Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мостик построим – мостик разрушим»





 


 



 


 Ставлю я язык «дугой»

И кладу — даю покой.


Цель:

Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Описание:

Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»), затем расслабить его («Мос­тик разрушим»). Удерживать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 се­кунд.

Обратите внимание!

1. Губы растянуты в улыбке.

2. Кончик языка постоянно находится за нижними зубами и не отодвигается назад при расслаблении языка.

3. Язык не «выкаты­вается» вперёд, как в упражнении «Катушка» (№ 30).


 

Чистим нижние зубы»

(С внутренней стороны)

 

Ходит «горка» влево - вправо,

Чистит зубки очень браво.

Цель:

Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик язык развивать подвижность языка.

Описание:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

Обратите внимание!

1.Губы неподвижны, растянуты в улыбке.

2. Двигая кончиком язы из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен.

3. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при «межзубном произношении свистящих», в процессе речи язык ребёнка находится между зубами.

 

Катушка»

 

Широко раскрою рот,

«Горку» выведу вперёд.

И, назад отодвигая,

Я её не разрушаю.

Цель:

Развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

Описание:

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8—10 раз в спо­койном темпе.

Обратите внимание!

Кончик языка постоянно остаётся у нижних зубов.

 

Жуём блинчик»

 

Вот опять язык свернулся,

             В зубы нижние уткнулся.

             Двину чуть его вперёд,

             Разжую его вот - вот.

Цель:

  Научить ребёнка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Описание:

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка», № 26), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.                              

  Обратите внимание!

Кончик языка во время упражнения находится за нижними зубами.

 

Чашечка»

 

 

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

 К зубкам подняты края —

Вот и «чашечка» моя.

Цель:

Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание:

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Обратите внимание!

1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку» (№ 19), распластать язык на нижней губе и слег­ка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принима­ет нужную форму.

2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, за­вернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

3. При выполнении упражне­ния края языка находятся у верхних зубов.

 


Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе —

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель:

Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание:

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Обратите внимание!

1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем).

2. Язык широкий, в форме чашечки.

3. Если упражнение не получается, то нужно (вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку» (№ 19), распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).


Ступеньки»

(Чередование «Чашечка» на верхней губе –

«Чашечка» на верхних зубах – «Чашечка»

Вверху за зубами)

 



 


 


                   На верхнюю губку,

                   На верхние зубки,

 За зубки скачок —

                   Во рту язычок.

Цель:

Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускула­туру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание:

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каж­дом положении 3—5 секунд.

Обратите внимание!

1. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть непо­движна.

2. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.


Фокус» («Дуем с чашечки»)

 

Я «чашку» выведу вперёд,

              С неё подую вверх.

              И тёплый воздух обдаёт

              Мой носик, например.

Цель:

Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание:

  Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верх­нюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой жело­бок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение:

  На кончик носа прикрепить кусочек кальки (1,5 см х 1,5 см) и сдуть его — онлетит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратите внимание!

1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

2. Не сжимать язы зубами.

3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков

Не разбей чашечку»




Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперёд.

Цель:

Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая её. Развивать муску­латуру и подвижность языка.

Описание:

  Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки».

Обратите внимание!

1. Двигается только язык, губы остаются неподвижными.

2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребёнка положения на выбор: «чашечка» сна­ружи — «чашечка» внутри.

Цель:  Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая её. Развивать муску­латуру и подвижность языка. Описание:  Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки». Обратите внимание! 1. Двигается только язык, губы остаются неподвижными. 2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребёнка положения на выбор: «чашечка» сна­ружи — «чашечка» внутри.  

      

Чистим верхние зубы»

(С внутренней стороны)

Зубы верхние — смотри:

                Чищу «чашкой» изнутри.

Цель:

Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.

Описание:

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внут­ренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Обратите внимание!

1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

2. Сле­дить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов.

3. Ниж­няя челюсть неподвижна, работает только язык.

 


Маляр»

 


 


Язык — как кисточка моя,

               И ею нёбо крашу я.


Цель:

Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание:

  Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («пото­лок»), делая движения языком вперёд-назад.

Обратите внимание!

1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («ки­сточка»).

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.


Барабанщик»

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Цель:

Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание:

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). 2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). 3. Многократно про­износим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

Обратите внимание!

1. Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвиж­на, работает только язык.

2. Звук «д» носит характер чёткого удара, не «хлюпает».

3. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).

Лошадка»

 

 

Рот широко открываю,

 К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок,

               И раздаётся щелчок.

Цель:

  Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растяги­вать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание:

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы­тами»).

Обратите внимание!

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).

2. Нижняя челюсть не двигается, рабо­тает только язык.

 

Грибок»

 

            

Широко открою рот,

Будто щёлкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз — и вся учёба.

Цель:

Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание:

  Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Обратите внимание!

1. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необ­ходимо вернуться к упражнению «Лошадка» (№ 40). Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу.

 

 

Гармошка»

 

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз —

              У неё такой круиз.

Цель:

Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание:

  Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положе­нии.

Обратите внимание!

1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуть­ся к упражнению «Лошадка» (№ 40), выполнять его в медленном темпе, дольше задержи­вая язык наверху.

 

 

Кучер»

 

            

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

              Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!»

Цель:

Отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.

Описание:

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слы­шен характерный звук: «тпру-у-у».

Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибриро­вать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

Обратите внимание!

Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попро­сите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.

 

Парус»

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

 Прислоню язык, смотри,

К зубкам верхним изнутри.

Цель:

Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание:

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Обратите внимание!

1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка» (№ 32).

2. Если вы предложите ребенку пропеть звук «ы»: «ы-ы-ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук «л».

 

Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник —

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок

Цель:

Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание:

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание!

Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.

 

Маятник»


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...