Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация затрат по степени реагирования на динамику




Объема производства

Значения коэффициента реагирования затрат Характер затрат
kрз= 0 постоянные
0<kрз<1 дегрессивные
kрз= 1 пропорциональные
kрз>1 прогрессивные

 

Аналитические возможности современной системы директ-костинг наиболее полно раскрываются при исследовании взаимосвязи себестоимости продукции, объема выпуска и реализации продукции и прибыли от продаж.

Рассмотрим исходное уравнение для анализа. Объем реализации продукции (Qp) связан с себестоимостью продукции (S) и прибылью от продаж (PQp) следующим соотношением:

PQp = Qp – S,

где обозначения – известны.

Если предприятие работает прибыльно, то PQp > 0, если убыточно – PQp < 0. При PQp = 0 у предприятия нет ни прибыли, ни убытка, и выручка от продаж равна себестоимости продукции. Данное состояние фиксируется в точке безубыточности или критического объема продаж, которая является пограничной точкой двух противоположенных состояний: прибыльности и убыточности хозяйственной деятельности.

Для точки безубыточности справедливо равенство:

Qp = S или Qp = SПОСТ + SПЕР,

где обозначения – известны.

Графическое изображение взаимосвязи показателей затрат, объема выпуска и прибыли приведено на рис. 1.

 

Объем выпуска, шт., q
(переменные затраты)
(постоянные затраты)
(маржинальный доход)
Qp (убыток)
Qp (прибыль)
(выручка от реализации)

 

Рис. 1. Взаимосвязь затрат, объема выпуска и прибыли

 

Если выручку представить как произведение цены единицы изделия (zi) и количества проданных единиц продукции (qi), а переменные затраты пересчитать на единицу изделия, то получим развернутое уравнение:

,

где обозначения – известны.

Это уравнение является основным для получения необходимых аналитических оценок.

1. Расчет критического объема продаж:

;

,

где qкр – критический объем продаж продукции (точка безубыточности), единиц изделий;

МДi – маржинальный доход на единицу изделия, руб.;

SПОСТ, siпер, zi – известны.

2. Расчет маржинального дохода. Маржинальный доход на весь выпуск (МД) представляет собой разность между выручкой от продаж и переменными затратами или сумму постоянных затрат и прибыли от продаж:

,

где обозначения – известны.

3. Расчет критического объема выручки от продаж (порога рентабельности, ПР). Для определения критического объема реализации в стоимостном выражении следует величину постоянных затрат (SПОСТ) разделить на величину маржинального дохода на единицу изделия в цене продукции (МДi / zi), или на величину маржинального дохода в выручке от продаж (МД / Qp):

;

,

где обозначения – известны.

4. Расчет запаса финансовой прочности (ЗФП). Запас финансовой прочности представляет собой разность между фактической или ожидаемой выручкой от продаж (Qpфакт.(ожид.)) и выручкой от продаж в точке безубыточности, т.е. критическим объемом продаж (ПР). Данный показатель характеризует степень преодоления порогового значения объема выпуска и реализации продукции и существенность получения прибыли от продаж. Он определяется в стоимостном выражении по следующей формуле:

;

либо в процентах от фактического или ожидаемого объема продаж:

,

где обозначения – известны.

Аналитическое значение CVP-анализа как инструмента планирования прибыли вытекает из следующих положений:

1) изменение как цены реализации продукции, так и переменных затрат на единицу продукции приводит к изменению маржинального дохода и, соответственно, точки безубыточности (критического объема продаж);

2) чем ниже точка безубыточности, тем меньше риск ведения бизнеса и тем более безопасно инвестирование при прочих равных условиях;

3) высокий показатель запаса финансовой прочности означает низкий операционный риск, поскольку возможный резкий спад в объеме продаж может быть компенсирован, что позволит избежать убытков;

4) для компании, имеющей многономенклатурное производство, структура продаж в целом часто представляется более важной, чем занимаемая доля рынка. Акцент на производство продукции с высоким показателем маржинального дохода способствует максимизации совокупной прибыли организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...