Национально-психологические особенности личности
Насколько важным в разных культурах считается проявление человека как личности и насколько высока в той или иной культуре потребность понимать и принимать в расчет личность человека? Личностные черты людей разных народов и культур универсальны или строго специфичны? Надо иметь в виду, что явления и процессы национальной жизни не однозначны для всех людей, и каждый придает им свой собственный оттенок. У всех людей не в одинаковой степени выражены национальные моменты в индивидуальной психологии. Есть личности, у которых резко выражены национальные чувства, у других они могут быть притуплены. Для выявления универсальных личностных качеств людей широко используется «Личностный опросник Айзенка», который диагностирует уровень невротизма (эмоциональной неустойчивости), экстраверсии-интроверсии, психотизма (эгоизма, неконтактности) и лжи. На основе сходства результатов, был сделан вывод об универсальности, выделенных Айзенком, измерений личности. Но нет полных доказательств, что один и тот же набор личностных черт может служить для объяснения поведения людей в любой культуре. На основе факторного анализа американского, немецкого, голландского, русского, итальянского, польского, китайского, японского и других языков была выделена «Большая пятерка» глобальных качеств личности: экстраверсия, дружественность, сознательность (совестливость), эмоциональная стабильность, открытость опыту. В последние годы в этнопсихологии появляются «местные» концепции личности. Их авторы подчеркивают, что существующие теории личности не отражают сущности человека, приводят к неполному и искаженному пониманию личности других народов.
Многие исследователи отмечают, что главные достижения этнопсихологии и в частности проблема изучения национально-психологических особенностей личности, связаны с изучением проблем социализации. Современные исследования социализации детей можно разделить на 4 группы: 1. Изучение процесса социализации, ее средств, методов и способов освоения детьми культуры своего народа. 2. Сравнение обусловленных культурой результатов социализации, то есть анализ того, как отличаются ценности, идеалы, особенности поведения детей, которые выросли в разных социокультурных средах. 3. Изучение отдаленных результатов социализации, то есть взаимосвязи между методами воспитания в детстве и характером взрослого человека. 4. Исследование взаимосвязи между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества (изучаются социальные институты, определяющие цели и средства воспитания). Все эти проблемы связаны с изучением инкультурации. Херсковиц разделил понятие социализация и инкультурация, но подчеркивал, что процессы социализации и инкультурации происходят одновременно и без вхождения в культуру человек не может существовать как член общества. Под социализацией он понимал вхождение индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, необходимого для исполнения социальных ролей. Инкультурация – это вхождение индивида в культуру своего народа, в результате чего формируется когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами своей культуры и отличие от членов другой культуры. Процессы инкультурации изучаются под руководством старших, без специального обучения. В результате инкультурации человек становится компетентным в своей культуре (знает язык, традиции, ценности, особенности своей культуры). Херсковиц выделяет два этапа инкультурации: Первый этап – детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры (взрослые применяют систему поощрений и наказаний, что такое хорошо, что такое плохо).
Второй этап – зрелость, когда индивид имеет возможность принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой. Процессы социализации и инкультурации входят в состав культурной трансмиссии – это механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам и прежде всего, детям. Три вида трансмиссии: вертикальная, горизонтальная и непрямая. Культура оказывает влияние на все развитие индивида: эмоциональное, поведенческое, физическое развитие. Но в зависимости от культур это влияние различно. Исследователи признают, что рефлексы новорожденного, способность детей на ранних стадиях младенчества имитировать поведение своих родителей, не зависят от культуры и формы организации общества. Но в более старшем возрасте культура оказывает все большее влияние на моторное развитие ребенка (например, ползание, хождение). Например, в некоторых культурах с рождения ребенка, ему массируют ножки, чтобы стимулировать к хождению и ползанию. Культура влияет и на эмоциональное развитие ребенка. Одним из признаков начала процесса социализации является формирование чувства привязанности у ребенка к взрослому. Например, немецкие матери высоко ценят раннюю независимость ребенка, а привязанность воспринимают как избалованность. Японские матери развивают сильное чувство привязанности. Необходимость учета влияния культуры очевидна и при изучении интеллектуального развития ребенка. Было проведено исследование по проверке гипотезы швейцарского психолога Ж. Пиаже о существовании универсальных стадий интеллектуального развития ребенка. Было выяснено: 1. стадии интеллектуального развития во всех культурах протекают в зафиксированном Пиаже порядке (сенсомоторная, дооперациональная, конкретный и формальный операций). 2. возраст, который Пиаже связывает с каждой стадией интеллектуального развития для разных культур различен. Исследования позволяют сделать вывод, что высшие психические процессы обусловлены культурой. Первым теоретиком этнографии детства был А.Кардинер, который рассматривал самый ранний период жизни человека как время формирования основ его личности. В отличии от него, Маргаред Мид, была известна как «полевой» исследователь, всю свою жизнь посвятив эмпирическим исследованиям мира детства. Мид говорила, что «именно культура является главным фактором, который учит детей как думать, чувствовать и действовать в обществе». Как и Кардинер, появление определенных черт характера она связывала со спецификой социализации.
Период отрочества связан с формированием новой социальной идентичности, но в разных этносах встречаются различные его границы. Например, древний грек в 15 лет был еще ребенком, австралийские аборигены в 8-10 лет владели навыками и могли себя прокормить в течении нескольких дней, русский в этом возрасте – уже был полным мужиком. Особую роль при переходе в мир взрослых играют обряды инициации, сопровождавшие переход подростка в новое социальное состояние в качестве полноправных членов племени, рода. В современных обществах аналогом обрядов инициации могут быть: гражданское совершеннолетие, армия, начало трудовой деятельности, вступление в брак и т.д. Октябренок, пионер, комсомолец – носили ритуальный характер, изобиловали проверками и испытаниями. Но такая инициация затрагивала лишь идеологический аспект жизни, особенность подлинной инициации в том, что «ее обряды обращены к личности в ее целостности – к ее телу, духу и социальному статусу» и приводит она к полной смене социальной идентичности. Описывая национально-психологические особенности личности, следует обратиться к проблеме изучения национального характера. Попытка анализа характера того или иного народа была предпринята уже в древней Греции. Ксенофонт, изучая характер персов, анализировал эволюцию отдельных черт, типичных для данного народа, но изменяющихся в связи с конкретными условиями. Платон изучал характер людей в зависимости от социально-политического строя общества. Значительно позже, в Европе 17-18 века, объектом рассмотрения целого ряда мыслителей (Д. Юм, И. Кант, Г. Гегель, Ш. Монтескье и др.) становятся понятия «нация», «народ», «национальный характер». Понятие «национальный характер» было одним из первых, которым начали пользоваться ученые для описания личностных особенностей жителей различных стран и представителей разных этнокультурных групп.
В 20 веке Н. Джандильдин, определяя структуру национального характера, выделил следующие элементы: привычки и обычаи; эмоционально-психологические реакции на явления привычной и непривычной среды; ценностные ориентации; вкусы и потребности. Одним из ученых, кто сделал проблему национального характера основной в своих работах стал украинский философ П.И. Гнатенко, он писал: «национальный характер – это совокупность социально-психологических характеристик (чувств, ценностных ориентаций, эмоционально-волевых качеств, национально-психологических установок), которые свойственны нации на определенном этапе развития, детерминированы социально-экономическими, историческими и географическими условиями ее существования, и проявляются в культуре, традициях, обычаях и обрядах. Национальный характер – это своеобразное, специфическое соединение общечеловеческих черт в конкретных исторических и социально-экономических условиях бытия нации». На современном этапе развития науки под национальным характером принято понимать те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого. Характер этноса не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разном сочетании у значительного числа индивидов. Национальный характер – это исторические складывающаяся совокупность своеобразных черт, вкусов, привычек, особенностей поведения, эмоциональных реакций. Например, к национальному характеру относятся такие черты как религиозность, оптимизм, пессимизм, трудолюбие. Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких черт как пунктуальность, аккуратность, практичность и т.д. Лекция 2. Национально-психологические особенности личности Развитие личности в чужой этнопсихологической среде Развитие личности в «чужой» этнопсихологической среде Интерес к проблемам развития личности в «чужой» этнопсихологической среде и к вопросам межкультурной адаптации возник в мировой науке в начале XX века. Одно из главных направлений исследований данной проблемы было направлено на изучение культурного шока. Термин «культурный шок» был введен американским антропологом К. Обергом, который исходил из идеи, что вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами – потери друзей и статуса, отверженности, удивления и дискомфорта при осознании различий между культурами, а также путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности.
Симптомы культурного шока весьма разнообразны: постоянное беспокойство о качестве пищи, питьевой воды, чистоте посуды, постельного белья, страх перед физическим контактом с другими людьми, общая тревожность, раздражительность, недостаток уверенности в себе, бессонница, чувство изнеможения, злоупотребление алкоголем и наркотиками, психосоматические расстройства, депрессия, попытки самоубийства. Ощущение потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и неисполнения ожиданий могут выражаться в приступах гнева, агрессивности и враждебности по отношению к представителям страны пребывания, что отнюдь не способствует гармоничным межличностным отношениям. Чаще всего культурный шок имеет негативные последствия, но следует обратить внимание и на его позитивную сторону хотя бы для тех индивидов, у кого первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей и моделей поведения и, в конечном счете, важен для саморазвития и личностного роста. Как правило, проблема культурного шока рассматривается в контексте так называемой кривой процесса адаптации. В соответствии с этой кривой Г.Триандис выделяет пять этапов процесса адаптации визитеров (см. Triandis, 1994) – U-образную кривая: «медовый месяц» – негативное воздействие непривычной окружающей среды – симптомы культурного шока достигают критической отметки – ослабление негативного восприятия, появление чувства уверенности и удовлетворения – полная или долгосрочная адаптация. Успешная адаптация представляет собой процесс вхождения в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей, образцов поведения. При этом подлинная адаптация предполагает достижение социальной и психологической интеграции с еще одной культурой без потери богатств собственной. Существует несколько способов подготовки индивидов к межкультурному взаимодействию. Используемые модели различаются в трех аспектах: по методу обучения – дидактическому или эмпирическому; по содержанию обучения – общекультурному или культурно-специфичному; по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов – когнитивной, эмоциональной или поведенческой. Данные модели должны научить человека при межкультурном взаимодействии руководствоваться платиновым правилом: «Делай так, как делают другие. Делай так, как они любят, как им нравится. Это правило означает, что, попадая в чужую культуру, целесообразно поступать в соответствии с нормами, обычаями, традициями этой культуры, не навязывая своих религии, ценностей, образа жизни» (Почебут, 1995, с.77).
Лекция 3. Этнопсихологическая специфика межгруппового взаимодействия и общения Этнопсихологическая специфика межгруппового взаимодействия и общения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|