Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восприятие культуры членами общества




 

Культура в жизни человека играет весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколе­ниям, а также другим группам. Культура возвышает человека над ми­ром животных, создавая духовный мир, она способствует человече­скому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверие, бесчело­вечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено для уничтожения людей.

Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы по­лучить возможность снизить напряженность во взаимодействии че­ловека с порожденной им культурой.

Этноцентризм. Существует известная истина, что для каждого че­ловека земная ось проходит через центр его родного города или де­ревни. Американский социолог У. Саммер [212, с. 13] назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.

Без сомнений мы допускаем, что моногамные браки лучше поли­гамных, что молодые люди сами должны выбирать партнеров и это лучший способ образования супружеских пар, что наше искусство яв­ляется самым гуманным и благородным, в то время как искусство, при­надлежащее другой культуре, вызывающе и безвкусно. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все дру­гие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, вы­соки или низки, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких позитивных выражениях, как «избранный народ», «истинное учение», «сверхраса», и в негативных — «отсталые народы», «примитивная культура», «грубое искусство».

В какой-то степени Этноцентризм присущ всем обществам, и да­же отсталые народы в чем-то чувствуют свое превосходство над всеми остальными. Они, например, могут считать культуру высоко­развитых стран глупой и абсурдной. Не только общества, но и боль­шинство социальных групп (если не все) в обществе этноцентричны. Многочисленные исследования организаций, проведенные социо­логами разных стран, показывают, что люди склонны переоценивать собственные организации и при этом недооценивать все другие. Эт­ноцентризм — всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов. Правда, в этом вопро­се могут быть исключения, например: евреи-антисемиты, аристо­краты-революционеры, негры, выступающие против негров по вопро­сам ликвидации расизма. Очевидно, однако, что такие явления мож­но считать уже формами отклоняющегося поведения.

Возникает естественный вопрос: Этноцентризм — это негативное или позитивное явление в жизни общества? Трудно ответить на этот во­прос четко и однозначно. Попытаемся определить положительные и от­рицательные моменты в таком сложном культурном явлении, как этноцентризм. Прежде всего следует отметить, что группы, в которых су­ществуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам или субкультурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправ­дывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; без не­го невозможно проявление патриотизма. Этноцентризм — необходимое условие появления национального самосознания и даже обычной груп­повой лояльности. Конечно, возможны и крайние проявления этноцен­тризма, например национализм, презрение к культурам других об­ществ. Однако в большинстве случаев Этноцентризм проявляется в бо­лее терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочи­таю мои обычай, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Итак, мы сталкиваемся с явлени­ем этноцентризма практически ежедневно, когда сравниваем себя с людьми другого пола, возраста, представителями других организаций или других регионов, во всех случаях, когда имеются различия в куль­турных образцах представителей социальных групп. Всякий раз мы ста­вим себя в центр культуры и рассматриваем другие ее проявления в постоянном сравнений с образцами своей культурной среды.

Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии. Уже одно упоминание об опасности, например для существования какой-либо организации, сплачивает ее членов, повы­шает уровни групповой лояльности и этноцентризма. Периоды напря­женности в отношениях между нациями или национальностями все­гда сопровождаются повышением интенсивности этноцентристской пропаганды. Возможно, это связано с подготовкой членов группы к борьбе, к предстоящим лишениям и жертвам.

Говоря о той значительной роли, которую Этноцентризм играет в процессах групповой интеграции, в сплочении членов групп вокруг определенных культурных образцов, следует отметить и его консер­вативную роль, негативное влияние на развитие культуры. Действи­тельно, если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-то со­вершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других куль­тур? Опыт показывает, что подобная точка зрения может значитель­но замедлить процессы развития, протекающие в обществе с очень высоким уровнем этноцентризма. Примером может служить опыт на­шей страны, когда высокий уровень этноцентризма в довоенный период стал серьезным тормозом развития культуры. Этноцентризм может быть также инструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества. Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым и стремят­ся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма. Еще в Древнем Риме у представителей неимущих слоев культивировалось мнение, что, несмотря на нищету, они все-таки граждане великой империи и потому выше других народов. Это мнение специально создавалось привилегированными слоями рим­ского общества.

Культурный релятивизм. Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существуют подходы к другим культурам, которые смягчают действие этноцентризма и позволя­ют находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный ре­лятивизм. Его основой служит утверждение, что члены одной социаль­ной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культу­ру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с осо­бенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и зна­чение этого элемента могут рассматриваться только в контексте опре­деленной культуры. Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тро­пиках. То же можно сказать и о других более сложных культурных эле­ментах и о комплексах, которые они составляют. Культурные комплексы, касающиеся женской красоты и роли женщины в жизни общества, раз­личны в разных культурах. Важно только подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования «нашей» культуры, а с точки зре­ния культурного релятивизма, т.е. признавая за другими культурами возможности иных, отличных от «наших» интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций. Эта точка зрения, естественно, не этноцентрична, но помогает сближению и развитию раз­личных культур.

Нужно понять основное положение культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной культурной сис­темы являются правильными и общепринятыми потому, что они хо­рошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие же счи­таются неправильными и ненужными потому, что их применение по­рождало бы болезненные и конфликтные последствия только в дан­ной социальной группе или только в данном обществе. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе — сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведе­ние членов иных социальных групп, признавая их право на сущест­вование.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...