Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Альтернативные экономические теории и сравнительный анализ инструментов макроэкономической политики государства




Вопросы лекции:

1. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS – LM.

2. Сравнение кейнсианских и монетарных подходов к вопросу о макроэкономическом равновесии в экономике.

3. Различия во взглядах кейнсианцев и монетаристов на механизм кредитно-денежной и фискальной политики.

4. Точки зрения кейнсианцев и монетаристов на взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филипса и адаптивные ожидания.

5. Макроэкономическое равновесие экономики с позиций теории рациональных ожиданий.

6. Макроэкономические регулирование с позиций сторонников экономики предложения.

 

Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках.

Модель IS-LM

Ранее было рассмотрено макроэкономическое равновесие в модели «АD-AS». В этой модели рыночная ставка процента является внешней (экзогенной) переменной и устанавливается на денежном рынке независимо от равновесия товарного рынка.

Теперь необходимо с помощью модели IS-LM объединить товарный и денежные рынки в единую систему, в результате чего рыночная ставка процента превратится во внутреннюю (эндогенную) переменную, и ее равновесная величина будет отражать динамику процессов, происходящих не только на денежном, но и на товарном рынках.

 

В модели IS-LM компонента IS («инвестиции – сбережения») показывает соотношение между инвестициями (I) и сбережениями (S), компонента LM («ликвидность – деньги») показывает соотношение между спросом на деньги (L) и предложением денег (M).

Первая часть модели отражает условие равновесия на рынке товаров, которое достигается при равенстве инвестиций и сбережений. Вторая – условие равновесия на рынке денег, которое наступает при равенстве между спросом на деньги и их предложением (денежной массой). Изменения на рынке товаров вызывает определенные сдвиги на рынке денег и наоборот. Равновесие на обоих рынках определяется одновременно нормой процента и уровнем дохода. Покажем это на графиках.

 

 
 


R IS R LM

 

0 Y 0 Y

 

Рис. 14.1 Рис. 14.2
Соотношение между процентной ставкой и уровнем дохода на товарных рынках Соотношение между процентной ставкой и уровнем дохода на денежном рынке

 

На рис. 14.1 кривая IS показывает соотношение между процентной ставкой (R) и уровнем дохода (Y). Как известно, сбережения (S) и инвестиции (I) зависят от уровня доходов и процентной ставки. Кривая IS отображает равновесие на рынке товаров. Инвестиции находятся в обратной зависимости от нормы процента. Так при низкой норме процента инвестиции будут расти, соответственно увеличится доход и несколько вырастут сбережения, а норма процента снизится, чтобы стимулировать превращение сбережений в инвестиции. Отсюда изображенный на рис. 14.1 наклон кривой IS.

Кривая LM (рис. 14.2) выражает равновесие спроса и предложения денег на денежном рынке. Спрос на деньги растет по мере увеличения дохода, но при этом повышается процентная ставка, т.е. деньги дорожают. Тем самым рост процентной ставки как бы «усмиряет» возрастающий спрос на деньги. Изменение нормы процента способствует достижению некоторого равновесия между спросом на деньги и их предложением. Если норма процента устанавливается на слишком высоком уровне, владельцы денег предпочитают приобретать ценные бумаги. Это «загибает» кривую LM вверх. Норма процента падает, постепенно вновь восстанавливается равновесие.

Равновесие на рынке товаров и рынке денег устанавливается не автономно, а взаимосвязано. Изменения на одном из них влекут за собой соответствующие сдвиги на другом. Это взаимодействие двух рынков показано на рис. 14.3.

«Двойное» равновесие устанавливается в точке E при пересечении кривых IS и LM, когда удовлетворяется двойное условие денежного равновесия; во-первых, равновесие сбережений и инвестиций (S = I), а во-вторых, равновесие спроса на деньги и их предложения.

Если перспективы инвестиций улучшатся при неизменной норме процента, то предприниматели начнут расширять вложения капиталов в производство. Это сместит кривую IS в положение IS1. В итоге в силу мультипликативного эффекта увеличится национальный доход. С возрастанием дохода заработает обратная связь. На рынке денег возникает недостаток денежных средств, нарушится равновесие на данном рынке. Повысится спрос на деньги и в результате поднимется норма процента. Более высокая норма процента «притормозит» инвестиционную деятельность, что приведет к снижению дохода. Теперь макроравновесие установится в точке E1 на пересечении кривых IS1 и LM.

 

 
 


R IS1

LM

IS E1 LM1

 

E2

 

 

0 Y

Рис. 14.3 Равновесие на рынках товаров и денег.

Кривая LM (рис. 14.2) выражает равновесие спроса и предложения денег на денежном рынке. Спрос на деньги растет по мере увеличения дохода, но при этом повышается процентная ставка, т.е. деньги дорожают. Тем самым рост процентной ставки как бы «усмиряет» возрастающий спрос на деньги. Изменение нормы процента способствует достижению некоторого равновесия между спросом на деньги и их предложением. Если норма процента устанавливается на слишком высоком уровне, владельцы денег предпочитают приобретать ценные бумаги. Это «загибает» кривую LM вверх. Норма процента падает, постепенно вновь восстанавливается равновесие.

Модель IS-LM используется сторонниками как кейнсианского, так и монетарного подходов. Вывод из модели таков: если уменьшается предложение денег, что соответствует смещению кривой LM в положение LM1, то условия кредита ужесточаются, и процентная ставка повышается. В результате спрос на деньги несколько снижается. Часть денег будет использована на приобретение более выгодных активов. Равновесие спроса на деньги и их предложения нарушится, затем установится в новой точке E2. Процентная ставка здесь будет ниже, а денег в сфере обращения – меньше. В этих условиях центральный банк скорректирует свою политику: предложение денег возрастет, процентная ставка снизится, т.е. процесс пойдет как бы в обратном направлении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...