основную стратегическую задачу государственных органов. В связи с этим им был издан Указ Президента РФ "О проведении в Российской Федерации Года семьи" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 г. N 1405-р). Государственное регулирование демографического развития Саратовской области осуществляется с 2002 года. Постановлением Правительства Саратовской области от 23 августа 2002 года № 77-П утверждена Концепция демографической политики в Саратовской области на период до 2015 года (далее Концепция). В Концепции под демографической политикой в Саратовской областиподразумевается комплекс мер, направленных на повышение качества человеческого потенциала области, осуществляемых с учетом общих демографических тенденций, специфики демографической ситуации в территориальных образованиях и предусматривающих дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам в соответствии с их социальными, психологическими, национальными и репродуктивными особенностями.
Целью демографической политики, провозглашенной в Концепции, является создание условий для устойчивого демографического развития Саратовской области, воспроизводства населения, достижения оптимальной структуры и качества человеческого потенциала. Концепция стала исходной частью демографической политики, содержащей систему идей, взглядов, определяющих границы правового и идеологического пространства. В Концепции впервые был проведен анализ факторов, влияющих на демографическое развитие региона, и сформулированы основные направления, задачи и приоритеты государственной демографической политики. Неотъемлемую часть демографической политики составляют программы (планы) действий или мер в области рождаемости и семьи, здоровья и смертности, миграции и расселения населения. Принципиальная особенность мер демографической политики заключается в том, что они могут оказывать воздействие на динамику демографических процессов либо непосредственно (путем увеличения количества и качества медицинских и социальных услуг, ввода пособий, компенсаций и других социальных гарантий семьям, имеющим детей, и т.д.), либо опосредованно через человеческое поведение в сфере брака, семьи, рождения детей, образа жизни (путем создания внешних условий, вызывающих изменение ценностных ориентации, установок). В Саратовской области реализуется среднесрочная программа социально-экономического развития области на 2006-2008 годы. Технология создания этого документа уникальна для нашей губернии: в составлении программы приняли участие не только чиновники, но и Союз товаропроизводителей и работодателей, торгово-промышленная палата, школа бизнеса "Диполь", федеральный фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, эксперты из Канады, федерального Минэкономразвития и торговли.
"Главная цель - повышение качества жизни населения, для достижения этой цели мы должны увеличивать валовой региональный продукт в среднем на 7-8% каждый год. Это позволит нам увеличивать доходную часть консолидированного бюджета в среднем более чем на 12% ежегодно. А это значит, что мы сможем больше тратить денег на социальную сферу - здравоохранение, образование, благоустройство, коммуналку. Еще один приоритет - связь, инвестиции в эту сферу только в будущем году вырастут в 1,5 раза, а за три года планируется завершение строительства волоконно-оптических линий связи ко всем райцентрам, телефонизация не телефонизированных сельских населенных пунктов за счет внедрения механизма универсальной услуги. Социальные приоритеты развития - доступное жилье, здесь должна помочь ипотека, развитие здравоохранения и образования, качественные дороги, которые должны продолжить формирование саратовского узла в составе международных транспортных коридоров. Ввод жилья в 2006-2007 годах прогнозировался на уровне 800-900 тыс. кв. м и эта цель была достигнута, в 2008 году количество вводимого жилья должно достичь уже 1 млн кв. метров. Так область встаёт на инвестиционный путь развития экономики. В соответствии с постановлениями от 24 января 2003 года № 3-П и распоряжением Правительства области от 23 ноября 2004 года № 330-Пр были приняты соответственно План первоочередных мер на 2003-2004 годы и План мероприятий на 2005-2006 годы по реализации Концепции. Эти меры были направлены на снижение предотвратимой смертности, в первую очередь младенческой и материнской, создание условий для укрепления здоровья населения и стимулирования рождаемости, укрепление института семьи, регулирование миграционных процессов, формирование нормативного правого поля, создание системы мониторинга и оценки демографической ситуации, в том числе в муниципальном разрезе, организационно-методического и информационного механизма реализации демографической политики. В ходе исполнения этих Планов: систематизированы на уровне области направления работы министерств и ведомств, которые оказывают влияние на тот или иной демографический показатель, а также создана межведомственная Комиссия по реализации демографической политики при Правительстве области;
разработаны дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми, закрепленные новыми областными законами, в том числе "О мерах социальной поддержки многодетных семей", "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет", "Об образовании"; проведена целенаправленная работа по разработке и обеспечению реализации областных целевых программ, оказывающих влияние на демографические процессы и направленных, прежде всего, на поддержку здоровья населения, улучшение условий труда, развитие жилищного строительства, создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, обеспечение государственной социальной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; обеспечена информационная и методическая поддержка демографической политики, в том числе в рамках проекта Фонда ООН по народонаселению "Содействие разработке и реализации региональных стратегий развития народонаселения", путем повышения квалификации специалистов, проведения научных социально-демографических исследований, организации круглых столов, конференций, конкурсов на лучшую демографическую публикацию, детского рисунка, периодического издания демографического бюллетеня, ежегодного доклада "Состояние и тенденции демографического развития Саратовской области"; на основе результатов научных и социологических исследований разработана и принята Концепция семейной политики Саратовской области на 2006-2010 годы, предусматривающая переход от патерналистской семейной политики к политике активизации трудовых и экономических ресурсов семей. Это значит, что основным приоритетом на ближайшую перспективу должно стать развитие социальных программ, служб и услуг, направленных на поддержку семей, не относимых к категории "группы риска", профилактику семейных проблем, формирование ответственного отношения к семейным ценностям и межпоколенным связям.
Качественно новые возможности в осуществлении региональной демографической политики появились с началом реализации приоритетных национальных проектов. Они связаны, в первую очередь, с укреплением материально-технической базы здравоохранения, образования, повышением доступности жилья и уровня оплаты труда специалистов. Проводимые меры уже дают определенные результаты. В области отмечается положительная динамика отдельных показателей демографического развития. Так, в текущем году естественная убыль населения снизилась на 16%, приблизившись к показателям середины 90-х годов, и составила 6,5 человека на 1000 жителей. При незначительном росте уровня рождаемости общая смертность населения сократилась на 5,7%. За последние три года уменьшились показатели смертности от цереброваскулярных заболеваний на 6%; от осложнений сахарного диабета на 35%; от несчастных случаев, отравлений и травм на 10%. Регистрируется стабильное снижение показателей младенческой смертности - с 17,4 в 2001 году до 9,0 на 100 тыс. родивших в 2006 году. За последние три года снизилась заболеваемость и смертность от туберкулеза, наркоманий, вирусных гепатитов и других социально-значимых заболеваний. Производственный травматизм с 2002 года сократился почти на 25%. Этому способствовали изменения в Трудовом кодексе РФ в части создания безопасных условий труда, проведение ежегодных профилактических осмотров и диспансеризации лиц, занятых во вредных условиях труда, проводимой в рамках национального проекта. Вновь появилась тенденция положительного миграционного прироста населения области. В структуре мигрантов граждане трудоспособного возраста составляют почти 70%, дети - 16%. В ноябре 2006 года Правительством области принят План мероприятий на 2007 год, разработанный в соответствии со среднесрочной программой социально-экономического развития области и проектом национальной Программы демографического развития Российской Федерации. Главным целевым ориентиром, заложенным в План, является стабилизация численности населения области к 2015 году на уровне 2,5 млн. человек и увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 65 до 68 лет. В План включены мероприятия по трем приоритетным направлениям, соответствующим основным факторам улучшения демографической ситуации. Первым приоритетным направлением Плана признано "Укрепление здоровья населения, в том числе репродуктивного, снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения". При составлении этого раздела Плана основное внимание было уделено формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечнососудистых заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, алкоголизма, наркомании, табакокурения, выступающих факторами сверхсмертности в трудоспособных возрастах, особенно младших рабочих возрастах (20-39 лет).
В первый раздел вошли мероприятия по реализации национального проекта "Современное здравоохранение", областных целевых программ, а также по проведению "Года здоровья" и "Года молодежи" в Саратовской области. Строительство кардиохирургического центра с его последующим оснащением повысит доступность оказания высокотехнологичной помощи больным сердечно-сосудистой патологией, создание сети перинатальных центров - беременным и детям. Планируется также провести областную акцию "Волна здоровья", многоэтапную акцию по популяризации детско-юношеского и массового спорта. Второе направление - это "Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства". Результатом научно-исследовательской деятельности министерства в области рождаемости стало определение глубинного фактора низкой рождаемости, который заключается в ослаблении потребности в детях в связи с формированием новых репродуктивных установок на малодетную семью. Поэтому в этот раздел Плана вошли как мероприятия, направленные на формирование потребности в 2-3 детях, так и меры по созданию условий для реализации имеющейся потребности в детях. В этот раздел включены мероприятия по реализации областных законов, направленных на поддержку семей с детьми, подготовке новых законопроектов: "О патронатном воспитании" и "Об органах опеки и попечительства", исполнению программ "Дети Саратовской области", "Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства", а также меры содействия занятости населения, по расширению числа дошкольных учреждений, социальных гостиниц для временного проживания детей-сирот, не имеющих жилья, и лиц, попавших в кризисную ситуацию. Третье направление "Регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения области" необходимо в связи с недоиспользованием регионом миграционного ресурса. Главным мероприятием этого раздела является разработка региональной программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Отдельный раздел Плана включает организационные меры по созданию условий для его реализации, включая разработку и внедрение демографических паспортов муниципальных образований и проекта региональной программы улучшения демографической ситуации в Саратовской области на 2008-2010 годы. Демографические паспорта позволят получить достоверные сведения о состоянии населения Саратовской области в территориальном разрезе. Имеющийся опыт научных, социологических исследований и реализации практических мероприятий в предыдущие годы необходимо в полном объеме использовать при подготовке комплексной программы улучшения демографической ситуации в Саратовской области на 2008-2010 годы, реализация которой потребует концентрации усилий органов власти всех ветвей и всех уровней, привлечение ресурса социально ответственного бизнеса, общественных организаций, ученых, практиков, представителей СМИ. Кроме того, Саратовская область имеет огромный запас Федеральных целевых программ, а это; "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)" (Распоряжение Правительства РФ от 11 декабря 2006 г. № 1706-р), в том числе подпрограммы: "Сахарный диабет"; "Туберкулез"; "ВИЧ-инфекция"; "Онкология"; "Инфекции, передаваемые половым путем"; "Вирусные гепатиты"; "Психические расстройства"; "Артериальная гипертония"; "Вакцинопрофилактика" "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы". (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. №832). "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы". (Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. №561) "Дети России" на 2007-2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. №172), в том числе подпрограммы: "Дети и семья", в том числе по направлениям: "Семья с детьми-инвалидами"; "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; "Дети-сироты"; "Одаренные дети", "Здоровое поколение" Реализуются областные концепции: Концепция развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2010 года (с изм. на 4 апреля 2006 г) (Постановление Правительства области от 25 мая 2004 г. № 125-П) Концепция семейной политики Саратовской области на 2006-2010 годы Постановление Правительства области от 26 декабря 2005 г. № 447-П). Концепция информатизации Саратовской области до 2010 года. Постановление Правительства области от 8 декабря 2006 г. № 388-П). Концепция развития здравоохранения в Саратовской области на 2007-2009. годы Постановление Правительства области от 30 января 2007 г. № 9-П). "Профилактика и лечение наркологических расстройств" на 2006-2008 годы; "Неотложные меры борьбы с распространением инфекций, передаваемых толовым путем" на 2006-2008 годы. Охрана репродуктивного здоровья населения" на 2006-2008 годы. Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной "безопасности продуктов крови" на 2007-2009 годы. Семейная медицина" на 2006-2008 годы. Профилактика и лечение артериальной гипертонии на 2001-2007 годы". Развитие экстренной медицинской помощи на территории Саратовской области" на 2005-2007 годы. Создание автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" на 2006-2007 годы Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы, в том числе подпрограммы: "Дети и семья", в том числе по направлениям: "Семья с детьми-инвалидами"; "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" "Дети-сироты"; "Одаренные дети", "Здоровое поколение", "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков" Молодежь Саратовской области" на 2006-2008 годы "Развитие физической культуры и спорта в Саратовской области" на 2005-2008 годы. "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2005-2007 годы Старшее поколение" на 2008-2010 годы. "Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" для учреждений социального обслуживания населения Саратовской области" на 2008-2009 годы. "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области" на 2008-2010 годы. "Информатизация Саратовской области" на 2008-2010 годы. "О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации в Саратовской области" на 2008-2010 годы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|