Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Психология межэтнических отношений





Обращаясь к анализу психологической линии детерминации необходимо остановиться на рассмотрение, лежащих в ее основе когнитивных процессов. По мнению российского историка Б.Ф.Поршнева, психологические детерминан­ты межгрупповых отношений проистекают из материалов человеческой истории, из процессов, связанных с идентифика­цией индивида с группой, начиная с самых истоков станов­ления человечества как социальной общности. Согласно его гипотезе, субъективное «мы» появляется, когда люди по­встречались и обособились от каких-либо «они». В концепции Б.Ф.Поршнева речь идет о процессах категориза­ции (на «мы» и «они»), социальной терминологию британских исследователей А.Тэшфела и Дж.Тернера. Употребляя разные терми­ны, они выдвигают общий психологический принцип, соглас­но которому дифференциация (оценочное сравнение) категоризуемых групп неразрывно связана с другим когнитив­ным процессом – групповой идентификацией (осознанием при­надлежности к группе). Или, по выражению Б.Ф. Поршнева: «всякое противопоставление объединяет, всякое объединение противопоставляет, мера противопоставления есть мера объе­динения».

Позиции советского и британских исследователей не пол­ностью совпадают. Б.Ф. Поршнев настаивает на первичности «они» по отношению к «мы», т.е. на первичности межгрупповой дифференциации. Мнение А Тэшфела прямо противоположное: идентификация предшествует дифферен­циации.

Единый процесс дифференциации/идентификации приво­дит к формированию социальной и этнической идентичности. Этническая идентичность – это результат процесса самоотождествления субъекта с одной или несколькими этническими группами на фоне дифференциации от других этнических групп, выражающийся в чувстве общности с членами той группы, с которой происходит отождествление, и восприятии как ценности ее основных характеристик. Т.Г. Стефаненко пишет, что «этническая идентичность – это составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности; этническая идентичность – это не только осознание, но и восприятие, оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности». Г.Г. Шпет и Л.С. Выготский термин этническая идентичность связывали с термином «переживание». Этническую идентичность индивида следует рассматривать как переживания отношений Я и этнической среды – своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.



В качестве структуры этнической идентичности британский ученый Мартин Баррет выделяет 2 блока: когнитивный и аффективный. В.Н. Павленко и С.А. Таглин выделяют 3 блок этнической идентичности – поведенческий компонент – приверженность традиционному образу жизни, специфическим формам жизнедеятельности, соблюдение этнических традиций, обрядов.

Общепризнанным считается положение о том, что этническая идентичность формируется к подростковому возрасту.

Этническая идентичность сильнее выражена у тех людей, которые живут в культурной среде, значительно отличающейся от их собственной. Важную роль играет то обстоятельство, к какой группе этнического большинства или меньшинства принадлежит человек. Представления об этнической группе быстрее и острее формируются у представителей этнического меньшинства, но иногда в детстве представители меньшинств предпочитают не свою группу, а хотели бы быть в группе этнического большинства. Например, 60% негритянских детей в возрасте 5 лет предпочитают белых кукол и считают, что они более на них похожи, чем темные куклы. В этом случае может сформироваться ложная идентичность, т.е. ребенок воспринимает себя в качестве членов доминирующей этнической группы, а не в составе своей реальной этнической группы. В неблагоприятных социально-исторических условиях позитивная моноидентичность может принимать форму этнической гиперидентичности, при которой позитивное восприятие собственной группы резко заостряется и ведет к росту негативных отношений к другим этническим группам и проявлениям интолерантности и нетерпимости. Если у индивида наблюдается выраженная идентификация с обеими группами – своей и чужой – это свидетельствует о формировании биэтнической идентичности. В случае, если у индивида не формируется нормальной устойчивой идентификации ни со своей этнической группой, ни с чужой, говорят о формировании маргинальной этнической идентичности, которая сопровождается внутриличностными конфликтами, ощущением дезадаптированности и отчужденности от социального окружения.

В книге «Современная этнопсихология» коллективом автором были выделены 3 фазы этнической идентификации:

1. Фаза этнодифференциации. Осознание особенностей своей общности, отличие «мы» от «они».

2. На второй фазе складываются представления о национальном характере, психическом складе, темпераменте типичного представителя общности.

3. Фаза формирования национального идеала.

Вовлеченность в социальную жизнь и культурную практику этнической группы является важным компонентом становления и функционирования этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность способствует ощущению психологической безопасности и стабильности.

Межгрупповые отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Исследователи предлагают разные классификации этнических конфликтов. При классификации по целям, кото­рые ставят перед, собой вовлеченные в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на:

1. социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения);

2. культурно-языковые, при которых выдвигаемые требо­вания затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;

3. политические, если участвующие в них этнические мень­шинства добиваются политических прав (от автономии мест­ных органов власти до полномасштабного конфедерализма);

4. территориальные – на основе требований изменения границ, присоединения к другому – «родственному» с куль­турно-исторической точки зрения – государству или созда­ния нового независимого государства (см. Ямское, 1997).

В.А.Тишков дает определение «...этнического конфликта как любой формы граж­данского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действу­ют или страдают по признаку этнических различий» (Тишков, 1997, с.476). При таком понимании конфликта он оказывается стадией крайнего обострения противоречий, проявляющейся в конфликтном поведении, и имеет точную дату начала – как начала противоборства.

Стадии конфликта:

1. 1.Объективная конфликтная ситуация.Противоречие между группами, имеющими несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы (территорию, власть, престиж), оказывается лишь одной из ста­дий конфликта – той стадией, которую обычно называют объективной конфликтной ситуацией, которая характеризуется межэтнической напряженностью.

2. Если объективная конфликтная ситуация осознана, даже случайные события из-за присущей межэтническим отноше­ниям эмоциональности, а порой и иррациональности, могут привести к конфликтному взаимодействию как наиболее ост­рой стадии конфликта.

3. Психологи выделяют и еще одну стадию конфликта – его разрешение или урегулирование.

Итак, под этническим конфликтом в широком смысле слова понимается любая конкуренция между группами – от реально­го противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции – во всех тех случаях, когда в восприя­тии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона опреде­ляется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.

В психологии межэтнических отношений исследуются три основные проблемы: как конфликты возникают, как проте­кают и как их можно урегулировать.

Во многих странах мира уже многие десятилетия суще­ствуют службы, нацеленные на разрешение этнических кон­фликтов. Например, в США начиная с 50-х гг. анализ этническихконфликтов организован в рамках Службы об­щинных отношений. В нашей стране конфликтологические аналитические центры и исследовательские группы возник­ли только на рубеже 90-х гг., и предметом практических исследований стали прежде всего этнические конфликты, с целью выявления эффективности тех или иных стра­тегий при урегулировании конфликтов разной степени интенсивности и масштабности. Обычно выделяется три ос­новные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне:

1) применение правовых механизмов. Изменение всего в полиэтнических госу­дарствах. В обществах, где привилегии между группами распределяются неравномерно (между латышами и русскими в Латвии), должны быть предприняты усилия для внесения способству­ющих гармонизации межэтнических отношений изменений в социальную структуру. С психологической точки зрения очень важно разрушить социальные барьеры между группами, что обычно способствует изменению законов, общественных институтов и т.п.

2) пе­реговоры. Организация посредничества в ведении пе­реговоров с субъектами конфликтов. Миротвор­ческие миссии с участием психологов проводились в разных регионах бывшего СССР: в Приднестровье, Латвии, на Кав­казе. Во многих из них наряду с отечественными специалис­тами участвовали зарубежные конфликтологи, имеющие большой опыт работы в «горячих точках». Так, весьма действенной формой института посредничества оказалась рос­сийско-британская миротворческая акция, проведенная в 1991 г. на Северном Кавказе, так как в этом случае удачно совместилась «непредвзятость зарубежных специалистов, высокая степень доверия к ним со стороны непосредствен­ных участников конфликта и основательное знание ситуации отечественными исследователями» (Гостев, Соснин, Степанов, 1996, с. 113).

3) информационный путь. Подразумевает взаимный обмен информацией между группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации. Психологи должны участвовать в выбо­ре способов подачи информации в средствах массовой ком­муникации при освещении острых конфликтов, так как даже нейтральные с точки зрения стороннего наблюдателя сооб­щения могут привести к вспышке эмоций и на­пряженности.

При урегулировании этнических конфликтов необходимо учитывать следующие психологические моменты:

1. отказаться от подхода, согласно которому конф­ликты достойны внимания лишь тогда, когда они разрази­лись и стали материалом сенсационных репортажей. Подход в освещении конфликта должен быть ориентирован на ин­формационное содержание, а не на сенсационность, «...на создание ясной и сбалансированной (по крайней мере мно­гогранной) картины конфликта, его истоков, природы и воз­можных путей разрешения» (Браун, Файерстоун, Мицкевич, 1994, с.43).

2. Участие психологов в проектах по повыше­нию психологической компетентности членов конфликтую­щих групп. Социально-психологическая информация дает представление о процессах, влияющих на межэтнические отношения, о психологическом понимании конфликта. Пре­доставление такой информации основано на предположе­нии, что знакомство людей с тем, как психологические явления влияют на их восприятие и поведение по отноше­нию к «чужакам», содействует гармонизации межэтничес­ких отношений.

3. Предоставлении информации о сходстве и различиях между культурами и их представителями способствует улучшению отноше­ний между ними. В качестве примера успешной программы можно привести проект «Как прекрасно, что мы разные», осуществленный с целью смягчения напряженности между иммигрантами и местными жителями в Нидерландах. Проект включал знакомство двух общин с культурой и особенностя­ми ментальности друг друга: в течение года в газетах и элек­тронных средствах массовой коммуникации было помещено большое количество материалов на эти темы.

4. Представители разных психологических теорий предлагают разнообразные методы урегулирования меж­групповых конфликтов, в том числе и этнических.

5. По мне­нию З.Фрейда, надо пытаться так изменить направление человеческой агрессии, чтобы она не обязательно находила свое выражение в виде войны. В этом может помочь установ­ление эмоциональных связей между людьми через идентификацию, понимаемую Фрейдом как достижение общности чувств (см. Фрейд, 1992).

6. Подход КЛоренца. Он вводит понятие «переориентированная агрессия», которая, с его точки зре­ния, способна предотвратить социально вредные проявлений агрессии. Например, может быть использована культурно-ритуализированная форма борьбы – спорт. Но самыми мощ­ными силами, противостоящими агрессии, австрийский исследователь считает: личное знакомство людей разных наций, так как имен­но анонимность облегчает прорывы агрессивности; воодушевление людей одним идеалом.

7. Концепция Т.Адорно, который считает, что личность авторитарного типа формируется в процессе семейной социализации, а общество способно повлиять на тип отношений между родителями и детьми. В послевоенные годы в Европе произошли значительные изменения в характере семейных отношений. На смену строгости и эмоциональной сухости пришли отношения более непосредственные и сво­бодные.

8. М.Шериф предложил «простое лекарство для лечения» межгрупповых конфликтов – введе­ние надгрупповых целей, имеющих равную привлекательность для обеих групп, но достичь которых они могут, только объе­динив усилия. Например, решение экологических задач, ликвидация последствий стихийных бедствий, борь­ба со смертельными болезнями.

9. Психологи школы Тэшфела основную стратегию урегулирования конфликтов видят в уменьшении и в устранении различий между своей и чужой груп­пами. Сверхцель подобного подхода – общество, лишен­ное культурных, расовых и других межгрупповых различий, целое общество, пораженное «цветовой слепотой».

10. Введение дополни­тельных идентичностей для членов противоборствующих групп. Французские психологи использовали этот способ после окончания второй мировой войны, создавая франко-германские клубы для школьников и формируя спортивные команды из представителей двух народов. Идентификация с командой оказывалась очень значимой для детей, а влияние этнической идентичности уменьшалось.

Данные пси­хологические подходы способствуют переориентации человеческой агрессии, установлению более естественных отно­шений между родителями и детьми, объединению людей вокруг общих целей, уменьшению влияния на человеческие взаимоотношения грубых механизмов межгруппового воспри­ятия и перемещению центра тяжести на отношения межлич­ностные. И для достижения этих целей необходимо использовать возможности всех рассмотренных моделей, вне зависимости от того,

Лекция 6. Национально-психологические особенности представителей различных этносов

Национально-психологические особенности представителей народов России

Дополнить свои знания по данноум разделу, вы можете, прочитав книгу В.Г. Крысько "Этническая психология": пройдя по данной ссылке http://www.studfiles.ru/preview/2978357/page:17/ вы можете ознакомиться с национально-психологическими особенностями разных народов России, ближнего и дальнего зарубежья.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.