Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

В соответствии с Законом №82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.[36], с изменениями и дополнениями в редакции федеральных законов №78-ФЗ от 17 мая 1997 г. и №112-ФЗ 19 июля 1998 г., деятельность общественных объединений основывается на принципах: добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Ограничения составляют следующие основания: создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни (ст. 16).

Законом РФ №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.[37] в Российской Федерации свобода совести и веры исповедания гарантируются правом каждого исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 3). Ограничены эти права и свободы могут быть федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным законом №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г.[38] определены гарантии, общие меры государственной поддержки соответствующих объединений в России, предусмотрены основные направления и формы государственной поддержки и ответственность лиц, федеральных органов исполнительной власти и руководителей молодежных и детских объединений за исполнение настоящего Федерального закона, а также судебная защита прав молодежных и детских объединений.

Таким образом, российское законодательство предоставляет общественным объединениям свободу их образования и деятельности, детализирует и гарантирует реализацию положения ст. 30 Конституции о праве каждого на объединение, а также содержит некоторые запреты в целях защиты конституционного строя России.

Однако, как показывает практика, реализация политических прав и свобод граждан в России порой сопровождается массовыми беспорядками, иными нарушениями общественного порядка и законности, созданием угрозы общественной безопасности и конфликтами с правоохранительными органами, включая органы внутренних дел.

Законодательство различных стран примерно одинаково регламентирует общественные отношения, связанные с организацией и проведением уличных шествий, митингов и демонстраций. Их организаторы обязаны заранее сообщить об этом властям.

Так, в соответствии с Законом Франции[39] от 23 октября 1935 г. (ст.1), с последующими незначительными изменениями, порядок организации и проведения массовых мероприятий граждан и их объединений (манифестаций) связан с обязанностью их организаторов заблаговременно информировать власти о готовящихся массовых выступлениях. В противном случае проведение подобных мероприятий запрещено. С 1960 г. во Франции все собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации в общественных местах, если они осуществляются без согласования с властями, считаются «сборищами» и в обязательном порядке подлежат пресечению силами полиции. В соответствии со ст. 104 Кодекса Франции «О наказаниях»[40] в общественных местах запрещены: а) вооруженные сборища; б) невооруженные сборища, которые нарушают общественное спокойствие[41].

В Австрии действует Конституционный закон «О запрете национал-социалистической рабочей партии» от 8 мая 1945 г[42]. и Конституционный закон «О военных преступлениях и других злодеяниях национал-социализма»[43]. На основании этих двух законов народные суды за период 1945-1955 гг. рассмотрели 13829 уголовных дел[44].

В соответствии с §8 Конституции Германии [45]право граждан на уличные шествия и демонстрации выражается в том, что «… все немцы имеют право принимать участие в мирных демонстрациях и собраниях без предварительной регистрации или специального разрешения при условии, что они не будут иметь при себе оружие». Однако в Германии действует также специальный Закон «О собраниях» от 24 июня 1953 г., с изменениями и дополнениями в редакции от 15 ноября 1978 г.[46], в котором, в частности (§14) закреплено: «… тот, кто намеревается организовать общественное собрание под открытым небом или демонстрацию, шествие и иные мероприятия с участием людей, должен заявить об этом компетентным органам не позднее, чем за 48 часов до публичного объявления о своем намерении»[47].

Расовые отношения в Великобритании регулируются Законом «О расовых отношениях» 1976 г., которым запрещается прямая или косвенная расовая дискриминация в сфере занятости, образования, предоставления услуг и товаров. Разд. «5а» Закона «Об общественном порядке» 1936 г. объявляет уголовно наказуемым деянием печать и распространение материалов, а также публичное употребление слов, каким-либо образом угрожающих цветным, оскорбляющих их достоинство, возбуждающих вражду против представителей проживающих в Великобритании расовых групп[48].

В столице США, Вашингтоне, правила проведения массовых мероприятий на улицах устанавливаются местным муниципалитетом. Они предусматривают обязательную подачу на рассмотрение властей специальной анкеты - заявления не позднее, чем за 4 дня (исключая выходные и праздничные дни) до даты проведения планируемого массового мероприятия[49]. Аналогичные требования содержатся в законодательстве Бельгии, Швеции, Испании, Японии и многих других государств[50].

Таким образом, зарубежное законодательство, в том числе развитых демократичных государств, показывает, что предоставленные гражданам этих стран политические права и свободы при их реализации не должны дестабилизировать общую политическую обстановку в стране, создавать массовые беспорядки, угрожать безопасности граждан и интересам государства. В этой связи основным требованием к организаторам массовых мероприятий является предварительное уведомление и согласование их проведения с властями, поскольку последние обязаны быть готовыми к самым непредсказуемым действиям со стороны митингующих и принять соответствующие меры для предотвращения негативных последствий таких акций.

В многонациональной России проблемы политического и религиозного экстремизма тесно переплетаются с вопросами борьбы против терроризма, в частности с ведением военных действий против бандформирований в Чечне, а также с вопросами взаимоотношений Федерации и ее субъектов по применению федеральных законов на территории субъектов федерации. Сюда примыкают проблемы межнациональных отношений, вопросы государственно-территориального устройства и др. (сохранение единого федеративного государства, обеспечение прав человека и гражданина на территории субъектов РФ, в частности, права пользования родным языком и т.д.)

Согласно ст.20.2 КоАП РФ, нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на участников от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Объектом данного правонарушения является, таким образом, установленный порядок организации, либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Согласно ч.3 ст.20.2 ответственность за данное правонарушение ожесточается, если эти действия не санкционированы и проходят в непосредственной близости от таких объектов, как ядерная установка, пункт хранения ядерных материалов и т.п.

Объективная сторона данного правонарушения представляет собой действия, нарушающие установленные законом требования на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий[51] и т.п. На проведение данных мероприятий требуется разрешение местных органов власти. Если эти действия происходит в непосредственной близости от территории особо опасных объектов, то это – реальная угроза безопасности населения.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуются умыслом, как правило, прямым. Организаторы и участники осознают, что эти действия противоправны, они предвидят, что в результате их совершения будут нарушены общественный порядок и общественная безопасность. Возможны случаи, когда участники несанкционированных собраний и митингов не желают нарушать общественный порядок и безопасность, но сознательно допускают это. В этом случае такие действия совершаются с косвенным умыслом. Законодатель выделил два вида субъектов правонарушения: организатора(ов) и участников. Степень ответственности организаторов выше, чем участников.

Субъектом данного правонарушения может быть любой вменяемый гражданин, достигший 16-летнего возраста, если он является организатором или участником массовой акции.

Дела о данных правонарушениях в соответствии с ч.1. ст.23.1 КоАП рассматривают мировые судьи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...