Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины возникновения социальных движений




 

Выдающиеся социологи XIX в. рассматривали социальные дви­жения как совокупность усилий, действий, направленных на поддерж­ку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социаль­ной жизни. Современные социологи, однако, считают, что социаль­ные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Например, Р. Тернер определяет социальное движение как «совокупность кол­лективных действий, направленных на поддержку социальных изме­нений или поддержку сопротивления социальным изменениям в об­ществе или в социальной группе» [216, с. 99].

Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др.

Следует помнить, что социальные движения — это не социальные институты. Социальные институты — относительно устойчивые и стабильные общественные образования, в то время как социальные дви­жения высокодинамичны и имеют неопределенный жизненный цикл. Институты поддерживают общественный порядок, и потому каждый член общества считает их необходимым и ценным аспектом культур­ной жизни. У большинства людей в обществе существует убеждение, что именно институты поддерживают действующую систему статусов и ролей и систему социальных отношений. Социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, в них задействова­но ограниченное число индивидов, и большинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с неприязнью. Ес­ли же какое-либо движение получает более или менее общую поддерж­ку со стороны членов общества, его деятельность в виде социального движения обычно заканчивается и оно превращается в социальный ин­ститут, становится необходимым элементом общественной жизни.

Социальные движения не следует смешивать и с организациями. В большинстве случаев организация является формальным социаль­ным образованием с ярко выраженным официальным членством и фиксированными правилами, инструкциями и жестко закрепленны­ми статусами и ролями. Социальное движение может включать в се­бя организации, но основой его деятельности служат усилия людей, поддерживающих идеи и ценности этого социального движения и со­чувствующих им. Наблюдения за ходом развития многих социальных движений показывают, что значительная их часть практически пол­ностью лишена признаков организованности. Кроме того, организа­ции обычно основаны на традиционных нормативных образцах, под­держивают устойчивое и предсказуемое поведение индивидов, тогда как социальные движения неразрывно связаны с теми или иными из­менениями в формах поведения, и неустойчивость культурных образ­цов можно считать обязательным атрибутом их существования. В хо­де своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постепенно обрастая формальными правилами поведе­ния, устоявшимися нормами, системой упорядоченных статусов и ро­лей. В этом случае движение прекращает свое существование, превра­щаясь в организацию или распадаясь на несколько организаций.

Социальные движения иногда действуют как группы давления (на­пример, движение в поддержку депутатской группы, президента, пра­вительства), имея своей целью воздействовать на институты управ­ления в обществе. Однако анализ политической борьбы показывает, что большая часть групп давления - это не политическое движение. Они стремятся выполнять общепринятые нормы и достигать ценно­стей, необходимых обществу с точки зрения наибольшей полезности, но с самого начала и сознательно направлены на поддержание изме­нений в этих нормах и ценностях или на сопротивление им. Случай­но, и только так, социальные движения могут выполнять функции групп давления.

Социологи, политологи и ученые в других областях общественных наук проявляют большой интерес к изучению социальных движений и, в частности, предпосылок их возникновения. Существует несколь­ко следующих наиболее распространенных способов их изучения:

1) локальное изучение, когда основное внимание уделяется внутренне­му содержанию движения без учета факторов внешней среды [148];

2) историческое, или лонгитюдное, изучение, которое охватывает про­блемы зарождения и развития социального движения, предполагает рас­смотрение его внутреннего содержания и в ходе которого результаты опросов общественного мнения комбинируются с изучением докумен­тов, газет, архивов и других источников с фиксированной информаци­ей [183]; 3) сравнительное изучение членства в движении, при кото­ром анализируется поведение как простых, рядовых членов движений, так и их лидеров, либо статистически (в соответствии с их возрастом, полом, политическим и экономическим статусом, профессией, образо­ванием и другими характеристиками) для определения внутригрупповых связей [208], либо с помощью интервью и биографического мето­да для определения их общих чувств и мотивов поведения [187]; 4) изу­чение движений с помощью контентанализа их отчетов, речей и про­пагандистских заявлений лидеров [165].

Типы социальных движений. Далеко не всегда легко классифи­цировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений мо­гут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут приобретать различные от­тенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т.д. По­этому при анализе мы применяем классификацию наиболее общих признаков движений и выделение их «идеальных типов».

Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограни­ченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в состоянии изменить, обычно возникают экспрессив­ные социальные движения. Каждый участвующий в таком движе­нии индивид соглашается с существующей непривлекательной дей­ствительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифи­цируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь тер­пимой.

Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним можно отнести, например, мистерии, существовавшие в Древней Гре­ции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди, участвовавшие в таких мистериях, совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и ма­гов, создавали мистические учения, для того чтобы практически пол­ностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни общест­ва. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявля­ются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы — это лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собст­венную субкультуру и дистанцироваться от чуждого им общества.

Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую про­шлую жизнь. Подобного рода движения отвергают, игнорируют не­справедливую действительность и обращают свой взор к славному про­шлому и подвигам предков. Это движение ветеранов войны, монар­хические движения, возрождающие ушедшие ритуалы, символику и находящие эмоциональное удовлетворение в ношении старой воен­ной формы или в возврате к старым обычаям и стилю поведения. Та­кие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же вре­мя такие экспрессивные движения могут прокладывать путь рефор­мам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и мо­гут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население. Этому способствует также стремление большинства людей идеализи­ровать прошлое, противопоставлять «героические» времена настояще­му времени. Такое свойство экспрессивных движений может сделать их промежуточным звеном между неполитическими и активными по­литическими движениями.

Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою знаменитую «Утопию», слова утопия и утопический означали общество совершенства, существующее только в человеческом вооб­ражении. Эти совершенные общества пытались описать многие вы­дающиеся писатели и мыслители, начиная с Платона и его «Респуб­лики» и кончая американским психологом Б. Скиннером, лидером со­временного бихевиоризма. Особенно много попыток теоретически обос­новать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. До тех пор пока «строители» совершенных обществ не были способны на мас­штабный эксперимент по воплощению своих идей в жизнь, утопиче­ские движения сводились к попыткам создания идеальных социаль­ных систем в кружках утопистов, состоящих из немногочисленных последователей утопических идей, но впоследствии они стали активно внедряться в реальные общества.

Первоначально небольшие общности, создаваемые членами утопи­ческих движений, были исключительно религиозными (движение первых христиан, религиозные секты Востока, создаваемые на осно­ве всеобщего равенства, и др.). Общности, созданные на основе рели­гиозных утопических движений, оказались весьма жизнестойкими, так как их члены не стремились к личному счастью в этой жизни и к ма­териальному благополучию. Благом для них считалось общее следо­вание воле Бога. Иначе обстояло дело в мирских общностях последо­вателей утопических идей. Вся идеология мирских утопических дви­жений основывалась на концепции доброго, альтруистичного, коопе­ративного человека. Объединение последователей утопических идей в сообществе предполагало проявление ими именно этих качеств. Забвение лидерами утопических движений таких естественных стрем­лений человека, как желание личного благополучия, стремление реа­лизовать свои способности и получить вознаграждение, неизбежно ве­дет такие движения к угасанию и распаду. Коммуны Р. Оуэна, фалан­ги последователей Ш. Фурье и многие другие организации, явившие­ся следствием утопических движений, просуществовали весьма короткое время, распавшись из-за внутренних противоречий и конфлик­тов с внешним окружением. Такая же участь ожидает многие совре­менные коммуны, построенные по принципу «альтернативных об­ществ», т.е. тех, где все отношения и культура отличаются от офици­альных и общепринятых.

Конечно, утопические идеалы жизнестойки и долговечны. Поэто­му они могут забываться после распада движения и спустя некото­рое время вновь возрождаться в других движениях. Очевидно, это про­исходит потому, что люди никогда не перестанут представлять себе наиболее совершенное общество.

Современные утопические движения постоянно встречают сопро­тивление со стороны законопослушных членов общества, которых страшат новые культурные образцы и смена ролей и приоритетов в но­вом «наилучшем» жизненном укладе. Поэтому члены утопических движений, как рядовые, так и высокоинтеллектуальиые личности, должны обладать значительным уровнем внутренней энергии и актив­ности.

Движения реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации. Чтобы индивиды объединились для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосре­доточив внимание только на отдельных негативных сторонах обще­ственного устройства, а также иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо рефор­мы. В связи с этим можно сказать, что движения реформ в закончен­ном виде возникают лишь в демократических обществах, когда лю­ди имеют значительную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства. Многочисленные типы движений реформ, такие, например, как або­лиционистские (движения за отмену какого-либо закона), феминист­ские (движения за равноправие женщин), запрещающие (порногра­фию, строительство атомных электростанций и т.д.), не могут разви­ваться в условиях тоталитарных режимов, при которых попытка лю­бых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти. Опыт нашего государства показывает, что в настоя­щее время мы еще только начинаем привыкать к существованию по­добных движений и, не опасаясь, участвовать в них.

Революционные движения. Под революцией в данном случае мы понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основ­ных социальных институтов. Революции следует отличать от государ­ственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему вла­сти в обществе неизменными. Термин «революция» применяется ино­гда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как «промышленная революция», «сексуальная револю­ция». Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значени­ем данного термина. Революционное движение пытается свергнуть, раз­рушить существующую социальную систему и установить новый со­циальный порядок, в значительной степени отличающийся от прежне­го. Если реформаторы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в существующем социальном порядке, то революционеры считают, что система не заслуживает того, чтобы ее спасали.

Исторический опыт показывает, что демократия в полном смыс­ле этого слова не служит питательной средой для революционных дви­жений. Это объясняется тем, что демократия является основой соци­альных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию. С дру­гой стороны, там, где авторитарное правление блокирует различные движения реформ, реформаторы вынуждены нападать на правительство и на другие авторитарные институты общества. При этом мно­гие из несостоявшихся реформаторов становятся революционерами. Таким образом, революционные движения процветают там, где рефор­мы блокируются в такой степени, что единственным способом уст­ранения недостатков социальной системы служит революционное движение. Не случайно коммунистические движения не развиты в та­ких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где в той или иной мере проводится репрессивная политика или правительство лишь считается демократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ.

Любое революционное движение развивается постепенно в атмо­сфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Американские ис­следователи Л. Эдварде и К. Бринтон смогли выделить наиболее ти­пичные стадии успешного развития революционных движений: 1) на­копление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенно­сти в течение ряда лет, 2) неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса на­селения понимала их; 3) появление побуждения к активным дейст­виям, восстанию и социального мифа или системы верований, оправ­дывающих это побуждение; 4) революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки; 5) период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различ­ными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе; 6) выход на активные позиции экстреми­стов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию; 7) период режима террора; 8) возврат к спокойному со­стоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней пред­революционной жизни [183, с. 150-155]. По такой схеме в целом про­текали французская, китайская и, наконец, российская революции.

Иногда очень трудно классифицировать движение как чисто ре­формистское или чисто революционное, поскольку и в том, и в дру­гом случае в движениях может принимать участие широкий спектр его последователей: от умеренных реформаторов до крайне ради­кальных революционеров, склонных к насильственным действиям.

Движения сопротивления. Если революционные движения воз­никают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивле­ния возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими словами, движения сопротивления — это усилия определенных групп лю­дей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. Подобные движения всегда сопрово­ждают движения реформ и революционные движения. Примером этого могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так, проведение реформ в России привело к появлению множества оппозиционных движений сопротивления реформам, которые вклю­чают людей, не видящих своего места в реформированном обществе или потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.

Жизненные циклы социальных движений. Нет двух социаль­ных движений, которые полностью совпадали бы по всем характери­стикам. Однако обычно движения в процессе своего развития прохо­дят четыре одинаковые стадии: беспокойства, возбуждения, форма­лизации и институционализации.

Стадия беспокойства. Истоки всех без исключения социальных движений можно видеть в возникновении состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, или когда повсеместно развивается чувство социальной неспра­ведливости, или когда некоторые изменения в обществе ломают при­вычный жизненный ритм, у людей возникает чувство боязни, неста­бильности своего положения в социальной среде, которые мы назы­ваем социальным беспокойством. Если люди попадают в ситуации, ко­торые они не могут объяснить в терминах традиционной идеологии, они начинают испытывать крайнее неудобство, неуверенность, пере­ходящие в устойчивое чувство социального беспокойства. Например, после событий августа 1991 г. и официального введения рыночных механизмов в России миллионы людей оказались в незнакомой для них ситуации, когда одни стали безработными, другие возвысились за счет новых возможностей обогащения, были преданы забвению прежние ценности и привычные нормы поведения. Все это привело к возникновению сильного социального беспокойства у значительной части населения России и создало предпосылки для возникновения различных социальных движений.

Стадия возбуждения. Социальное беспокойство видится исследо­вателям как неопределенное, не сфокусированное и общее чувство, охватывающее некоторые части общества. Оно возникает, когда бес­покойство фокусируется на определенных условиях и причины несча­стий и неудач идентифицируются с реальными социальными объек­тами так, что возникает побуждение к активным действиям, наступа­ет стадия возбуждения. Сторонники движений собираются вместе для обсуждения существующего положения, и повсеместно появляют­ся агитаторы движений. Дальнейшее развитие движения во многом за­висит от популярности лидеров, успешных действий агитаторов и эф­фективности деятельности социальных институтов. Иногда красноре­чивый и популярный агитатор, затрагивающий насущные потребно­сти многих людей, может сформировать основы движения буквально за один день. Превращение массы недовольных в эффективное соци­альное движение зависит также от мастерства организаторов, направ­ляющих усилия недовольных членов общества в определенное русло.

Обычно стадия возбуждения охватывает незначительный проме­жуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо по­терей у людей всякого интереса к этому движению.

Стадия формализации. Очень многие движения проходят весь свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы. Возбужденные мас­сы последователей движения не могут ничего создавать и совер­шать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не на­правлен на достижение строго определенных целей. На стадии фор­мализации возникает ряд деятелей движения, которые систематизи­руют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной. Идеология строится таким образом, чтобы постоянно напоминать лю­дям об их неудовлетворенности, определять причины такой неудов­летворенности, устанавливать объекты, стратегию и тактику движе­ния для оптимального достижения целей и стремиться морально оп­равдать их действия. Формализация превращает возбужденные мас­сы в дисциплинированных членов движения, а неопределенную причину движения — в реальную и видимую цель. Стадия формали­зации занимает также короткий промежуток времени и довольно быстро сменяется стадией институционализации.

Стадия институционализации наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. При этом движение кри­сталлизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. На этой стадии эффектив­ные бюрократы замещают усердных агитаторов как лидеров и члены движения чувствуют, что они поддерживают достойную, с устойчивой идеологией, организацию, в которой они занимают строго определен­ные позиции и выполняют соответствующие социальные роли.

Институционализация придает социальным движениям закон­ченность и определенность. На этой стадии движение настолько ор­ганизовано, настолько обладает собственной разработанной символи­кой, кодексами и идеологией, что практически становится организа­цией. Не случайно говорят, что приобретение разработанных правил, специальных зданий и униформы является доказательством того, что Институционализация движения закончилась. В принципе стадия институционализации может продолжаться сколь угодно долго.

Стадия распада движения. Большинство ученых-социологов по­лагает, что социальное движение заканчивается стадией институцио­нализации. Но в действительности для многих социальных движений это еще не окончательный этап. Следует помнить, что движение мо­жет прекратиться на любой стадии своего развития. Под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставлен­ных целей многие движения распадаются либо превращаются в со­циальные институты или организации. В случае распада движение мо­жет превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтую­щих или конкурирующих друг с другом. При этом социальный эф­фект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет. Те движения, которые пре­вращаются в социальные институты, наоборот, закрепляют свое влия­ние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (как, например, политические движения, достигшие своих целей и получившие дос­туп к государственной власти).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...