Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последствия социальной мобильности




Классы и касты. Характер процессов мобильности во многих об­ществах и социальных группах различен и зависит от особенностей струк­туры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся соци­альные структуры, препятствующие различным видам социальной мо­бильности, другие более или менее свободно допускают как социаль­ные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по стату­сам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способ­ностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпри­нимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение.

Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существу­ют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к иде­альным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из об­ществ, близким к закрытому, было кастовое общество в Древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала соб­ственной социальной структурой и занимала строго определенное ме­сто среди других каст.

Касты относятся к социальным системам, в которых занятие индивидами позиций основано на происхождении и исключена вся­кая возможность достижения более высоких статусов при строгих пра­вилах, запрещающих браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных ве­рований. В Древней Индии, например, социальные барьеры между кастами были очень значительными и переходы индивидов из одной касты в другую наблюдались чрезвычайно редко. Каждая каста име­ла специфические виды профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а также создавала свои типы внутренних взаимо­связей. Ранговое место касты в обществе строго соблюдалось. Так, представители высшей касты, брахманов, как правило, обладали богатством и высоким уровнем образования. Однако, даже если пред­ставитель этой высшей касты становился банкротом или по какой-то причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю касту.

Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин, к ко­торым относятся прежде всего потребности общества в квалифици­рованных и компетентных исполнителях, в людях, способных решать задачи управления сложными социальными, политическими и эконо­мическими процессами.

Но даже в современных обществах существуют социальные груп­пы «закрытого» типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита — верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при за­нятии наиболее высоких социальных статусов и, стало быть, преиму­щества при распределении общественного продукта, власти, получе­нии наилучшего образования и т.д.

Итак, в обществах существуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в си­лу их замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута груп­па, все равно существует хотя бы незначительное число членов дру­гих групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невоз­можно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проникнуть в высший слой.

Каналы социальной мобильности. Доступность путей для со­циальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немно­го значит, если общество распределяет вознаграждения на основе пред­писанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помо­гает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может вос­пользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пу­ти достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этни­ческой или социально-классовой дискриминацией, другие в силу то­го, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не спо­собен применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкуль­туру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим про­блема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существу­ет несколько способов, к которым так или иначе прибегают индиви­ды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тра­тить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в дохо­дах с представителями более высокого социального слоя. Для усвое­ния нового статусного уровня ему необходимо принять новый матери­альный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство кварти­ры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. — все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная быто­вая культура — это, может быть, и не очень заметный, но весьма зна­чительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни — только один из моментов приобще­ния к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонен­тов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более вы­сокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образ­цы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Аспирант, становясь постепенно профессором, или ис­полнитель, превращаясь в директора, должен изменить свое поведе­ние, чтобы быть принятым в новой для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться — все под­вергается пересмотру и должно стать привычным и единственно воз­можным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвое­нию поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть ос­воены в результате преднамеренного обучения и сознательной ими­тации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на нала­живании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными груп­пами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социа­лизируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в но­вый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным момен­том налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (ин­дивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мне­ние в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все вре­мена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в зна­чительной степени способствовать проявлению талантов, если дает ма­териальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду воз­можность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней (все, конечно, помнят о быстрой вертикальной мобильности Золушки в самые высокие слои общества). В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени раз­решает проблемы социального окружения и быстрого освоения образ­цов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позво­ляли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кас­товом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак мо­жет быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. Ес­ли он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандар­ты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статус­ного слоя не будут считать индивида «своим».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...