Примечания
(с. 253) Ин. 18: 36.
(с. 254) Мф. 28: 19.
(с. 259) Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо‑ романскому. СПб., 1995.
(с. 259) Sarkar В. К. The Futurism of Young Asia. Berlin, 1922.
(с. 259) Stoddard L. The New World of Islam. New York, 1928.
(с. 259) Ellis H. С. Origin. Structure and Working of the League of Nations. London, 1926.
(с. 260) Taylor G. Environment and Race. London, u. Oxford, 1927.
(с. 260) Haushofer K. Das erwachende Asien // “Suddeutsche Monatshefte”, 1926. Munchen; Idem. “Geopolitik des Pazifischen Ozeans”. II. Aufl. Berlin, 1928.
(с. 260) Strupp K. Panismus // “Frankfurter Zeitung”. 7. III. 1927; “Pan‑ Europa”. VI. 1929.
У буддистов нирвана — чудное, бесконечное, благословенное место, где нет ни страданий, ни смерти, ни увядания, — место спасения и успокоения. [с. 261]
Следует иметь в виду, что археологические и лингвистические изыскания, современная методика научного исследования значительно отдалили в глубь тысячелетий время сложения цивилизаций. [с. 261]
Светское государство пап — Папская область, или Вотчина святого Петра (Patrimomum Petri), — возникло в 756 г., когда франкский король Пипин Короткий передал во владение папе Стефану II территорию в центре Италии. В период своего расцвета оно включало около /итальянских земель. Папская область как монархическое светское государство просуществовала более одиннадцати веков; была ликвидирована в 1870 г. в процессе объединения Италии, когда Рим стал столицей нового государства. С тех пор возник так называемый римский вопрос — конфликт между Ватиканом и Итальянским государством из‑ за владений пап. Как уже упоминалось, конфликт был урегулирован лишь в 1929 г. Латеранскими соглашениями, предусматривавшими образование на территории Рима суверенного государства Ватикан. [с. 261]
Панамериканский союз был создан в 1910 г.; с 1948 г. выполняет функции административного аппарата Организации американских государств. [с. 261]
Флаг, отмечающий резиденцию мандарина. [с. 261]
“Предвидение без гнева и пристрастия” (лат. ). [с. 261]
Нагорная проповедь — проповедь, которую, по преданию, произнес Христос; совокупность нравственных принципов христианской религии. [с. 261]
“Помни, ты вершишь власть над римским народом” (лат. ). [с. 261]
По понятиям феодального средневековья, духовный меч — это наднациональный и всеевропейский авторитет “церковь”. В теории “двух мечей” нашли [с. 261] отражение основные принципы папской теократии, сформулированные папой римским Григорием VII (между 1015 и 1020 — 1085). Согласно этой теории, папству должна принадлежать не только высшая духовная власть в мире, но и высшая светская власть. [с. 262]
Речь идет об основателе династии Ахеменидов Кире Старшем (? — 530 до н. э. ), происхождение которого окутано легендами. Согласно одной из них, он, хоть и царский сын, был подкидышем, воспитанным пастухом. [с. 262]
Как уже упоминалось, Ашока — правитель государства Маурья в Индии, вел борьбу с брахманами. Их господству и авторитету нанес сильный удар, объявив государственной религией буддизм. [с. 262]
См. примеч. 2. С. 200. [с. 262]
Ликторская связка (fasces) — пучок розог, обвязанный ремнями с секирой посередине, который носили ликторы на левом плече как символ власти в Древнем риме [с. 262]
Здесь, вероятно, имеется в виду Италия времен фашистского диктатора Муссолини, который мечтал возродить “Великую Римскую империю” с ее претензией на мировое господство. Итальянские фашисты, исходя из такой “философии истории”, предстали перед современниками с внешними символами и атрибутами Древнего Рима: салютование поднятием вверх правой руки, римский боевой клич “Эйялла”, дикторские знаки, римское обозначение боевых единиц — легионы, когорты, манипулы, центурии и т. д. Своеобразное значение в фашистском лексиконе приобрело слово “Рим”, фашисты употребляли его не только и не столько в смысле “Рим — столица Италии”, сколько “Рим — столица европейской и мировой цивилизации”. [с. 262]
См. примеч. 6. С. 19. [с. 262]
В 1054 г. единство христианского мира было нарушено религиозным расколом, католическая церковь стала подчиняться папе римскому, а православная церковь — византийскому патриарху Османские завоевания и взятие Константинополя турками углубляют это разделение, которое сохраняется и по сей день. Вероятно, автор имеет в виду великий раскол между папствами в Риме и Авиньоне (1378‑ 1417). В результате этого раскола христианская Европа разделилась на две части Испания, Португалия, Франция, королевство Неаполь и Шотландия поддерживали авиньонского папу, другие — папу в Риме. Констанцский собор (1414‑ 1418) решил вопрос о расколе церкви. [с. 262]
Панисламизм — религиозно‑ политическая идеология, в основе которой лежат представления о “единстве” мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в конце XIX в. [с. 262]
Вероятно, имеется в виду создание государств крестоносцев на Востоке по феодальному образцу Западной Европы. Так, участники четвертого Крестового похода основали на завоеванной ими территории Латинскую империю (1204‑ 1260). Эти государства распались под ударами турок. [с. 262]
Панславизм — так в Австро‑ Венгрии и Германии начиная с середины XIX в. называли идеологию западных славян, боровшихся за освобождение из‑ под власти турок и немцев, а также действия России в поддержку национальной независимости болгар, сербов, чехов, хорватов, словаков. В современной интерпретации это идея славянской культурно‑ политической взаимосвязи, находящая выражение в различных концепциях политической философии. [с. 262]
Боробудур — буддийский храм на Яве, время его закладки относят к концу VIII в. [с. 262]
Многочисленные движения или течения во всемирной истории, в названии которых есть частица “пан‑ ” (от греч. — все), употребляемая в сложных словах для обозначения явления в целом, неоднозначны как по форме, так и по содержанию. Отсюда широкая возможность их оценки и истолкования различными исследователями в зависимости от личных взглядов и убеждений, от желания акцентировать внимание на том или ином аспекте данного пандвижения, ведь оно, как всякое социально‑ политическое явление, может включать и позитивные и негативные элементы.
Такой подход отчетливо проступает и в рассуждениях Карла Хаусхофера. который осуждает одни пандвижения и позитивно оценивает другие без достаточных на то оснований, а порой и вопреки очевидной истине. Немецкий геополитик, бесспорно, прав, отрицательно оценивая доктрину панамериканизма. Действительно, [с. 262] ее основу составляет ложный тезис о не существующих в реальности географической, экономической и культурной “общности” и “единстве” всех стран Американского континента. Такие “общность” и “единство” в истории Американского континента, где сложились и сосуществовали не одна, а несколько цивилизаций, были и остаются фикцией Доктрина панамериканизма — не что иное, как политический инструмент Вашингтона. Примечательно, что организационный центр панамериканизма — Панамериканский союз, выполняющий функции административного аппарата так называемой “Организации американских государств”, находится в Вашингтоне. В ином свете предстает, например, паниндийское движение, которое способствовало консолидации национально‑ освободительных сил и сыграло свою роль в завоевании Индией независимости. Следует заметить, что паниндийское движение Хаусхофер рассматривает с точки зрения глобальных интересов Германии в ее соперничестве с Англией, обладавшей в то время огромной колониальной империей, на развал которой делала ставку Германия в стремлении укрепить свои позиции в мире. Когда же речь заходит о пангерманизме, то здесь очевидно откровенное стремление Хаусхофера выдать желаемое за действительное Он не жалеет красок, чтобы придать привлекательный образ движению, которое за время своего существования в полной мере доказало свою шовинистическую, агрессивную сущность.
Пангерманизм — зародившаяся в конце XIX в идеологическая доктрина внешней политики Германии, направленная на включение в состав империи “добром или силой” всех земель, где в той или иной мере существовали германские элементы населения. В колониальной политике пангерманцы стремились к созданию большой германской колониальной империи в Африке и Южной Америке. Организационным центром идеологии пангерманизма стал “Пангерманский союз” (1891‑ 1939), членами которого были видные парламентарии преимущественно консервативного направления, профессора из числа национал‑ либералов, юристы, промышленники, генералы и офицеры. Членами Союза являлись основоположники геополитики Фридрих Ратцель и Рудольф Челлен. Союз финансировался крупными металлургическими фирмами. Его пропаганда постепенно захватывала все более широкие круги. Союз требовал создания обширной германской колониальной империи, призывал к переделу колоний, рекомендовал начать с малых держав (Португалии и Бельгии), но не останавливался перед захватом колоний Англии и Франции, ограблением и расчленением России, захватом Прибалтики, Украины и Кавказа. В Европе Пангерманский союз интересовали Скандинавия, Голландия, Дания и часть Швейцарии, которые должны были стать частями Германской империи. Пангерманцев особенно привлекало побережье Па‑ де‑ Кале по соображениям стратегическим и железорудные бассейны Брией и Лонгви по соображениям экономическим. Их аппетиты распространялись также на Бельгию и Францию. Пангерманцы советовали не обращать внимание на такие “мелочи”, как международное право, торжественное признание Германией нейтралитета Бельгии, призывали не церемониться с доктриной Монро, требовали превращения Португалии в немецкую колонию, а междуречье Тигра и Евфрата — в хлопковую провинцию Германии. Притязания пангерманцев затрагивали интересы народов Балканского полуострова, которые должны были стать ее вассалами. Союзную Австро‑ Венгрию предполагалось объединить с Германской империей. Вместе с Балканами она должна была стать мостом в Турцию, по которому пройдет пресловутый “Drang nach Osten” — “Натиск на Восток”. Иными словами, Пангерманский союз занимался активной пропагандой империалистической экспансии Германии Неудивительно, что из арсенала пангерманцев гитлеровцы заимствовали многие идеи. [с. 263]
Банзе Эвальд (1883‑ 1953) — немецкий географ и военный писатель. В 1912 г. опубликовал свои соображения по поводу географического деления земной поверхности. Новый подход был продиктован стремлением установить такие крупные области (Erdteile), в которых географической среде отвечала бы культурная индивидуальность. Так, для “Ориента” (Ближний Восток и Северная Африка) критериями, согласно Банзе, служат “степи” и ислам, для Монголии — [с. 263] не только степной и пустынный характер природы, но также расовые и религиозные признаки В результате получилась эклектичная система, научная ценность которой весьма сомнительна Банзе один из первых среди немецких географов принял нацистскую доктрину Одна из основных работ Банзе — “Пространство и люди в мировой войне”, где он воспевал культ войны. [с. 264]
26 сентября 1907 г. британская колония Новая Зеландия получила статус доминиона. [с. 264]
Доктрина Монро — декларация принципов внешней политики США, провозглашенная в послании президента Дж. Монро конгрессу 2 декабря 1823 г. Ее суть выражается в формуле “Америка для американцев”. В первой половине XIX в. доктрина Монро имела оборонительный характер и была направлена против какого бы то ни было вмешательства европейских государств, объединенных в Священный союз, в дела Американского континента. Вступлением в первую мировую войну США порвали с одним из руководящих принципов доктрины Монро — невмешательством в дела Европы. [с. 264]
Бальбоа Васко Нуньес (1475‑ 1517 гг. ) — испанский мореплаватель‑ конкистадор. В 1513 г. первым из европейцев пересек Панамский перешеек и открыл Тихий океан. [с. 264]
Дрейк Фрэнсис (около 1545 — 1595 гг. ) — легендарный английский мореплаватель и пират. Совершил второе после Магеллана кругосветное путешествие (1577‑ 1580 гг. ). [с. 264]
Министр Японии. [с. 264]
В 1925 г. Советское правительство приняло решение (в рамках сотрудничества с Гоминьданом) об учреждении в Москве Университета имени Сунь Ятсена. Это учебное заведение готовило прежде всего кадры политических работников‑ революционеров. Отбор будущих слушателей всецело доверялся китайской стороне. На открытии Университета в ноябре 1925 г. выступил Троцкий, проявлявший интерес к китайской революции как практической попытке осуществления “перманентной революции”. Первым ректором Университета был К. Радек, читавший там лекции по истории китайской революции Известно, что осенью 1926 г. перед слушателями выступали Троцкий и Сталин, между которыми возникла дискуссия о характере китайской революции. По Троцкому, на повестке дня в Китае стояла социалистическая революция, по Сталину — буржуазная. Исходя из разных посылок, ораторы формулировали исходные принципы. Троцкий считал необходимым разрыв с Гоминьданом, Сталин — сотрудничество с ним. Университет функционировал до 1930 г. [с. 264]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|