Раздел 1. Этнопсихология как наука
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Этнопсихология как наука находится в стадии своего формирования, именно поэтому возникают трудности при ее определении. В зарубежной науке этнопсихология занимается исследованием определенной области взаимосвязи культуры и психики. В отечественной науке под термином «этнопсихология» принято понимать некую пограничную дисциплину, направленную на изучение всей совокупности проблем, затрагивающих соотношение психологической и этнокультурной проблематики. Этнопсихология от греческого «ethnos» - народ, «psyche» - душа, «logos» - учение или слово. В современной науке существует множество терминов для обозначения этой науки, что, во многом обусловлено тем, что этнопсихология представляет собой междисциплинарную область научного знания и включает в себя тематику, проблематику и методы исследования многих наук (социологии, психологии, культурологи, антропологии и т.д.). Этнопсихология – это наука, которая занимается исследованием: 1. национальных особенностей психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, а так же состояний и свойств личности представителей конкретных этнических общностей; 2. своеобразия социально-психологических процессов и явлений, возникающих среди конкретных наций и народов; 3. этнического сознания и самосознания, национальных ценностей и ориентации, национального характера. 4. этнопсихологических характеристик культуры. Этнопсихология – это наука об этнических, культурологических, психологических особенностях людей, наций, которые выделяются в процессе своего исторического развития и принадлежат к определенным этническим образованиям. Объект исследования этнопсихологии – этносы, нации, национальности, этнические и национальные общности.
Предметом этнопсихологии является изучение систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей и их членов; изучение особенностей поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, этнических стереотипов и т.д. Этническая психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, которые включают: 1. Всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей; выявление на этой основе специфики социально-политического, экономического, исторического и культурного развития наций и народов, определившей в окончательном итоге своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии. 2. Изучение специфики мотивационной сферы национальной психики людей с целью анализа и обобщения своеобразия проявления и соотношения мотивационных и других подобных качеств (например, деловитости, инициативности, степени усердия и т.д.), определяющих важнейшие показатели их эффективной деятельности и специфики поведения как представителей конкретных этнических общностей. 3. Исследование национально дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности, проявляющихся в своеобразно функционирующих выходе трудовой и другой деятельности, степени приверженности к логике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организации интеллектуальных процессов, глубине восприятий, полноте и оперативности представлений, концентрации и устойчивости внимания и других качествах. 4. Анализ и выявление закономерностей функционирования и протекания национальных чувств, их динамики и содержания; организация исследований специфики выражения эмоций и эмоционального поведения представителей конкретных этнических общностей и обобщение полученных результатов с целью констатации закономерностей их эмоциональной жизни.
5. Изучение специфики своеобразных установок на волевую активность, функционирующих в национальной психике того или иного народа или нации; выявление на этой основе устойчивости и специфики протекания волевых процессов, своеобразия проявления волевых усилий, которые оказывают влияние на поведение, действия и поступки ее представителей. 6. 6. Исследование своеобразия проявления коммуникативной сферы, национального психического склада людей, функционирующей в форме специфических для них форм взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающих влияние на характер протекания социально-психологических процессов в группах и коллективах, их иерархию, традиции и нормы поведения представителей конкретных этнических общностей. 7. Сравнительное (кросскультурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов мира с целью выявления наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики в межнациональных отношениях, а также разработки содержания и методик составления психологических характеристик их представителей. 8. Выявление отличительных национальных черт психологии различных классов, слоев и конфессиональных групп общества в конкретных государствах с целью изучения и обобщения закономерностей (национальных, политических социологических, культурных и др.) их развития и функционирования. 9. Изучение влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей, на их миропонимание, социальные позиции и ценностные ориентации, отношение к представителям других общностей. 10. Выработка практических рекомендаций для руководителей предприятий, представителей других административно-хозяйственных кадров, педагогических работников с целью совершенствования ими управления и руководства многонациональными трудовыми, производственными и учебными коллективами, межнациональными отношениями в целом. 11. Всестороннее изучение специфики психологии многочисленных наций и народностей нашей страны, социально-психологических условий и своеобразия межнациональных отношений в различных ее регионах, форм экономического, политического и культурного сотрудничества между ними.
12. Социальное и психологическое прогнозирование развития политических, национальных и других процессов в разных регионах страны и в других государствах на основе учета специфики проявления психологии представителей различных этнических общностей, ее влияния на характер, содержание и специфику общественной жизни. В этнопсихологии выделяют следующие функции: гносеологическая, описательная, прогностическая, культурологическая, коммуникативная, этнополитическая, воспитательная и регулятивная функция. Методы исследования в этнопсихологии: наблюдение, опрос, региональная картотека человеческих отношений, анализ продуктов деятельности, тесты, лабораторный и естественный эксперимент, формирующие и корректирующие методы в этнопсихологии. Лекция 1. Этнопсихология как наука История развития этнопсихологии История развития этнопсихологии В древней Индии, Китае, Греции появляются первые попытки описать не только характер отдельного человека, но и психологические особенности целого народа. Ксенофонт, ученик Сократа, Сократ, Платон, путешествую по миру, описывали характер и нравы народов, их образ жизни, культуру, традиции и обычаи. Признавая различия в культуре, внешнем облике представителей отдельных этносов, древнегреческие мыслители предпринимали попытки определить природу этих различий. Например, Гиппократ объяснял физическое и психическое разнообразие различных народов спецификой их географического положения и климатических условий. Первые попытки древнегреческих мыслителей описать психологические особенности отдельных народов можно считать началом возникновения этнической психологии. С 18 веканачинаются попытки сделать народы предметом изучения и психологических наблюдений. Одними из первых к глубокому анализу проблем национальной психологии обратились французские просветители 18 века. Они ввели понятия «общего духа», «дух народа», то есть особенности национального характера, зависимость духовного склада и образа мышления народов от их образа жизни. Идеей народного духа прониклись и немецкие ученые, в частности, Гердер, Юм, Кант, Фихте и Гегель, которые выдвинули целый ряд прогрессивных для своего времени идей, пытались выявить причины различий между нравами, обычаями, образом жизни и поведения у различных народов.
Со второй половины 19 века этнопсихология начала формироваться на научной основе, чему способствовали достижения в области психологии, антропологии, культурологи, истории и других наук, на базе которых развивалась этнопсихология. Родоначальниками этнопсихологии принято считать немецких ученых М. Лацарус и Г. Штейнталь, которые в 1859 (по другим источникам 1860 год) году приступили к изданию журнала «Журнал психологии народов и языкознания» (Журнал этнической психологии и языкознания). Штейнталь и Лацарус обратили внимание, что различные народы имеют свое лицо, свой психологической портрет. Это они объясняли наличием народного духа, который они понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу и одновременно как их самосознание – этническая идентичность. Основными задачами новой науки Лацарус и Штейнталь считали: познание психологической сущности народного духа; открытие законов, по которым совершается внутренняя деятельность народов в жизни, искусстве и науке; выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения каких-либо народов. Таким образом, Лацарус и Штейнталь придали этнической психологии форму самостоятельной научной дисциплины, имеющей свой предмет исследования, метод и структуру. В 1864 году их статья была широко популярна в России, где к этому времени уже предпринимались попытки сбора этнопсихологических данных, но они не были систематизированы. На рубеже веков, свой вклад в развитие этнопсихологических идей внес Вильгельм Максимилиан Вундт (1832-1920). Его труд «Психология народов» имел своей целью расширить и закрепить накопленные знания и представления о национально-психологических различиях между народами. В качестве основного метода психологии народов он рассматривает изучение языка, мифов и обычаев, которые представляют собой сам народный дух. Центральной идеей Густава Лебона (1841 – 1931) в работе «Психология народов и масс» является идея о душе народа или душе расы. Язык, искусство, литература, живопись являются внешним проявлением души народа.
У истоков этнопсихологии в США стоит Ф.Боас (1858-1942). В начале 30-х годов 20-го века в США начала свое формирование школа «культура и личность» (Боас, Маргарет Мид, Рут Бенедикт). Основными теоретическими вопросами были: проблемы национального характера, понятие и соотношение нормы и патологии в различных культурах, анализ значения опыта раннего детства для формирования личности. В 1961 году Ф.Хсю предложил переименовать школу «культура и личность» в «психологическую антропологию», которая сформировалась как отдельная наука. Наиболее известные ее представители – Маргарет Мид и Рут Бенедикт. В 1973 году под руководством Маргарет Мид был проведен 6 международный антропологический конгресс. В 1977 году – создано общество психологических антропологов, 1978 – «журнал психологическая антропология». Данное направление продолжает активно развиваться за рубежом и в настоящее время. http://moodle.mininuniver.ru/mod/folder/view.php?id=75600 - биографию и профессиональный путь М.Мид и Р. Бенедикт вы можете подробно посмотреть в рпезентациях В России рождение этнопсихологии связывают с деятельностью русского географического общества, члены которого рассматривали психическую этнографию как раздел этнографии. Н.И. Надеждин (1804-1856) предложил этот термин и полагал, что психическая этнография должна заниматься изучением духовной стороны человеческой природы, умственных и нравственных способностей, силы воли и характера, устное народное творчество (сказки, былины, предания) и т.д. В 1847 году начался сбор материалов по программе изучения этнографического своеобразия народов России. Были разосланы программы для описания местного населения, которые собирали помещики, учителя, священники, чиновники. В описание народного быта включали: особенности быта и семейных отношений, воспитания детей, «нравственный» быт народа. По данным материалам собирались отчеты, но часть их или была утеряна или забыта в архивах. Позже один из активных деятелей русского географического общества Кавелин попытался обосновать объективный метод. В 18700-х годах К.Д. Кавелиным (1818-1885) была высказана мысль о возможности объективного метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности. По его мнению, задача психологии народов – установление общих законов психической жизни на основе сравнения однородных явлений и продуктов духовной жизни у разных народов и у одного и того же народа в разные эпохи его исторической жизни. Попытки выделения наиболее типичных черт национального характера составляли главное направление развития этнопсихологии на данном этапе. Наблюдения и описания составляли значительный по объему материал, но были не единственным вариантом подхода к изучению национального характера. В 1869 году Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» писал, что все цивилизации отличаются по трем основным особенностям: умственным, эстетическим и нравственным. В.С.Соловьев к определению специфики национального характера подходил посредством изучения идеалов и ценностных ориентаций русских в их отличии от других этнических общностей. По его мнению, русским присущ нравственно-религиозный идеал. Например, старая Англия, святая Русь. Его подход содержит интересные идеи, но и противоречия, так как в фразах выражаются стереотипы, характерные для данного объекта. Принципиально иное направление этнической психологии было отмечено в трудах филолога А.А. Потебни (1835-1891), который проводил исследование психологической природы языка. Серьезная попытка создания этнической психологии была предпринята в 20-ые годы 20-го столетия Густав Шпетом (1879-1937). Ученый первым стал преподавать курс этнической психологии и организовал первый в стране кабинет этнопсихологии. Он определял этническую психологию как отрасль психологии, отхватывающей изучение «таких проявлений душевной жизни человека как язык, мифы, верования, поэтической творчество, нравы, искусство и т.д.». В 1927 году Шпет изложил свои взгляды в книге «Введение в этническую психологию», где он пишет, что этническая психология призвана изучать не только мифы и традиции, но, и отношение к ним. Совершенно другую точку зрения на этнопсихологии высказал В.М. Бехтерев. Он полагал, что изучением психологии народов должна заниматься коллективная рефлексология, цель которой определение общественных настроений, общественной творческой работы и общественных действий. Язык, мифы и обряды, которые идут из старины не могу служить основным материалом для характеристики современной жизни народа. В своих работах он одним из первых обращается к вопросу о национальной символике. В конце 1920х годов этнопсихология оказывается в поле зрения культурно-исторической школы. Л.С. Выготский под этнической психологией понимал «психологию примитивных народов», считая одной из важнейших задач психологии сравнительный анализ психической деятельности культурного человека и примитива. ЛС. Выготским была подготовлена программа по изучению детей различных народностей. Материалы этих исследований были опубликованы только через 40 лет по причине гонений в 30-х годах на многие науки, в число которых попала и этнопсихология. В результате чего развитие этнопсихологии в России было прервано на несколько десятилетий. Лишь в 60-х годах этому вопросу вновь начинают уделять внимание и возврат к этнопсихологической проблематике относится к послевоенному времени и начинается с работ Д.Лихачева и В.Мавродина, посвященных национальному сознанию. Тем самым был снят запрет с этнопсихологический исследований, однако отсутствие специалистов в этой области, недостаток литературы и информации не способствовали быстрому темпу развития науки. Лишь в 1970-х годах начали появляться отдельные теоретические и эмпирические работы по этнопсихологии. Новый этап развития этнопсихологии связан с дискуссией, состоявшейся в 1982 году в институте этнографии. Представители различных отраслей знания подвели итоги предшествующего развития этнопсихологии, обсудили пути ее возрождения, определили свое понимание ее предмета, методов и задач. С конца 20 века резко увеличилось число теоретических и эмпирических работ в области этнопсихологических исследований. Во многом, это было обусловлено политической ситуацией в стране, возросшим межнациональным напряжением, подъемом национального сознания, возникновением этнических конфликтов и другими факторами. Интерес к этнопсихологии выразился в следующих направлениях: на психологических факультетах были введены соответствующие спецкурсы, были опубликованы первые учебники и учебные пособия, в журналы были введены особые рубрики по этнопсихологии, были организованы и проведены этнопсихологические конференции с выпусками сборников и монографий. В настоящее время экспериментальные исследования в области этнопсихологии включают в себя три главных направления: 1. Первое из них занимается вопросами формирования и трансформации этнической и национальной идентичности; формами и механизмами межнационального восприятия; способами прогнозирования и профилактики и урегулирования межэтнических и межнациональных конфликтов; проблемами и способами адаптации к новой культурной среде и т.д. Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и другие. 2. Второе направление занимается построением теоретических концепций взаимодействия культуры и психики, выявлением с помощью психологических методов, особенностей формирования и протекания разнообразных психических процессов и состояний у представителей разных этнокультурных групп (В.Н. Павленко, С.А. Таглин…). 3. Представители третьего направления в отечественной этнопсихологии уделяют главное внимание изучению социокультурной специфик вербального и невербального поведения, этнопсихолингвистической проблематике. 4. Представителя четвертого направления (С.В. Лурье, М. Гимич…) работают с продуктами жизнедеятельности народа: мифы, фольклор, обычаи, ритуалы и т.д. В перспективе планируется развитие следующих отраслей: этнопедагогика (система этнических традиционных представлений о воспитании и обучении детей); этноконфликтология (система способов предотвращения конфликтных ситуаций разного уровня и их урегулирование); этнопсихиатрия (система этноспецифических представлений о норме и патологии); этнопсихолингвистика (система знаний об этнических особенностях языка и речевого развития). Начало формы
Лекция 1. Этнопсихология как наука Категориальный аппарат этнопсихологии Категориальный аппарат этнопсихологии В переводе с греческого этнос означает народ. В широком смысле слова обозначает общность людей, группу, племя, нацию, национальность. Значение термина этнос остается неоднозначным. Для психологов важно признание этнической идентичности – одной из характеристик этноса, что означает, что этнос является для индивидов психологической общностью. Изучение таких групп людей, осознающих свое членство в них – прямая задача психолога. В качестве этнодифференцирующих признаков, то есть тех, которые отличают данный этнос от всех других, выступают следующие: язык, ценности и нормы, религия, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство…Таким образом, с позиции психологии, этнос определяется как группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как естественные и устойчивые этнодифференцирующие характеристики. Вторым важным термином является «культура». Г. Триандис считал, что культура имеет 2 слоя: объективная культура (орудия труда, одежда, жилице, пища, вещи, имена и названия…) – 10% и субъективная культура (отношения, ценности, верования) – 90%. Триандис в качестве предмета этнопсихологии выделяет именно субъективную культуру – это общее для ее носителей представления, идеи и убеждения о созданной людьми части человеческого окружения (моральных ценностях, практики воспитания детей и т.д.) Маргарет Мид выделила следующие виды культур: А) Постфигуративные культуры. Б) Кофигуративные культуры. В) Префигуративные культуры. В современном мире наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей, интерес к своим «корням». В 1980 году Гирт Хофстед провел исследование в более 50 странах мира и выделил 5 базовых измерений культур: дистанция власти; избегание неопределенности; индивидуализм-коллективизм или степень, до которой индивиды данной культуры воспринимают себя отделенными от других и свободными от группового давления; маскулинность или степень выраженности «мужского» начала в культуре, что выражается в отношении к агрессивному поведению; временная ориентация или степень, до которой члены данной культуры могут отложить вознаграждение за достижение успеха (на короткий или длинный срок). etic и emic подходы к изучению этнопсихологической проблематики. Это непереводимые на русский язык термины были введены американским лингвистом К. Пайком. Этик – универсалистский подход, объясняющий изучаемые явления, эмик – культурно-специфический подход, стремящийся понять изучаемые явления. Особенности эмик подхода: изучаетсчя только одна культура со стремлением ее понять; любые элементы культуры изучаются «изнутри»; используются специфичные для культуры единицы анализа и термины носителей культуры. Особенности этик подхода: изучаются две или более культуры со стремлением объяснить межкультурные различия и сходства; используются единицы анализу и сравнения, которые считаются свободными от культурного влияния; исследователь занимает позицию стороннего наблюдателя. Лекция 2. Национально-психологические особенности личности Национально-психологические особенности личности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|