Методические рекомендации по подготовке мультимедийной презентации.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики Цель: формирование у студентов целостного представления о педагогической деятельности, ее целях, структуре, видах и разнообразии содержания; проанализировать, сравнить, сопоставить различные подходы к сущности профессионально-педагогической деятельности учителя современной школы. Задачи: студенты должны знать особенности педагогической деятельности, нормативные и законодательные основы профессиональной педагогической деятельности; уметь раскрывать гуманистическую природу педагогической деятельности, ценностные характеристики, условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем; овладевать основными информационно-познавательными умениями, связанными с получением, переработкой и освоением информации, приобретенной в процессе изучения различных источников (монографии, учебники, научно-популярная литература, художественные и публицистические произведения, СМИ, электронные средства массовой информации и др.). Основные понятия: педагогическая деятельность, структура педагогической деятельности, педагогическое мастерство, профессия, профессионализм учителя, компетентность, профессиограмма, профессионально-значимые ценностные ориентации, знания, умения и навыки, гуманистическая направленность педагогической профессии. Форма изучения: семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дисскусия), самостоятельная работа. I. Теоретическая часть План 1. Сущностные характеристики педагогической деятельности и педагогической профессии.
2. Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека). 3. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в семье. 4. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности 5. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Ценностные характеристики, условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем. Общие рекомендации по подготовке вопросов плана занятия При подготовке теоретических и практических вопросов занятия вам необходимо выполнить несколько типов познавательных задач: описать незнакомые объекты, явления, процессы; выявить и оценить свойства этих объектов, явлений, процессов; выявить состав, строение и структуру данных объектов, явлений, процессов; построить классификацию объектов, явлений, процессов; установление связи между явлениями, характеристиками каких-либо процессов.
При подготовке вопроса №1, необходимо дать описание, т.е. выявить, на основе информационных источников (список литературы, интернет), ключевые признаки таких понятий как «педагогическая деятельность», «педагогическая профессия», позволяющие выделить данные объекты из ряда подобных. При подготовке вопроса №2, необходимо описать специфику педагогической деятельности, для этого нужно объяснить структуру данного явления целиком и значение каждого элемента этой структуры в отдельности (цель, содержание, результат). По выявленным элементам структуры педагогической деятельности, проведите её сравнение с другими видами социальной деятельности (медицинской, военной и др.), для того, чтобы объяснить сферу применения, а также оценить значение в жизни современного человека. Для ответа на вопрос №3, необходимо дать описание понятий «непрофессиональная педагогическая деятельность», «педагогическая деятельность в семье». Затем сравнить выявленные свойства понятий «непрофессиональная педагогическая деятельность», «педагогическая деятельность в семье» со свойствами профессиональной педагогической деятельности, установленными в вопросе №2.
Вопрос №4 предполагает поиск и выявление педагогических основ в различных видах не педагогической профессиональной деятельности. Для этого необходимо проанализировать структуру нескольких видов не педагогической профессиональной деятельности, в которой необходимо выделить существенные признаки, имеющие связь с профессиональной педагогической деятельностью. Для ответа на вопрос №5, необходимо дать описание понятий: «ценностные характеристики педагогической деятельности», «условия осуществления педагогической деятельности», средства осуществления педагогической». Для установления гуманистической природы педагогической деятельности, требуется оценить влияние ценностные характеристики педагогической деятельности на условия и средства её осуществления. Для успешной подготовки ответов на теоретические вопросы занятия, рекомендуется воспользоваться литературой данной в списке ниже. Если Вы считаете, что информации необходимой для выполнения поставленных задач недостаточно, то Вы можете воспользоваться ресурсами сети интернет из списка, приведенного в разделе №9 рабочей программы дисциплины, «Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины». Основная литература 1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011. 2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2009. – 432 с. Дополнительная литература 1. Бандурка A. M., Тюрина В. А., Федоренко Е. И. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие.- М., 2009. - 250 с. 2. Введение в педагогическую деятельность /под ред. А. С. Роботовой - М., 2007. 3. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие.- М., 2008. - 300 с.
4. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984 5. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с. 6. Карпович Т. Е. Основы педагогики: Практикум. - М., 2007. - 176 с. 7. Конвенция о правах ребенка. 1989 г. / Гуманитарная сфера и права человека.- М., 1992.-С. 98-112. 8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Профессиональное образование.-2002.- № 5. - С. 17-20; № 6. - С. 17-20. 9. Кукушин B. C. Общие основы педагогики. Учебное пособие. - М., 2006. - 224 с. 10. Профессиональный стандарт «Педагог» http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ 11. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие /Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская - М., 2008. 12. Образ учителя в научной и художественной литературе: Учебно-методическое пособие (хрестоматия) / Составители: С.А. Воронина, И.А. Щуринова, К.В. Екимова. Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. – 168 с. 13. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонова; под ред. А. А. Орлова - М., 2008. 14. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki
II. Практическая часть 1. Используя справочную психолого-педагогическую литературу или учебно-методическое пособие «Введение в педагогическую деятельность» (А.А. Орлов, А.С. Агафонова), дайте описание основных понятий темы: педагогическая деятельность, структура педагогической деятельности, педагогическое мастерство, профессия, профессионализм учителя, компетентность, профессиограмма, профессионально-значимые ценностные ориентации, знания, умения и навыки, гуманистическая направленность педагогической профессии. Выпишите в тетрадь определения данных понятий. 2. Подготовьте доклады и сообщения на следующие темы: 1) «Общая характеристика педагогической профессии» 2) «Возникновение и становление педагогической профессии» 3) «Педагогическая деятельность: в чем ее уникальность?»
4) «Современные социально-педагогические проблемы учительского труда» 5) «Гуманистическая направленность профессии учителя: что это значит?» 6) «Цели педагогической деятельности» 7) «Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе» 8) «Деятельность современного учителя: ремесло или творчество?» 9) «Как будет развиваться педагогическая профессия в XXI веке?» 10) «Современный учитель: развитие или выживание?» 11) «Профессиональный идеал современного учителя: каков он?» 12) «Какого учителя можно назвать мастером?» 13) «Учитель новой школы: каков он?» При подготовке докладов и сообщений желательно привлечение результатов собственного микроисследования, использование современных документов о школе («Профессиональный стандарт «Педагог»», проект Закона РФ «Об образовании»).
Методические рекомендации по подготовке выступления на семинаре. Прежде всего, выберите тему, которая Вас интересует. Если это основной доклад, то обратитесь к преподавателю, чтобы ввел Вас в число основных докладчиков на семинаре. Если вы готовите содоклад или дополнительное сообщение, попросите слова при обсуждении основного вопроса и выступите. Как правило, время выступления - 5-7 минут. За это время необходимо сказать о самом главном, не тратя время на ненужные детали и подробности. Запомните несколько несложных правил: 1. Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться слушать других. 2. Готовя выступление, не только вникайте в смысл написанного, но и постарайтесь увидеть, услышать, понять и записать художественные особенности языка, речевые обороты. 3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведите словарь для записи новых слов, тренируйте себя в запоминании и произнесении, подбирайте к словам антонимы, синонимы, изучайте слова, употребляемые в переносном смысле. 4. Стремитесь не только записать смысл предстоящего выступления, но и продумайте приемы его построения – вступление, риторические вопросы, тезисы и антитезисы и т. д. 5. Следите за тем, чтобы в Вашем выступлении не встречались слова-паразиты, не допускайте ненужных повторов: это обедняет. 6. Следите за построением предложений, избегайте сложных конструкций. Постарайтесь при выступлении не читать заготовленный текст, а изложить его основные положения в живой и убедительной форме. Ни в коем случае не излагайте текст, который Вы не понимаете, написанный сухим, скучным, казенным языком. Такое выступление обречено на неудачу. Во время семинарского занятия внимательно слушайте выступающих и фиксируйте в тетради основные моменты их докладов. Если у Вас возникли вопросы, запишите их и задайте выступающему после того, как тот закончит свою речь.
Задавая вопросы и делая замечания выступающему, всегда приводите убедительные доводы и аргументы в пользу Вашего мнения.
Методические рекомендации по подготовке мультимедийной презентации. Презентация – это устный доклад студента на определенную тематику, сопровождаемый мультимедийной компьютерной презентацией. Компьютерная презентация - мультимедийный инструмент, используемый в ходе докладов или сообщений для повышения выразительности выступления, более убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Компьютерная презентация создается в программе Microsoft Power Point. Особое внимание при подготовке презентации необходимо уделить тому, что центром внимания во время презентации должен стать сам докладчик и его речь, а не надписи мелким шрифтом на слайдах. Если весь процесс работы над презентацией выстроить хронологически, то начинается он с четко разработанного план, далее переходит на стадию отбора содержания и создания презентации, затем наступает заключительный, но самый важный этап – непосредственное публичное выступление. Студенту, опираясь на план выступления, указанный выше, необходимо определить главные идеи, выводы, которые следует донести до слушателей, и на основании них составить компьютерную презентацию. Дополнительная информация, если таковая имеет место быть, должна быть размещена в раздаточном материале или просто озвучена, но не включена в компьютерную презентацию. После подборки информации студенту следует систематизировать материал по блокам, которые будут состоять из собственно текста, а также схем, графиков, таблиц, фотографий и т.д. Элементами, дополняющими содержание презентации, являются:
Правило хорошей визуализации информации заключается в тезисе: "Схема, рисунок, график, таблица, текст". Именно в такой последовательности. Как только студентом сформулировано то, что он хочет донести до слушателей в каком-то конкретном слайде, необходимо подумать, как это представить в виде схемы? Не получается как схему – переходим к рисунку, затем к графику, затем к таблице. Текст используется в презентациях, только если все предыдущие способы отображения информации не подходят. Также для улучшения визуализации слайдов существует правило: "5 объектов на слайде". Это правило основано на закономерности обнаруженной американским ученым-психологом Джорджем Миллером. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов — то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов. Поэтому при размещении информации на слайде следует стараться, чтобы в сумме слайд содержал всего 5 элементов. Если не получается, то можно попробовать сгруппировать элементы так, чтобы визуально в схеме выделялось 5 блоков. Правила организации материала в презентации: · Главную информацию — в начало. · Тезис слайда — в заголовок. · Анимация — не развлечение, а метод передачи информации, с помощью которого можно привлечь и удержать внимание слушателей. Традиционно, компьютерная презентация должна состоять не более чем из 10-15 слайдов.
Тема 2. Образование как сфера педагогической деятельности Цель: раскрыть сущность образования как сферы педагогической деятельности; познакомить со структурой педагогического вуза, основными формами организации образовательного процесса, нормативно-правовыми документами, регулирующими жизнедеятельность вуза. Задачи: студенты должны знать основные подходы к определению понятия «образование»; основные периоды истории образования и типы образовательных учреждений; уметь характеризовать образование как процесс и результат педагогической деятельности; вычленять общие тенденции и закономерности развития школы и педагогической мысли в контексте культурно-исторических типов цивилизаций; осознавать ценностно-смысловую природу педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность и востребованность в современном обществе; оценивать важность педагогической деятельности в современном обществе и использования ее возможностей в других профессиях. Основные понятия: образование, система образования РФ, основные принципы государственной политики в области образования, социализация, индивидуализация, самообразование; непрерывность, интеграция, гуманизация и демократизация образования; единое образовательное пространство; образование как многоуровневое явление; современная образовательная парадигма; глобализация и интеграция мирового образовательного процесса; стандартизация и модернизация образования; поликультурное образование; ЮНЕСКО, образовательная среда учебного заведения; типы образовательных учреждений (школа, гимназия, лицей, колледж, училище, институт, университет, академия). Основные документы: Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Профессиональный стандарт «Педагог». Форма изучения: семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дисскусия); самостоятельная работа. I. Теоретическая часть План 1. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. 2. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры. 3. Типы образовательных учреждений. 4. Педагогические учебные заведения. Общие рекомендации по подготовке вопросов плана занятия При подготовке теоретических и практических вопросов занятия вам необходимо выполнить несколько типов познавательных задач: описать незнакомые объекты, явления, процессы; выявить и оценить свойства этих объектов, явлений, процессов; выявить состав, строение и структуру данных объектов, явлений, процессов; построить классификацию объектов, явлений, процессов; установление связи между явлениями, характеристиками каких-либо процессов.
При подготовке вопросов №1 и №2 необходимо дать описание, т.е. выявить, на основе информационных источников (список литературы, интернет), ключевые признаки понятия «образование». В вопросе №1, необходимо выявить соотношение понятий «образование-процесс», «образование-результат» и понятия «педагогическая деятельность», для этого необходимо обратиться к структуре понятия «педагогическая деятельность». При подготовке вопроса №2 нужно объяснить взаимосвязь между характером и особенностями образования как процесса и результата и уровнем экономического, социокультурного, духовного развития общества. Для этого требуется определить качественные характеристики современного уровня развития общества и сравнить их с особенностями современного образования (цель, содержание, результаты). Для ответа на вопросы №3 и №4 необходимо дать описание понятий «тип образовательного учреждения» и «педагогические учебные заведения», а также привести примеры данных учреждений. Для успешной подготовки ответов на теоретические вопросы занятия, рекомендуется воспользоваться литературой данной в списке ниже. Если Вы считаете, что информации необходимой для выполнения поставленных задач недостаточно, то Вы можете воспользоваться ресурсами сети интернет из списка, приведенного в разделе №9 рабочей программы дисциплины, «Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины». Основная литература 1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011. 2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2009. Дополнительная литература 1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008. 2. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с. 3. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001. 4. Хрестоматия по истории педагогики. Т.1. Античность. Средневековье/ Под ред. А. И. Пискунов.– М.: Сфера, 2006. 5. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. www.pedl.b.ru /Books/istoriya_pedagogiki/ 6. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984 7. Профессиональный стандарт «Педагог» http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|