Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательная модель программы.




Логика развития смены, логика эмоционального развития, соотношение отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены- это факторы, которые составляют содержательную модель смены.

Традиционно из детей формируется 3 группы. Ребята являются помощниками в организации тематических дней, дел.

Участники смены являются одной командой. Отряд- это экипаж, входящий в команду экспедиции. Именно в процессе групповых отношений формируются условия, при которых более успешно проходит процесс социализации. Именно поэтому мы уделяем большое внимание отрядной работе. Она логично вписывается в идею смены и предполагает учёт возрастных особенностей детей, обеспечивает личностный рост каждого ребёнка.

План работы отряда(экипажа) включает в себя:

- Отрядные дела (для всего отряда);

- Групповые (когда организуются несколько одновременно групп по подготовке или проведению дел);

Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в:

- названии;

- девизе, которому следует в своей творческой деятельности;

- символах и атрибутах;

- законах и традициях отрядной жизни;

- игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, и т.д.

- оформлении уголка экипажа.

 

Гласность в игре осуществляет «Информационный - центр»: информационное обеспечение после каждого периода выпуск газеты «Планета.RU», радиопередачи. Информационный центр создаётся из представителей экипажей. Руководит центром Старейшина печати.

Направление деятельности центра следующие:

1. выпуск газеты «Планета.RU», освещающие наиболее важные события из жизни экипажей;

2. выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение Хранителей планеты и Посвященных в тайну;

3. оформление летописи о жизнедеятельности на Планете.

VI. Направления деятельности программы:

В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:

1.Коммуникативно-игровая деятельность - деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.

2.Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребёнка.

3.Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений осуществляется на Советах, спецмероприятиях (ролевые игры, игры по станциям и др.).

Основное содержание программы

Направление работы Формы и методы
Правовое и профилактическое   Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при проведении экскурсий», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий» - Инструктажи для детей; -игра-беседа;   -конкурс рисунков на асфальте;   -беседы с инспектором по делам несовершеннолетних ИДН, инспектором по пропаганде БДД   - «Линейки безопасности по противопожарной безопасности»;с участием службы ГИБДД г.Магнитогорска;   -выступление агитбригады «Юные инспектора ДД»   -конкурсная программа - Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»; - Профилактическая беседа о правонарушениях - Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь» - Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;    
Спортивно - оздоровительное Организация спортивно – массовых мероприятий, подвижные игры, Медосмотр детей в начале и конце смены Ежедневный контроль состояния здоровья детей, организация здорового питания детей.   -Минутки здоровья; -подвижные игры на воздухе; -организация здорового питания детей; -организация спортивно – массовых мероприятий: - спортивные праздники, спартакиады - спортивные турниры по теннису - футбол - эстафета - веселые старты - волейбол - игровая программа «Большие «гонки»; - соревнование «Здоров будешь, все добудешь!» -осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены; -утренняя гимнастика; -соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей; -организация пешеходных экскурсий. -туризм. -Тематические беседы «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;    
Экологическое Повышение экологической культуры учащихся. Воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды и соблюдение здорового образа жизни -экологическая тропа, -экологические частушки; -экологические сказки; -акция «Трудовой десант»; -показ экологических костюмов «Экомода»; -Экологическое лото «В мире флоры и фауны»; - соревнование; - викторина; -экологическое театрализованное представление; - сбор лекарственных трав для гербария; -выставка рисунков «Мир вокруг нас», -агидбригады.
Патриотическое Воспитание гражданственности и чувства патриотизма, любви к родному краю, чувства гордости за свою страну, ее историю и культуру, почитание ветеранов ВОВ. Проведение мероприятий, посвящённых знаменательным датам календаря и дням воинской славы России.   -Беседы – встречи с ветеранами ВОВ, -Литературно – музыкальная гостинная; -Конкурс рисунков на асфальте; -Видео-Экскурсия «По местам воинской славы» (библиотека) -Видеопоказ «Мы помним...» -Смотр-конкурс «Строя и песни» -Зарница (спортивно-патриотическая)
Социально – значимая деятельность Работа по сплочению коллектива воспитанников   -Операция «Зеленый патруль»; (посадка, прополка своей клумбы) -операция «Веселый ручеек»; (поливка) -операция «Уют»; (уборка комнат) -операция «БУНТ» (большая уборка нашей территории); -деятельность отрядов «Зеленый патруль». - Огонёк «Будем знакомы!» - Коммуникативные игры на знакомство «И всем нам очень приятно…», «Снежный ком», «Назовись». - Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас». - Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк-2».
Досугово – познавательная деятельность Способствует активизации познавательных интересов детей. Организует увлекательный отдых детей.   Концертно – развлекательные программы; Игровые и тематические дискотеки Видеосалоны Игры – развлечения, викторины, соревнования Хобби-студии: 1. «Делаем сами своими руками» (резьба по дереву), 2. «Умелые руки»(творческая студия), 3. «Юный книголюб» (читальный зал, библиотека), 4. «Узор» (ДПИ -творчество,) 5. «Живой уголок», 6. «Робототехника» 7. Журналистика 8. Ландшфтный дизайн 9. «Будь в ритме» (современная хореография), 10. «Караоке-клуб» (вокал), 11. Клуб «Хакер» (программирование), 12. Игротека «Play today” 13. Радиодиджеинг 14. Школа лидера 15. Песочная терапия -Оформление отрядных уголков, стенных газет; создание карты путешествия. - Ярмарка идей и предложений; - Конкурсы рисунков, изготовление коллажей, экспресс-газет. - Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурсная программа «Турист года», «Эрудит – шоу», конкурс – игра «Весёлые минутки», интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес» и т.д. - Итоговая выставка «сувениров», найденных на планете.  

Основные принципы построения программы:

· Принцип обратной связи

После проведения любых мероприятий, в конце дня, с взрослыми и детьми проводится срез (анализ) их настроения, степень участия, обсуждаются пожелания на будущее как сделать мероприятие лучше и ярче.

· Принцип личностно-ориентированного подхода

Уважение личности ребенка или взрослого, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни. Учет мотивов, поступков и поведения.

· Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.

· Принцип индивидуального подхода

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых.

· Принцип гуманизма

Предполагает развитие ценностных способностей, чувств и разума человека. Воспитание личности с высокими, интеллектуальными, моральными и физическими ценностями. Каждый человек личность, имеющая право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. Научить любить, чтобы понимать, быть понятым, чтобы сотрудничать и творить добро.

· Принцип активности

Развитие личности активный процесс самостоятельного, творческого конструирования ребенком себя, самовоспитание и самосовершенствование. Реализация педагогом данного принципа предполагает не пассивное усвоение детьми и подростками той или иной моральной нормы на функционально-ролевом уровне, а активное овладение этой нормой. В процессе этого усвоения данная норма входит во внутренний план психики ребенка.

· Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности:

Результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.

· Принцип демократичности:

Учет интересов всех учащихся, поощрение самостоятельности, партнерство, согласие в интересах дела, переход от объективных отношений к субъективным.

· Принцип дифференциац ии воспитания:

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

· Принцип творческой индивидуальности:

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Система организации смены

Педагогический процесс основывается на грамотной организации каждого периода смены.

1. Организационный период.

Основная цель этого периода – адаптация ребёнка к условиям и особенностям центра. Дети знакомятся друг с другом, воспитатели и вожатые узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя. Происходит структурное и организационное оформление системы совместной деятельности: формирование отрядов, выборы органов самоуправления.

2. Основной период.

Основной период – это и есть настоящая работа и настоящая жизнь отряда. Цель этого периода - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность, вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел, кружки по интересам.

3. Заключительный период смены.

Подведение итогов прожитой смены: проведение анализа качественных изменений, произошедших с участниками смены, составление итоговой диагностики по аналитическому материалу, анализ предложений детей, педагогов и родителей по развитию детского центра в будущем, выработка перспектив деятельности центра. Закрытие смены.

Ежедневное функционирование, жизнедеятельность детского центра осуществляется в отрядах, численностью до 35 человек, сформированных:

1. По возрастному принципу:

- младшие отряды (6-10 лет);

- средние отряды (11-13 лет)

- старшие отряды (14-17 лет)

2. По принципу предметной направленности:

- спортивные отряды, занимающиеся учебно-тренировочным процессом: дзюдо, легкая атлетика, хоккей, плавание;

- отряды, занимающиеся по программам муниципальных дворцов и центров детского творчества по направлениям: хореография, вокал, театральное искусство;

- профильные отряды победителей и призеров предметных олимпиад Челябинской области.

- Профильные отряды по программе лингвистической школы «British club».

Возглавляют отряды воспитатель и вожатые, осуществляющие свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями.

Анализ и планирование деятельности осуществляется педагогическим коллективом перед началом смены и ежедневно на вечерних оперативках вожатых и производственных совещаниях воспитателей. Комплектование педагогического состава осуществляется из коллективов муниципальных школ и колледжей г. Магнитогорска. Воспитатели и вожатые владеют современными технологиями воспитательной работы, методиками формирования и сплочения временного детского коллектива и активно используют их в своей работе. Проводятся утренние сборы отрядов, вечерние огоньки подведения итогов. Серьёзное внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, особенно – с теми, кто первый раз приехал в лагерь. Взаимодействие с родителями позволяет достигнуть взаимопонимания с детьми, предупредить конфликты и девиантное поведение, найти к каждому ребёнку индивидуальный подход. Взаимодействие с родителями происходит следующим образом:

- Организационное родительское собрание перед сменой;

- Устный мониторинг в администрации ДООЦ (во время посещения детей);

- Анкетирование родителей «Мой ребёнок».

 

Традиции центра:

Первой следует назвать традицию доброго отношения к людям, так как именно она является основой всех законов и традиций детского центра. Мы помогаем ребятам быть лидерами, говорим о формировании активной жизненной позиции, которая учит человека преобразовывать мир и самого себя в лучшую сторону. И все это невозможно сделать без любви к человеку, без доброго отношения к нему

Традиция доброго отношения к людям проявляется и в толерантном отношении к иностранным гостям, присутствующим на территории центра.

Традиция внимания и традиция сюрпризов также являются составными частями традиции доброго отношения к людям. Суть их заключается в том, чтобы:

- заботиться о своих друзьях, прийти на помощь в трудной ситуации или вместе порадоваться успеху;

- делать им приятные сюрпризы по любому поводу (будь то начало нового дня, победа в каком-либо конкурсе, праздник, день рождения и пр.);

- мальчикам ухаживать за девочками, как истинным джентльменам, а девочкам в нужные моменты помогать мальчикам.

Традиция доброго отношения к песне заключается в уважительном, бережном отношении к песне, музыке и означает:

- знание песни, которая исполняется, уважение к людям, ее написавшим;

- умение дослушать и допеть песню до конца, не прерывая ее;

- умение сохранить лучшие, любимые песни и передать их другим;

- тактичное отношение к содержанию и характеру песни, знание места и времени для исполнения каждой песни;

- умение петь, не стараясь, перекричать друг друга.

Традиция вечернего «огонька» с целым комплексом составных компонентов (вечерняя речевка, орлятский круг, вечерняя песня).

Традиции орлятского круга.

Орлятский круг – символ душевного уюта. Ценность и смысл орлятского круга вожатые объясняют ребятам на одном из первых вечерних «огоньков», поскольку орлятский круг имеет принципиальное значение на вечернем «огоньке», именно круг дает возможность не обойти вниманием ни одного человека из отряда.

Традиция чести – одна из самых важных и наиболее значимых традиций центра. В ДООЦ ребенок учится дружбе, ответственности, осмыслению своего места, своей роли в современном мире. Важно, чтобы это не было игрой в предлагаемых обстоятельствах, а стало нравственной опорой в жизни.

Законы детского оздоровительно-образовательного центра:

- закон «ноль-ноль» гласит: время дорого. Каждое дело должно начинаться в точно назначенный срок, а заставлять себя ждать – значит отнимать у своих друзей драгоценные минуты познания нового, отнимать интересные дела, интересное общение, да и просто хорошее настроение.

- закон территории с одной стороны, включает в себя территориальные ограничения: детям нельзя выходить за территорию ДООЦ «Уральские зори» без сопровождения взрослых и без специального разрешения. С другой стороны, закон территории гласит: будь хозяином своей территории (отрядного места, центра), относись к ней бережно, как к дому.

- закон зелени – это уважение к самой природе. Выполнение этого закона помогает ребятам стать настоящими друзьями природы, людьми заботливыми и хозяйственными.

- закон поднятой руки учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. Если человек поднимает руку, гласит закон поднятой руки, ему необходимо сообщить что-то нужное людям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...