Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение системы первичных социальных связей




СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ

 

Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими инди­видами. В соответствии со своими потребностями и интересами че­ловек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет со­бой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые назы­ваются контактами.

Пространственные контакты. Для того чтобы взаимодействовать с другими индивидами, каждый член общества или социальной груп­пы прежде всего должен определить, где эти индивиды и сколько их. Это простое на первый взгляд обстоятельство, тем не менее, весьма важно, так как является, во-первых, необходимым звеном формиро­вания социальных взаимосвязей, а во-вторых, первоначальным момен­том, от которого зависит выбор человеком его дальнейшего поведе­ния.

Каждый из нас ежедневно сталкивается со многими людьми в транспорте, на стадионе, на работе. Не задумываясь, мы проходим ми­мо них, но постоянно помним об их существовании. Это выражается в изменении нашего поведения в присутствии других. Переходя ули­цу, человек оглядывается по сторонам, пытаясь увидеть людей в ав­томобилях. Он знает об их существовании и хочет определить их ме­стоположение. Девушка, только что веселившаяся у себя дома, выходя на улицу, придает себе серьезный вид потому, что она знает о при­сутствии на улице других людей.

Н.Н. Обозов выявил два типа пространственных контактов:

1) предполагаемый пространственный контакт, когда поведение че­ловека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Исследователь социальных взаимосвязей Я. Щепаньский называет такой контакт опосредованным и приводит при­мер: начальник отдела кадров, зная о наличии потенциальной рабо­чей силы, дает объявление о приеме на работу [120, с. 87];

2) визуальный пространственный контакт, или контакт «молча­ливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологических исследованиях применяется термин «публичный эффект», суть кото­рого заключается в том, что характеристики индивидуальной деятель­ности и поведения изменяются под влиянием пассивного присутст­вия других людей [120, с. 88].

Пространственный контакт — первоначальное и необходимое зве­но формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек мо­жет выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов.

Контакты заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Всту­пая в пространственный контакт, каждый индивид может обратить внимание на других индивидов или социальные группы, выделяя их из всех пространственно воспринимаемых социальных объектов. На­пример, находясь в метро, театре или в компании, вы выделяете оп­ределенного человека, с которым связываете положительные или от­рицательные эмоции, т.е. того, кто обладает чертами или свойствами, соответствующими вашим интересам. Этот человек может быть вам любопытен, скажем, в силу необычной внешности, возможного нали­чия у него ценной для вас информации, проявления физической си­лы, смекалки или, наоборот, глупости и невежества. Вы сравниваете этого человека с собой, пытаясь неосознанно или сознательно опре­делить причину вашего интереса. Такой контакт может быть обоюд­ным или односторонним, очным или заочным, вызывать негативные или позитивные эмоции.

Психологический механизм возникновения подобного контакта представляется таким. Каждая личность обладает набором мотивов относительно различных сторон окружающей его действительности. Эти мотивы представляют собой продукт прошлого опыта и сущест­вующих в настоящее время потребностей. Причем в данном случае мотив трактуется как побуждение к деятельности связанное с удов­летворением потребности. Мотивы связаны между собой и состав­ляют мотивационную структуру, имеющуюся в сознании каждой личности. В основном они являются потенциальными, т.е. до опре­деленного времени не проявляются в человеческом поведении. Од­нако в какой-то момент происходит соединение потребности лично­сти с каким-либо объектом окружающей среды.

Соответствующий данной потребности мотив актуализируется, и возникает интерес — форма проявления потребности, обеспечиваю­щей направленность личности на осознание целей деятельности. Ак­туализированный мотив и интерес — это еще не социальное дейст­вие, но лишь первые шаги к его осуществлению. Во время контакта заинтересованности действует именно такой механизм актуализации мотива. Подобные контакты способствуют возникновению более сложных взаимосвязей. Контакт заинтересованности может прервать­ся или продолжиться в зависимости от многих факторов, но прежде всего от силы и важности для личности актуализированного мотива и соответственно силы интереса; степени взаимности интересов; сте­пени осознания своего интереса; окружающей обстановки.

В контактах заинтересованности проявляются уникальные инди­видуальные черты личности, а также особенности социальных групп, организаций, институтов, к которым она принадлежит. Например, кра­сивая девушка может привлечь к себе внимание молодого человека, но может оказаться совершенно безразличной предпринимателю, ин­тересующемуся в основном денежными проблемами, или спортивно­му тренеру, отыскивающему спортивные таланты.

Контакты обмена. Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосно­вения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (ма­териальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.). Я. Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они пред­ставляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в кото­рых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изме­нить поведение других индивидов. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида кон­центрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, всту­пающем в обмен.

Ежедневно человек имеет множество контактов обмена: покупает билеты на транспорт, обменивается репликами с пассажирами в мет­ро или автобусе, спрашивает, как найти какое-либо учреждение, и т.д. В большинстве случаев при осуществлении контактов обмена он со­вершенно не обращает внимания на индивидов, с которыми вступает в контакт. Его интересует всего лишь предмет обмена. Наиболее извест­ный пример развития и совершения контактов обмена приводит Я. Щепаньский. Этот пример связан с покупкой газеты. Первоначально у ин­дивида возникает на основании вполне определенной потребности пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и с продавцом, по­сле чего совершается обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания — потребности в приобретении газеты. Имен­но этот предмет является центральным в появлении интереса и после­дующем контакте обмена. Повторяющиеся контакты обмена могут привести к возникновению более сложных видов социальных взаимо­связей, обращенных не на предмет обмена, а на человека. Например, могут возникнуть дружеские отношения с продавцом [120, с. 89].

Социальные контакты имеют большое значение в изучении мес­та каждого индивида в системе социальных связей, его группового ста­туса, особенностей исполнения им своей социальной роли в группе. Измерение числа и направленности социальных контактов позволя­ет определять структуру социальных взаимодействий и характер со­циальных отношений. Кроме того, именно социальные контакты яв­ляются основой группообразующих процессов, первым шагом в об­разовании социальных групп.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...