Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы внешней среды организации.




Общие сведения.

ООО «ГеоСистема» осуществляет свою деятельность с января 2008 года, и уже является довольно известным поставщиком гидроизоляционных материалов в Северо-Западном регионе России.

Полное наименование организации – Общество с ограниченной ответственностью «ГеоСистема».

Логотип компании:

 

Юридический адрес: 191023, Санкт - Петербург, Гороховая ул., д. 40, литер А. Фактический адрес: 194044, Санкт – Петербург, ул. Чугунная, д. 14, а/я 161.

ООО «ГеоСистема» занимается продвижением современных гидроизоляционных материалов и технологий, проводит консультации по строительным работам, осуществляет продажу и доставку следующих видов продукции:

• Гидроизоляционные материалы проникающего действия: ПолиАкватрон, Акватрон – 6 – применяются при проведении работ по бетону, пенобетону, кирпичу, при предполагаемом давлении воды до 12 кг/см2; могут использоваться в качестве добавки в цементно-песчаный раствор при изготовлении стяжек.

• Гидроизоляционные обмазочные материалы: Бастион – ГО, Бастион ГО – 2К – одно-, двухкомпонентные, жесткие и эластичные герметики.

• Быстротвердеющие растворы (гидропломбы): Бастион РБ1, Бастион РБ5 – используются для устранения активных течей.

• Материалы на основе бентонита натрия: ИЗОБЕНТ, БАРЬЕР – применяются для гидроизоляции вертикальных и горизонтальных поверхностей, рабочих и конструктивных швов наземных и подземных бетонных сооружений.

• Мастики двухкомпонентные отверждаемые: ЛТ-1, Тэктор - применяются для гидроизоляции кровли, подвалов, фундаментов, герметизации швов зданий.

• Ленты бутил-каучуковые: Арбис, Викар, Герлен – самоклеящиеся ленты различной ширины, используемые для герметизации металлических, кирпичных, деревянных и полимерных поверхностей.

ООО «ГеоСистема» не является производственной организацией, и осуществляет дилерские и посреднические функции при продвижении товаров. Поэтому смысл существования организации, по мнению руководителя, заключается в обеспечении лучших условий работы своим клиентам, предоставлении им гарантированной поставки современных гидроизоляционных материалов по выгодным ценам.

 

Система управления.

 

Структура управления ООО «ГеоСистема» – линейная, при которой вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управлениz

На мой взгляд, данная структура является оптимальной и, в принципе, единственно возможной при столь небольшом количестве работников. Она обеспечивает четкую систему единоначалия (руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель), структурированность задач, быструю реакцию подчиненных на прямые указания вышестоящего, ясно выраженную ответственность.

Структура управления компании «ГеоСистема» по своему типу является «плоской», так как количество уровней в ней сведено к минимуму. Данный тип структуры в основном используется там, где необходима постоянная координация, то есть в условиях нестабильных и постоянно изменяющихся, что соответствует внешней среде большинства российских малых фирм. «Плоская» структура позволяет установить неформальные связи между начальником и подчиненными, что влияет на эффективность работы организации. При этом из-за небольшой численности персонала устраняется характерная проблема затрудненного процесса контроля.

Очевидно, что при численности персонала равной всего 6 человекам, норма управляемости на предприятии «ГеоСистема» соблюдена (считается, что количество подчиненных, подотчетных одному руководителю, должно быть не более 6-8).

Централизация управления — это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Так как на исследуемом предприятии очень четко выражена система единоначалия, большая часть важных решений принимается непосредственно генеральным директором, можно констатировать, что управление является централизованным.

 

Факторы внешней среды организации.

 

Организации следят за внешней средой с целью выявить и использовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Для этого проводится анализ факторов внешней среды, составляется перечень всех возможностей и угроз организации, сопоставляются аспекты внешней среды организации с внутренними сильными и слабыми сторонами организации для того, чтобы найти ту стратегию развития, которая бы помогала использовать благоприятные возможности и найти действенные ответы на вызовы среды.

Основными факторами внешней среды компании «ГеоСистема» являются:

1) Поставщики

Компания сама не является производителем и, следовательно, качество продукции, ее соответствие российским и международным стандартам зависит только от партнеров фирмы. Поставщики основных товаров оказывают прямое влияние на продажи ООО «ГеоСистема». Например, если компания-поставщик не предоставит товар в оговоренный срок, при этом клиент запросит количество, которое не покроет запас на складе, то компания рискует потерять перспективного клиента и понести убытки.

При этом не следует забывать и про поставщиков коммуникативных, коммунальных и других видов услуг, которые делают возможным функционирование организации.

2) Конкуренты

Другие компании, работающие на том же рынке, в данном случае на рынке гидроизоляционных материалов, могут представлять огромную опасность. «ГеоСистема» входит в число ведущих компаний Санкт-Петербурга, но успешное ведение бизнеса сегодня может смениться упадком из-за нарастающей конкуренции завтра. Поэтому компания должна следить за действиями своих основных конкурентов, оценивать их позиции, анализировать каждый их шаг. В настоящее время необходимо быть гибкими, уметь подстраиваться под изменчивые условия рынка, чтобы оставаться конкурентоспособными.

В число основных конкурентов компании входят «Современная гидроизоляция», «Этна», «ТехноТрейд», «ТСК», «Центр гидроизоляции», «Пластэкс» и др.

3) Политические и правовые факторы

Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Наиболее часто встречающимися являются: изменения в налоговом законодательстве; расстановка политических сил; отношения между деловыми кругами и правительством; патентное законодательство; законодательство об охране окружающей среды; правительственные расходы; антимонопольное законодательство; денежно-кредитная политика; государственное регулирование; федеральные выборы; политические условия в иностранных государствах; размеры государственных бюджетов; отношения правительства с иностранными государствами.

Исследуемая организация является субъектом малого предпринимательства и, следовательно, существенное влияние на нее оказывает налоговое законодательство, которое определяет критерии применения упрощенной системы налогообложения, порядок и сроки сдачи основных форм отчетности организации и др.

Так как «ГеоСистема» является дилером продукции некоторых иностранных фирм, то на нее влияют также различные международные стандарты качества и соглашения по использованию некоторых видов материалов.

4) Экономические факторы

Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию. Например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов, и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные — могут обеспечить предпосылки для его роста.

При анализе внешней обстановки для организации требуется оценить ряд экономических показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые другие.

Ставка процента (уровень процентной ставки) определяет привлекательность и рациональность использования кредита для реализации различных стратегий, краткосрочных и долгосрочных планов организации.

Курсы обмена валют непосредственно влияет на конкурентоспособность продукции ООО «ГеоСистема», так как она торгует как отечественными, так и зарубежными товарами.

Темп экономического роста влияет на возможности и угрозы, предоставляемые внешней средой организации. Когда происходит рост в экономике, увеличиваются расходы потребителей, что вызывает конкурентное давление на организацию из-за быстрого роста числа предприятий в привлекательной области. Снижение темпов экономического роста и. сокращение потребительских расходов также приводят к росту конкурентного давления, вызванного стремлением предприятий, остаться в отрасли в условиях угрозы кризиса.

Инфляция оказывает сильное воздействие как на экономику в целом, так и на фирмы внутри страны. Помимо прямого влияния данного фактора на организацию, в условиях высокой инфляции будущая экономическая обстановка оказывается менее предсказуемой, что затрудняет планирование.

Кроме перечисленных, имеются и другие экономические факторы, такие как структура потребления, экономические условия в иностранных государствах, показатели торгового баланса, изменение спроса, уровень производительности труда в отрасли и темпы ее роста, ставки налогов и др.

5) Технологические факторы

Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых компании должны осознавать и оценивать. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии. Компания «ГеоСистема» должна отслеживать технологические изменения и своевременно искать поставщиков с соответствующими товарами, разрабатывать методы продаж новых видов продукции. Причем очень важно делать это раньше, чем конкуренты.

 

3. Предварительный этап исследования системы управления предприятия.

 

Целью предварительного этапа является укрупненный анализ деятельности организации в целом, определение основных проблем, а также выявление проблемной области.

ООО «ГеоСистема» является молодой компанией, находящейся в фазе роста, заметно прогрессирующей и добившейся заметных успехов за короткий срок своего существования. Безусловно, этому способствовали многие факторы, в том числе и построенная система управления организацией, которая главным образом направлена на достижение основной цели компании – получению максимального размера прибыли.

Анализ основной бухгалтерской документации (форм 1 и 2 бухгалтерского баланса) и рассчитанных по ней экономических показателей (таблица 1) показал, что фирма эффективно использует основные и оборотные средства, имеет значительную выручку, высокий уровень коммерческих расходов. Производительность персонала, эффект работы отражает выработка на 1 сотрудника, которая для малого предприятия является достаточно высокой.

Одним из положительных моментов, влияющих на успешное развитие предприятия, как мне кажется, является то, что компания постоянно проводит мониторинг рынка гидроизоляционных услуг с целью отслеживания действий конкурентов, предпочтений потребителей, выявления новых технологических изменений в продукции. Желание не просто удовлетворить потребности покупателей и сделать сотрудничество как можно более эффективным, а стремление к обеспечению клиентов новыми видами гидроизоляционной продукции - один из ключевых аспектов политики компании. Именно в продвижении современных материалов на рынок взамен устаревших советских способов гидроизоляции и видит миссию организации ее генеральный директор.

Однако при проведении беседы с работниками организации, выяснилось, что персонал фирмы не может четко сформулировать миссию предприятия. Более того, некоторые представления о предназначении организации не совпадают между собой. Например, технический директор полностью разделяет позицию своего руководителя, тогда как коммерческий директор видит миссию «ГеоСистемы» в том, чтобы «выйти в лидеры по продажам на рынке Санкт-Петребурга» и в дальнейшем проводить экспансию в ближайшие регионы. В свою очередь заведующий складом на вопрос «в чем вы видите миссию вашей фирмы?» ответил, что он несет ответственность только за свой склад и остальное его не касается.

Это, безусловно, является проблемой в системе управления организации, так как четкое понимание предназначения фирмы всем персоналом может способствовать ее более эффективному функционированию. Вообще стратегическое планирование является, на мой взгляд, достаточно проблемной областью в управлении фирмы. Стратегические цели ставятся перед персоналом достаточно условно, они никак не закреплены документально, к тому же разрабатываются генеральным директором без использования соответствующих методик (SWOT-, PEST-анализа, матрицы БКГ).

Мне кажется, что недостаточное внимание к такому значимому элементу системы управления, как стратегическое планирование, вызвано тем, что генеральный директор, как и большинство сотрудников, является представителем старшего поколения, он давно работает в данной отрасли и привык полагаться на собственный опыт, без использования современного инструментария менеджмента.

Что касается маркетинговой политики – ее реализация проводится успешно, в полной мере отвечая всем требованиям как компании, так и рынка. «ГеоСистема» участвует в различных форумах и выставках, посвященных современным строительным материалам, размещает рекламу в печатных и Интернет - изданиях. Некоторые работники фирмы пишут статьи в строительные и рекламные журналы, что способствует повышению имиджа организации.

Следует отметить, что такие функции менеджмента, как учет, контроль, регулирование выполняются достаточно эффективно. Этому способствует небольшая численность персонала и, главным образом, сама структура управления. Она обеспечивает четкую систему единоначалия, структурированность задач, быструю реакцию подчиненных на прямые указания руководителя, позволяет быстро собрать необходимую информацию для принятия управленческого решения, дает возможность четко определить ответственность работников.

Вместе с тем обязанности работников определены в основном в устной форме и при определении этой самой ответственности ни руководитель, ни сами работники не ссылаются на должностные инструкции, которые носят в фирме лишь формальный характер. В них прописаны только общие права и обязанности, типовые рабочие функции, безотносительно к данной конкретной организации. Хотя закрепление функций, прав и обязанностей работников документально способствует повышению эффективности работы организации. Если человек четко осознает свои рабочие функции, знает, в чем выражается результат его деятельности, за что конкретно он несет ответственность, то он будет выполнять свою работу более качественно, его деятельность будет направлена на достижение целей всей организации. Поэтому данное упущение в системе управления «ГеоСистема» также может негативно влиять на деятельность предприятия.

Также следует рассмотреть систему мотивации работников в данной организации. Несмотря на то, что фирма функционирует в сегменте рынка строительных материалов, где сложилось представление о том, что основой мотивации сотрудников является заработная плата, генеральный директор использует также и нематериальное стимулирование своих работников. Так наряду с оплатой труда и системой премирования, технический директор и менеджеры по продажам получают возможность самореализации путем написания статей в журналы, разработкой презентаций выступлений на форумах и строительных выставках. Руководитель фирмы также старается подчеркивать важность каждого сотрудника выражением похвалы, общением «на равных». Конечно, система мотивации сотрудников на предприятии в целом довольно далека от идеала, но учитывая общее состояние данной проблемы на подобных предприятиях отрасли, можно констатировать, что «ГеоСистема» довольно неплохо использует материальное и нематериальное стимулирование работников.

Как видно, исследуемое предприятие сталкивается со многими проблемами в области системы управления. Все они взаимосвязаны и, как мне кажется, существует еще одна проблема, которая максимально коррелирует с рассмотренными и оказывает сильное влияние на деятельность всей фирмы. Это низкая организационная культура. Несмотря на то, что предприятие существует уже почти 2 года, организационная культура так и не была в достаточной степени сформирована. Хотя известно, что эта условная система, состоящая из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена и ключевых факторов развития предприятия, является одним из важнейших факторов организационной эффективности.

Поверхностный анализ системы управления ООО «ГеоСистема» показал, что организационная культура данного предприятия четко не выражена ни во внешнем виде работников (униформа даже на уровне использования делового стиля отсутствует), ни в материальных ценностях (компанией не организован выпуск продукции со своей символикой), ни в традициях и привычках, связанных с приемом пищи, ни в трудовой этике. В беседе с генеральным директором выяснилось, что он не уделяет должного внимания данной проблеме, тогда как завоевание серьезного успеха невозможно без опоры на внутренние убеждения, нормы поведения, ценности и установки, принятые в организации. Сильная организационная культура повышает трудовой потенциал компании, ее работники позиционируют себя как часть организации (четко осознают миссию, цели функционирования, а следовательно, часть проблем стратегического планирования автоматически решается), улучшает психологический климат в коллективе, влияет на степень разрешаемости конфликтов, на развитие и самореализацию работников (осознанное выполнение работы, опора на интеллект, свободная циркуляция информации в организации ведет в повышению мотивации сотрудников), способствует повышению имиджа фирмы и выходу на новый уровень развития.

Поэтому я считаю, что низкая организационная культура оказывает наибольшее влияние на проблемы ООО «ГеоСистема» и заслуживает более детального рассмотрения с целью выявления конкретных причин неудовлетворительного состояния данной области системы управления и разработки мероприятий по ее совершенствованию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...