Свободная и консолидированная бухгалтерская: их назначение, методы составления.
Сводная бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. Иными словами, сводная бухгалтерская отчетность составляется по группе юридически и экономически взаимосвязанных организаций, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Сводная бухгалтерская отчетность Группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает в себя данные о зависимых обществах. Головная организация по отношению к дочерним обществам выступает как основное общество (товарищество), а по отношению к зависимым – как преобладающее (участвующее) общество. При этом и дочернее общество, и зависимое являются юридическими лицами. Порядок предоставления сводной (консолидированной) отчетности установлен Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 №112. Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация: -обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью; -определяет решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с договором, заключенным между головной организацией и дочерним обществом; -имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом. Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная – несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.
Порядок составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций (холдингами, корпорациями, концернами, ассоциациями и др.) имеет ряд особенностей. Перед началом составления консолидированной отчетности головное предприятие должно получить от всех организаций группы следующие данные: - о финансовых вложениях организаций группы в уставные капиталы других организаций; - о номинальной стоимости акций (долей капитала) организаций группы; - о полученном организациями группы эмиссионном доходе; - об остатках кредиторской и дебиторской задолженности организаций группы друг другу; - о кредитах и ссудах, выданных организациями группы друг другу; - о начисленных и выплаченных дивидендах организациям группы; - о внутригрупповых доходах и прибыли; - о приобретенных у организаций группы основных средствах; - о приобретенных у организаций группы и еще не списанных материалах, товарах, готовой продукции. Консолидирование должно обеспечивать исключение повторного учета взаимных операций компаний группы. При составлении консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить следующим образом: · затраты по инвестициям инвестора элиминируются собственным капиталом инвестируемых предприятий; · остатки непогашенной задолженности по внутрифирменным операциям, таким, как внутрифирменные продажи, расходы, займы, дивиденды, элиминируются полностью; · нереализованная прибыль по внутрифирменным операциям в остатках товаров и в основных средствах элиминируется в полном объеме;
· нереализованные убытки по внутрифирменным операциям в остатках активов также элиминируются; · чистая прибыль, принадлежащая сторонним акционерам дочернего предприятия, указывается отдельно от прибыли, принадлежащей материнской компании; · в консолидированной отчетности следует также выделить долю меньшинства в нетто-активах. При составлении консолидированного баланса особое значение имеет порядок объединения долговых обязательств. С правовой точки зрения концерн не может иметь долговых обязательств или задолженности по отношению к самому себе. Поэтому кредиты и прочие долговые обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между предприятиями, входящими в группу, должны исключаться. Это касается прежде всего следующих статей баланса: · задолженности по взносам в уставный капитал; · расчетов по коммерческим операциям; · кредитов, выданных предприятиям группы; · долгосрочных финансовых вложений; · векселей; · прочей задолженности; · краткосрочных финансовых вложений. Элиминируются инвестиции материнской компании в дочерние предприятия и доля, принадлежащая материнской компании в капитале дочерних предприятий. Статьи собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консолидации, следующие: · уставный капитал; · резервный капитал; · нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Можно выделить этапы консолидирования баланса в зависимости от наличия или отсутствия взаимных операций: - первичная консолидация (при составлении впервые консолидированной отчетности группы, ранее независимых предприятий) связана с приобретением инвестируемого предприятия; - последующая консолидация (при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции). Техника и методы составления консолидированной отчетности в разных странах различны. В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления первичной консолидированной отчетности: метод покупки (приобретения) и метод слияния (поглощения). Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|