Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Практическая часть




1. Составьте схему «Система образования в России» (Схема (от греческого schema - наружный вид, форма) - чертеж, на котором условными графическими обозначениями изображены устройство, взаиморасположение и связь частей чего-либо). Для этого используя учебно-методическое пособие «Введение в педагогическую деятельность» / под. ред. А.С. Роботовой. - М.: Академия, 2007, глава №5, пункт «5.3. Система образования в современной России: резервы и тенденции развития», выявите основные элементы структуры системы образования в России, установите свойство каждого из элементов, а также степень и характер его влияния на всю систему образования. Графически зафиксируйте схему в тетради.

 

2. Дайте описание понятий «гуманизацияобразования», «демократизация образования», «непрерывное образование», «право на образование». Выявите существенные признаки данных понятий, объясните структуру каждого из них, определите связи между данными понятиями, ответив на следующие вопросы:

1) Какие существуют подходы к пониманию гуманизации и демократизации образования?

2) Каковы основные признаки (черты) демократизации образования?

3) Какие направления демократизации образования были провозглашены в России?

4) В чем заключается сущность проблемы гарантии права на образование?

5) Как Вы понимаете идею непрерывного образования?

6) Какие изменения произошли в системе профессионального образования в начале ХХI века? Как Вы думаете, с чем это связано?

 

3. Раскройте связь процесса демократизации образования с идеей его гуманизации, которая является одной из ведущих в истории мировой педагогической мысли. Для конкретизации этого аспекта рекомендуется обратиться к тексту документа «Конвенция о правах ребенка. 1989 г.».

Сделайте выписки в соответствии со следующими вопросами.

¾ Какие права гарантируются ребенку?

¾ Какие гарантии созданы для подтверждения права ребенка на образование (ст. 28.1).

 

4. Изучите структуру и содержание основных положений профессионального стандарта «Педагог». Для этого, используя материалы электронной библиотеки кафедры педагогики или Интернет-ресурсы, познакомьтесь с содержанием текста данного документа, сделайте выписки в тетради.

 

5. Опишите сущность Болонского процесса. Объясните структуру данного процесса и причины его возникновения. Объясните, почему Россия присоединилась к Болонскому процессу и каковы особенности реализации основных принципов Болонской декларации на территории России?

Для ответа на данные вопросы под руководством преподавателя ознакомьтесь с предложенным Вашему вниманию фрагментом текста, определите стиль, к которому принадлежит фрагмент, и ответьте на вопросы к тексту.

Что такое Болонский процесс?

«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства с целью повышения академической и профессиональной мобильности обучающихся. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации. В настоящее время Болонский процесс объединяет 40 стран, предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России.

¾ Что теперь Вам известно о Болонском процессе?

¾ Какой информации вам не хватает для того, чтобы ответить на основные вопросы задания?

Для успешной подготовки ответов на вопросы занятия, рекомендуется воспользоваться ресурсами сети Интернет, изучить текст документа «Болонская декларация» и др.

 

6. Объясните механизм развития социальной потребности в организации школ для обучения подрастающего поколения. Для этого изучите первую главу учебного пособия « История педагогики и образования» под редакцией З.И. Васильевой. Дайте развернутый ответ в тетради в виде педагогического эссе на тему «Почему появилась потребность в школах?».

7. Опишите основные типы школ в их историческом развитии. Для этого воспользуйтесь учебным пособием « История педагогики и образования» под редакцией З.И. Васильевой, в котором выявите основные типы школы, выявив комплекс отличительных признаков каждого из таких типов, сравнив их друг с другом.

8. Опишите педагогические учебные заведения в России. Пользуясь ресурсами сети интернет выявите основные отличительные признаки таких учебных заведений как: училище, колледж, институт, университет, академия. Приведите примеры по Тульской области.

Тема 3.

Развитие представлений об идеале человека, целях, ценностях и путях его образования: основные этапы истории

Цель: раскрыть условия возникновения и основные этапы развития представлений об образовании и педагогической профессии.

Задачи: студенты должны знать историко-педагогические факты и события, раскрывающие генезис педагогической мысли и учительской профессии; уметь характеризовать факторы развития личности, задачи, принципы, формы обучения и воспитания в разные исторические эпохи.

Основные понятия: педагог, дидаскал; гуру; софисты; риторы; учителя-схоласты, учителя-гуманисты; «дома табличек» (эддубы), царские школы, семейные школы, лесные школы, школы вед; ученичество; конфуцианство; кастовое воспитание; эллинская культура; афинская система воспитания; мусические и гимнастические (палестры) школы; гимнасии; эфебии; римская система образования; риторическая школа; «семь свободных искусств»; «семь рыцарских добродетелей»; церковные (монастырские, соборные, приходские) школы; городские (латинские) школы; гимназии; грамматические (публичные) школы; коллеж; школы иеронимитов (братьев общей жизни); школы иезуитов; дворцовые школы; университет.

Форма изучения: семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий и элементов дисскусии, самостоятельная работа.

I. Теоретическая часть

План

1. Воспитание в первобытном обществе. Выделение педагогической деятельности. Возникновение школы как социального института и профессии «учитель» в странах Древнего Востока. Образовательный идеал восточной цивилизации

2. Эллинская культура и образование. Образовательные идеалы античности (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Социальная стратификация и развитие образования в Древнем Риме. Первые педагогические трактаты (Цицерон, Квинтилиан).

3. Образовательный идеал Средневековья. Религия – церковь – образование. Схоластика. Церковные и монастырские школы. Цеховые ремесленные школы. Университеты. Педагогическая мысль в богословных трактатах

4. Эпоха нового времени – смена образовательного идеала. Гуманизм, демократизм, просветительская направленность учения Я.А. Коменского. «Великая дидактика» - универсальная теория обучения. Классно-урочная система обучения.

5. Становление традиционной педагогики в Западной Европе XVII-XIX вв. Основы ключевых педагогических концепций: развивающее обучение (И. Песталоцци), воспитывающее обучение и принцип природосообразности (А. Дистервег), свободное воспитание (Ж.-Ж. Руссо), системность педагогического знания (И. Гербарт).

6. Особенности российской национальной педагогики и школы. Институты воспитания и обучения в Древней Руси.

7. Образовательный реформы и дискуссии о целях образования середины XIX века. К.Д. Ушинский – основатель отечественной научной педагогики. Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, П.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др. – формирование российской педагогики как науки.

8. Основные направления и концепции реформаторской педагогики (М. Монтессори, Р. Штайнер, Дж. Дьюи, П.П. Блонский, К.Н. Вентцель и др.)

9. Основные проблемы и задачи школы и педагогики в XX веке. Воспитание «нового человека, строителя коммунизма». Единая трудовая школы. Ликбез. Педагогические идеи и деятельность С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко.

10. Идеи гуманизации образования после Второй мировой войны. В.А. Сухомлинский. Инклюзивное образование. Формирование единого образовательного пространства в европе и мире. ИКТ в образовании

Общие рекомендации по подготовке вопросов плана занятия

При подготовке теоретических и практических вопросов занятия вам предстоит выполнить несколько типов познавательных задач: описать незнакомые объекты, явления, процессы; выявить и оценить свойства этих объектов, явлений, процессов; выявить состав, строение и структуру данных объектов, явлений, процессов; построить классификацию объектов, явлений, процессов; установление связи между явлениями, характеристиками каких-либо процессов.

При подготовке теоретических вопросов темы №3 необходимо описать сущность и структуру основных понятий, связанных с ними, выявить и оценить свойства явлений и процессов, обозначаемых данными понятиями; там, где это необходимо, классифицировать объекты, явления или процессы по наиболее характерным признакам, позволяющим отнести их к определенному роду и установить связь между ними; установить связи между историческими особенностями и идеями, принятыми в педагогической мысли и образовательной практике рассматриваемого временного промежутка; установить влияние личностей великих педагогов и их педагогических идей, отраженных их в трудах, на образовательную практику, как определенного временного промежутка, так и на образовательный процесс всех времен в целом.

Для успешной подготовки ответов на теоретические вопросы занятия, рекомендуется воспользоваться литературой данной в списке ниже. Если Вы считаете, что информации необходимой для выполнения поставленных задач недостаточно, то Вы можете воспользоваться ресурсами сети интернет из списка, приведенного в разделе №9 рабочей программы дисциплины, «Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины».

Основная литература

1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2009.

Дополнительная литература

1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.

2. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

3. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

4. Хрестоматия по истории педагогики. Т.1. Античность. Средневековье/ Под ред. А. И. Пискунов.– М.: Сфера, 2006.

5. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html

6. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...