Нарушение требований пожарной безопасности
Согласно ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 150-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров. Правила пожарной безопасности[52] в Российской Федерации введены в действие Приказом МВД России от 14 декабря 1993 г. N 536 (в ред. Приказа МВД России от 20 октября 1999 г. N 817; зарегистрированы в Минюсте России 27 декабря 1993 г. N 445). Обязательное требование к инструкции о мерах пожарной безопасности, требования пожарной безопасности по совместному хранению веществ и материалов (по ГОСТ 12.1.004-91) определены соответственно приложениями 1, 2 к вышеназванным Правилам.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных Правил гражданами, должностными лицами, юридическими лицами квалифицируются по ч. 1 комментируемой статьи[53]. В области пожарной безопасности предприятия обязаны: - соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; - разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; - проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; - включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; - содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; - создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой; - оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; - предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче - смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил; - обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; - предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; - незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
- содействовать деятельности добровольных пожарных. Согласно Правилам судебно - медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, утвержденным Приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. N 407, признаком тяжкого вреда здоровью является опасный для жизни вред здоровью, а при отсутствии этого признака - последствия причинения вреда здоровью, такие, как: - потеря зрения, речи, слуха; - потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций; - неизгладимое обезображение лица; - расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть; - полная утрата профессиональной трудоспособности; - прерывание беременности; - психическое расстройство; - заболевание наркоманией или токсикоманией. Признаками вреда здоровью средней тяжести являются: - отсутствие опасности для жизни; - отсутствие последствий, указанных в ст. 112 УК РФ и изложенных в разделе втором Правил судебно - медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью; - длительное расстройство здоровья; - значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть. Под длительным расстройством здоровья следует понимать временную утрату трудоспособности продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня). Под значительной стойкой утратой трудоспособности менее чем на одну треть следует понимать стойкую утрату трудоспособности от 10 до 30% включительно. Нарушение Правил пожарной безопасности, повлекшее причинение легкого вреда здоровью человека, квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи. Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, смерть человека или иные тяжкие последствия, квалифицируется как преступление (ст. 219 УК). Согласно ст. 33 Федерального закона «О пожарной безопасности»[54] под сертификацией понимается деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяется Государственной противопожарной службой.
По инициативе граждан и юридических лиц может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Сертификат пожарной безопасности является обязательной составной частью сертификата соответствия. Оплата работ по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на проведение сертификации относятся на себестоимость продукции и услуг. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» деятельность в области пожарной безопасности подлежит обязательному лицензированию. Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[55] лицензированию подлежат следующие виды деятельности: - деятельность по предупреждению и тушению пожаров; - производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование по указанным видам деятельности отнесено к ведению МЧС России. Согласно указанному Перечню лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов осуществляют МЧС России и Госгортехнадзор России. Совершение лицензиатом административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 - 3 комментируемой статьи, рассматривается в качестве нарушения лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей. Согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. 2.2.6.Нарушение требований режима чрезвычайного положения
Согласно ст.20.5 КоАП РФ, нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до тридцати суток. Чрезвычайное положение означает введение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особого правового режима деятельности органов государственной власти, муниципальных органов, организаций частного и публичного права, их должностных лиц, общественных объединений, допускающего установленные Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»[56] ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных физических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Указанные меры и ограничения обусловлены обстоятельствами введения чрезвычайного положения. К таким обстоятельствам относятся: а) насильственные противоправные действия, посягающие на основы конституционного строя РФ, иные насильственные действия, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, препятствующие деятельности органов государственной власти и муниципальных органов (см. п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). Данные обстоятельства всегда возникают вследствие умышленных действий лица, группы лиц, целью которых является причинение вреда общегосударственным интересам или охраняемым законом правам граждан РФ; б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, возникновение которых не связано с противоправными действиями физических лиц. Данные обстоятельства обусловлены не злоумышленными действиями - их возникновение предопределено не зависящими от воли людей стихийными и иными бедствиями (см. ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). Необходимой правовой предпосылкой установления особого правового режима чрезвычайного положения является принятие Президентом РФ указа о введении чрезвычайного положения на всей территории РФ или в ее отдельных местностях, подлежащего незамедлительному обнародованию. О принятии данного указа Президента РФ должна быть незамедлительно уведомлена Государственная Дума, текст указа Президента РФ подлежит передаче на утверждение Совета Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования, независимо от его официального опубликования. Меры административного принуждения, ограничения прав, свобод граждан и полномочий государственных и иных органов, организаций, субъектов частного права в условиях чрезвычайного положения обусловлены причинами, явившимися предпосылкой для их применения. В случаях насильственных противоправных действий введение режима чрезвычайного положения сопряжено с особыми методами воздействия, следствием применения которых является ограничение не только полномочий органов государственной власти субъектов РФ, но и полномочий территориальных органов министерств и ведомств. Меры административного принуждения, примененные в условиях чрезвычайного положения, включают административные санкции к нарушителям данного правового режима и меры административного пресечения, применение которых сопряжено с необходимостью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Меры административного пресечения, в отличие от административных санкций, применяются также и к лицам, соблюдающим правовой режим чрезвычайного положения. Временное изъятие имущества как мера административного пресечения предусматривает приостановление права собственности изъятого имущества либо ограничение отдельных правомочий - владения, пользования, распоряжения. Данная мера, как правило, применяется в отношении движимого имущества: у граждан могут быть изъяты оружие и боеприпасы, ядовитые вещества, а у организаций, наряду с указанным имуществом, - также боевая и учебная военная техника (см. п. "д" ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). При необходимости обеспечения аварийно - спасательных и других неотложных работ у граждан могут быть временно изъяты также транспортные средства. По смыслу п. "е" ст. 13 данного Федерального конституционного закона изъятие транспортных средств граждан допускается в исключительных случаях, обусловленных введением чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в п. "б" ст. 3 данного Закона. Временному изъятию подлежат материальные и культурные ценности в случае эвакуации данного имущества при наличии обстоятельств, предусмотренных п. "к" ст. 11 данного Федерального конституционного закона. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» не всегда детализирует сущностные особенности временно изъятой вещи: по смыслу п. "в" ст. 13 «мобилизация ресурсов организации» может быть истолкована и как мера административного пресечения, предусматривающая временное изъятие имущества (законодательство не определяет содержание понятия «мобилизация», указанное значение данного термина возможно при лингвистическом истолковании). Временное изъятие имущества не предполагает прекращения права собственности изъятой вещи в случае ее реквизиции. Хотя данная мера административного принуждения прямо не предусмотрена Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», применение реквизиции в условиях чрезвычайного положения допускается по основаниям, определенным п. 1 ст. 242 ГК, согласно которому применение реквизиции возможно при наличии обстоятельств, «носящих чрезвычайный характер... в порядке и на условиях, установленных федеральным законом». Пункт "в" ст. 13 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" не исключает реквизиции имущества в случае мобилизации ресурсов организации при наличии обстоятельств, указанных в п. "б" ст. 3 данного Закона. Административный досмотр может быть применен как к добросовестным гражданам, так и к нарушителям режима чрезвычайного положения. Административный досмотр «вещей, жилища и транспортных средств граждан» предусмотрен п. "в" ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» только в случае насильственных противоправных действий (т.е. при наличии обстоятельств, указанных в п. "а" ст. 3 данного Закона). Административный досмотр лиц, находящихся при них вещей и транспортных средств предусмотрен при нарушении правил комендантского часа - в указанных случаях досмотр предшествует применению иных принудительных действий, например административного ареста, либо осуществляется независимо от них (см. п. 1 ст. 31 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). Административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». По смыслу п. "а", "в" ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя. В отличие от административного ареста, задержанию могут быть подвергнуты не только нарушители, но и добросовестные граждане. Административное задержание относится к превентивным действиям, предупреждающим причинение имущественного ущерба или телесного (физического) вреда, обусловленного чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, в том числе эпидемиями и эпизоотиями. В последних двух указанных случаях задержание представляет собой меру административного пресечения, предшествующую выдворению граждан за пределы территории, на которой введен карантин (в соответствии с п. 3 ст. 31 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). Таким образом, нарушение правил комендантского часа квалифицируется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», нарушения иных требований режима чрезвычайного положения - в соответствии с комментируемой статьей КоАП. Административное выдворение применяется в отношении лиц, не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение. Административное выдворение, применяемое в качестве вынужденной, превентивной меры в отношении лиц, временно отселяемых с территории стихийных и иных бедствий, всегда сопряжено с правоохранительными действиями - предоставлением эвакуируемым (отселяемым) лицам стационарных или временных жилых помещений, оказанием содействия в их трудоустройстве, возмещением причиненного материального ущерба (см. п. "а" ст. 13, п. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). В указанных случаях на лиц, подлежащих административному выдворению, распространяется статус лиц, пострадавших в результате превентивных правоохранительных действий, с предоставлением им соответствующей имущественной и социальной поддержки. Названные меры административного принуждения применяются в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» и представляют собой самостоятельные процессуальные действия государственных органов и их должностных лиц по обеспечению правового режима чрезвычайного положения - порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП, в данных случаях не применяется. Таким образом, высшим должностным лицом на указанной территории является комендант либо руководитель соответствующего органа особого управления. Процедура применения административных санкций и мер административного пресечения определяется приказами и распоряжениями коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, а в случае создания на указанной территории специальных органов особого управления - также приказами и распоряжениями данных органов (см. п. 2 ст. 18, п. 1 ст. 26 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|