Психология межэтнических отношений
Обращаясь к анализу психологической линии детерминации необходимо остановиться на рассмотрение, лежащих в ее основе когнитивных процессов. По мнению российского историка Б.Ф.Поршнева, психологические детерминанты межгрупповых отношений проистекают из материалов человеческой истории, из процессов, связанных с идентификацией индивида с группой, начиная с самых истоков становления человечества как социальной общности. Согласно его гипотезе, субъективное «мы» появляется, когда люди повстречались и обособились от каких-либо «они». В концепции Б.Ф.Поршнева речь идет о процессах категоризации (на «мы» и «они»), социальной терминологию британских исследователей А.Тэшфела и Дж.Тернера. Употребляя разные термины, они выдвигают общий психологический принцип, согласно которому дифференциация (оценочное сравнение) категоризуемых групп неразрывно связана с другим когнитивным процессом – групповой идентификацией (осознанием принадлежности к группе). Или, по выражению Б.Ф. Поршнева: «всякое противопоставление объединяет, всякое объединение противопоставляет, мера противопоставления есть мера объединения». Позиции советского и британских исследователей не полностью совпадают. Б.Ф. Поршнев настаивает на первичности «они» по отношению к «мы», т.е. на первичности межгрупповой дифференциации. Мнение А Тэшфела прямо противоположное: идентификация предшествует дифференциации. Единый процесс дифференциации/идентификации приводит к формированию социальной и этнической идентичности. Этническая идентичность – это результат процесса самоотождествления субъекта с одной или несколькими этническими группами на фоне дифференциации от других этнических групп, выражающийся в чувстве общности с членами той группы, с которой происходит отождествление, и восприятии как ценности ее основных характеристик. Т.Г. Стефаненко пишет, что «этническая идентичность – это составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности; этническая идентичность – это не только осознание, но и восприятие, оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности». Г.Г. Шпет и Л.С. Выготский термин этническая идентичность связывали с термином «переживание». Этническую идентичность индивида следует рассматривать как переживания отношений Я и этнической среды – своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.
В качестве структуры этнической идентичности британский ученый Мартин Баррет выделяет 2 блока: когнитивный и аффективный. В.Н. Павленко и С.А. Таглин выделяют 3 блок этнической идентичности – поведенческий компонент – приверженность традиционному образу жизни, специфическим формам жизнедеятельности, соблюдение этнических традиций, обрядов. Общепризнанным считается положение о том, что этническая идентичность формируется к подростковому возрасту. Этническая идентичность сильнее выражена у тех людей, которые живут в культурной среде, значительно отличающейся от их собственной. Важную роль играет то обстоятельство, к какой группе этнического большинства или меньшинства принадлежит человек. Представления об этнической группе быстрее и острее формируются у представителей этнического меньшинства, но иногда в детстве представители меньшинств предпочитают не свою группу, а хотели бы быть в группе этнического большинства. Например, 60% негритянских детей в возрасте 5 лет предпочитают белых кукол и считают, что они более на них похожи, чем темные куклы. В этом случае может сформироваться ложная идентичность, т.е. ребенок воспринимает себя в качестве членов доминирующей этнической группы, а не в составе своей реальной этнической группы. В неблагоприятных социально-исторических условиях позитивная моноидентичность может принимать форму этнической гиперидентичности, при которой позитивное восприятие собственной группы резко заостряется и ведет к росту негативных отношений к другим этническим группам и проявлениям интолерантности и нетерпимости. Если у индивида наблюдается выраженная идентификация с обеими группами – своей и чужой – это свидетельствует о формировании биэтнической идентичности. В случае, если у индивида не формируется нормальной устойчивой идентификации ни со своей этнической группой, ни с чужой, говорят о формировании маргинальной этнической идентичности, которая сопровождается внутриличностными конфликтами, ощущением дезадаптированности и отчужденности от социального окружения.
В книге «Современная этнопсихология» коллективом автором были выделены 3 фазы этнической идентификации: 1. Фаза этнодифференциации. Осознание особенностей своей общности, отличие «мы» от «они». 2. На второй фазе складываются представления о национальном характере, психическом складе, темпераменте типичного представителя общности. 3. Фаза формирования национального идеала. Вовлеченность в социальную жизнь и культурную практику этнической группы является важным компонентом становления и функционирования этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность способствует ощущению психологической безопасности и стабильности. Межгрупповые отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Исследователи предлагают разные классификации этнических конфликтов. При классификации по целям, которые ставят перед, собой вовлеченные в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на: 1. социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения);
2. культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности; 3. политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма); 4. территориальные – на основе требований изменения границ, присоединения к другому – «родственному» с культурно-исторической точки зрения – государству или создания нового независимого государства (см. Ямское, 1997). В.А.Тишков дает определение «...этнического конфликта как любой формы гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий» (Тишков, 1997, с.476). При таком понимании конфликта он оказывается стадией крайнего обострения противоречий, проявляющейся в конфликтном поведении, и имеет точную дату начала – как начала противоборства. Стадии конфликт а: 1. 1. Объективная конфликтная ситуация.Противоречие между группами, имеющими несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы (территорию, власть, престиж), оказывается лишь одной из стадий конфликта – той стадией, которую обычно называют объективной конфликтной ситуацией, которая характеризуется межэтнической напряженностью. 2. Если объективная конфликтная ситуация осознана, даже случайные события из-за присущей межэтническим отношениям эмоциональности, а порой и иррациональности, могут привести к конфликтному взаимодействию как наиболее острой стадии конфликта. 3. Психологи выделяют и еще одну стадию конфликта – его разрешение или урегулирование. Итак, под этническим конфликтом в широком смысле слова понимается любая конкуренция между группами – от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции – во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.
В психологии межэтнических отношений исследуются три основные проблемы: как конфликты возникают, как протекают и как их можно урегулировать. Во многих странах мира уже многие десятилетия существуют службы, нацеленные на разрешение этнических конфликтов. Например, в США начиная с 50-х гг. анализ этническихконфликтов организован в рамках Службы общинных отношений. В нашей стране конфликтологические аналитические центры и исследовательские группы возникли только на рубеже 90-х гг., и предметом практических исследований стали прежде всего этнические конфликты, с целью выявления эффективности тех или иных стратегий при урегулировании конфликтов разной степени интенсивности и масштабности. Обычно выделяется три основные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне: 1) применение правовых механизмов. Изменение всего в полиэтнических государствах. В обществах, где привилегии между группами распределяются неравномерно (между латышами и русскими в Латвии), должны быть предприняты усилия для внесения способствующих гармонизации межэтнических отношений изменений в социальную структуру. С психологической точки зрения очень важно разрушить социальные барьеры между группами, что обычно способствует изменению законов, общественных институтов и т.п. 2) переговоры. Организация посредничества в ведении переговоров с субъектами конфликтов. Миротворческие миссии с участием психологов проводились в разных регионах бывшего СССР: в Приднестровье, Латвии, на Кавказе. Во многих из них наряду с отечественными специалистами участвовали зарубежные конфликтологи, имеющие большой опыт работы в «горячих точках». Так, весьма действенной формой института посредничества оказалась российско-британская миротворческая акция, проведенная в 1991 г. на Северном Кавказе, так как в этом случае удачно совместилась «непредвзятость зарубежных специалистов, высокая степень доверия к ним со стороны непосредственных участников конфликта и основательное знание ситуации отечественными исследователями» (Гостев, Соснин, Степанов, 1996, с. 113). 3) информационный путь. Подразумевает взаимный обмен информацией между группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации. Психологи должны участвовать в выборе способов подачи информации в средствах массовой коммуникации при освещении острых конфликтов, так как даже нейтральные с точки зрения стороннего наблюдателя сообщения могут привести к вспышке эмоций и напряженности.
При урегулировании этнических конфликтов необходимо учитывать следующие психологические моменты: 1. отказаться от подхода, согласно которому конфликты достойны внимания лишь тогда, когда они разразились и стали материалом сенсационных репортажей. Подход в освещении конфликта должен быть ориентирован на информационное содержание, а не на сенсационность, «...на создание ясной и сбалансированной (по крайней мере многогранной) картины конфликта, его истоков, природы и возможных путей разрешения» (Браун, Файерстоун, Мицкевич, 1994, с.43). 2. Участие психологов в проектах по повышению психологической компетентности членов конфликтующих групп. Социально-психологическая информация дает представление о процессах, влияющих на межэтнические отношения, о психологическом понимании конфликта. Предоставление такой информации основано на предположении, что знакомство людей с тем, как психологические явления влияют на их восприятие и поведение по отношению к «чужакам», содействует гармонизации межэтнических отношений. 3. Предоставлении информации о сходстве и различиях между культурами и их представителями способствует улучшению отношений между ними. В качестве примера успешной программы можно привести проект «Как прекрасно, что мы разные», осуществленный с целью смягчения напряженности между иммигрантами и местными жителями в Нидерландах. Проект включал знакомство двух общин с культурой и особенностями ментальности друг друга: в течение года в газетах и электронных средствах массовой коммуникации было помещено большое количество материалов на эти темы. 4. Представители разных психологических теорий предлагают разнообразные методы урегулирования межгрупповых конфликтов, в том числе и этнических. 5. По мнению З.Фрейда, надо пытаться так изменить направление человеческой агрессии, чтобы она не обязательно находила свое выражение в виде войны. В этом может помочь установление эмоциональных связей между людьми через идентификацию, понимаемую Фрейдом как достижение общности чувств (см. Фрейд, 1992). 6. Подход КЛоренца. Он вводит понятие «переориентированная агрессия», которая, с его точки зрения, способна предотвратить социально вредные проявлений агрессии. Например, может быть использована культурно-ритуализированная форма борьбы – спорт. Но самыми мощными силами, противостоящими агрессии, австрийский исследователь считает: личное знакомство людей разных наций, так как именно анонимность облегчает прорывы агрессивности; воодушевление людей одним идеалом. 7. Концепция Т.Адорно, который считает, что личность авторитарного типа формируется в процессе семейной социализации, а общество способно повлиять на тип отношений между родителями и детьми. В послевоенные годы в Европе произошли значительные изменения в характере семейных отношений. На смену строгости и эмоциональной сухости пришли отношения более непосредственные и свободные. 8. М.Шериф предложил «простое лекарство для лечения» межгрупповых конфликтов – введение надгрупповых целей, имеющих равную привлекательность для обеих групп, но достичь которых они могут, только объединив усилия. Например, решение экологических задач, ликвидация последствий стихийных бедствий, борьба со смертельными болезнями. 9. Психологи школы Тэшфела основную стратегию урегулирования конфликтов видят в уменьшении и в устранении различий между своей и чужой группами. Сверхцель подобного подхода – общество, лишенное культурных, расовых и других межгрупповых различий, целое общество, пораженное «цветовой слепотой». 10. Введение дополнительных идентичностей для членов противоборствующих групп. Французские психологи использовали этот способ после окончания второй мировой войны, создавая франко-германские клубы для школьников и формируя спортивные команды из представителей двух народов. Идентификация с командой оказывалась очень значимой для детей, а влияние этнической идентичности уменьшалось. Данные психологические подходы способствуют переориентации человеческой агрессии, установлению более естественных отношений между родителями и детьми, объединению людей вокруг общих целей, уменьшению влияния на человеческие взаимоотношения грубых механизмов межгруппового восприятия и перемещению центра тяжести на отношения межличностные. И для достижения этих целей необходимо использовать возможности всех рассмотренных моделей, вне зависимости от того, Лекция 6. Национально-психологические особенности представителей различных этносов Национально-психологические особенности представителей народов России Дополнить свои знания по данноум разделу, вы можете, прочитав книгу В.Г. Крысько "Этническая психология": пройдя по данной ссылке http://www.studfiles.ru/preview/2978357/page:17/ вы можете ознакомиться с национально-психологическими особенностями разных народов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|