Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инь-ян в философии тай-цзи




 

Концепция инь — ян положена в основу всей философии тай-цзи цюань. Базовую комбинацию тай-цзи цюань, на основе которой разработаны многие другие комплексы, иногда называют «13 техник тай-цзи». Она состоит из восьми основных движений руками по отражению, отводу, сжиманию, толканию, разведению, хватанию, протягиванию, ударов локтями и пяти базовых движений ногами вперед, назад, влево, вправо и по центру. Эти 13 фундаментальных техник будут рассмотрены позднее.

Восемь движений рук и пять движений ног основаны на концепции Восьми триграмм[1], или багуа (пакуа), и «Пяти элементарных процессов», или у-син (ву синь), в философии даосизма. Багуа и у-син тесно связаны между собой, а принцип инь — ян является основой их взаимодействия.

Багуа символизирует восемь первичных начал вселенной, представленных небесами, землей, громом, ветром, водой, огнем, горой и болотом. Следует помнить о том, что перечисленный ряд представляет не объекты, а символы. Так, небеса могут символизировать власть и могущество. Концепция багуа легла в основу Ицзин (И-чин), «Книги перемен», которая служила не только для гадания, но была руководством по управлению государством, экономикой и источником знаний по военной стратегии.

«Пять элементарных процессов» у-син представлены металлом, водой, деревом, огнем и землей. Очень важно помнить, что это процессы, а не элементы, как часто на них ссылаются западные источники. Вода и огонь как первозданные процессы в у-син отличаются от понятий воды и огня в багуа. Символическое значение воды как процесса может, например, отражать методы тренировки по укреплению здоровья.

При изучении боевого и оздоровительного аспектов тай-цзи цюань понимание концепций у-син и багуа желательно, но необязательно. Однако человек, стремящийся к высшим уровням постижения, равно как любой, дерзающий обрести Просветление и духовно возвыситься, не может обойти своим вниманием философское осмысление этих концепций.

В следующих главах багуа и у-син будут рассмотрены несколько подробнее, а мы остановимся на практическом применении понятия инь-ян в системе тай-цзи цюань, воплощенного в таких правилах, как «покой и движение», «разум и тело», «мастерство и (его) применение». В этих примерах покой, разум и мастерство представлены инь, в то время как движение, тело и применение соответствуют ян.

Понимание неразрывной связи между инь и ян поможет осознать обоюдную значимость состояний покоя и движения. Выше мы рассматривали, каким образом концепция покоя и движения проявляется в реальном поединке. В равной степени этот тезис правомочен в теоретическом обосновании боя. Совершенно очевидно, что ученик, умеющий хорошо двигаться, но не владеющий искусством концентрации или не способный в сосредоточенной неподвижности оценить своего противника, равно как человек, не умеющий при необходимости двигаться быстро, никогда не станут хорошими бойцами. Подобная однобокость свидетельствует об отсутствии гармонии между инь и ян.

Философия инь-ян распространяется и на другие аспекты тай-цзи. На практике это выглядит следующим образом. Ученик, выполняющий определенный комплекс движений тай-цзи, но не уделяющий внимания и времени отработке стоек или профанирующий медитативную технику, никогда не добьется успеха, поскольку его практика однобока.

Аналогичным образом истинные мастера тай-цзи цюань уделяют внимание развитию и совершенствованию как тела, так и разума, будь то в бою или в повседневной жизни. Боец тай-цзи, имеющий прекрасную физическую форму, но отягощенный негативными мыслями рассудок, не может считать себя совершенным воином, поскольку его подготовка не сбалансирована. То же самое можно сказать о человеке, который преуспел на занятиях по тай-цзи цюань, а в повседневной жизни испытывает неудачи, тем самым нарушая правило инь-ян о мастерстве и его применении.

Таким образом, правильное понимание концепции инь-ян поможет по достоинству оценить неоспоримые преимущества тай-цзи цюань. Всё, так или иначе связанное с тай-цзи, перекликается с этим понятием. Запомните, что там, где есть ян, но отсутствует инь, и наоборот, бесполезно искать систему тай-цзи. Так, уделяя внимание только форме, можно и не мечтать об увеличении силы. Такая тренировка будет бессистемной и неэффективной, так как происходит ориентация на ян, оставляя без внимания инь. В лучшем случае техника будет напоминать грациозный танец, который можно исполнять безрезультатно до конца дней своих. Практикуя тай-цзи исключительно в оздоровительных целях и не придавая значения боевому аспекту, или наоборот, адепт искусства нарушает гармонию инь-ян.

Тай-цзи цюань является замечательным искусством, дарующим людям бодрость, способность к самозащите, душевное равновесие, безмятежный разум и долгую и здоровую жизнь. Высшие уровни тай-цзи помогают отрешиться от мирской суеты и приблизиться к достижению одной из целей даосизма — обретению бессмертия. Понимание концепции инь-ян является первым шагом на этом пути.

 

Глава 3. Историческое развитие различных стилей

Здоровье, бой и обретение бодрости духа в тай-цзи цюань

 

Основными направлениями развития тай-цзи цюань стали стили вуданг, чень и ян.

 

Истоки тай-цзи цюань

 

Многих учеников озадачивает наличие множества стилей тай-цзи. Чтобы исключить путаницу, я счел необходимым познакомить читателей с родословной этого искусства и предложить их вниманию краткий экскурс в историю возникновения и развития школы с последующим ответвлением разнообразных направлений и стилей. Читатель сможет сравнить особенности разных стилей, которые будут подробно и в строгом соответствии с учениями великих мастеров прошлого описаны в следующих главах этой книги.

Как уже было сказано, термин «тай-цзи» переводится как «космос» и является производным от названия «Ицзин» (И-чин), или «Книги перемен», являющейся сокровищницей даоской философии. Однако достоверных свидетельств происхождения самого искусства не сохранилось, несмотря на обилие теоретических выкладок по этому поводу. Существует летопись времен династии Тан (618–907), повествующая об отшельнике Шу Шуань Пине, владевшем искусством под названием «37 приемов тай-цзи» или «Ченчуань» («Длинный кулак»), по аналогии с китайским названием великой реки Янцзы («Длинная река»), поскольку выполнение приемов напоминало плавное и продолжительное течение национальной святыни. Примерно в то же время на горе Вуданг проживал даоский священник Ли Дао Дзы, практиковавший искусство под названием «Первозданный длинный кулак», во многом напоминавшее «37 приемов тай-цзи».

Первое упоминание термина «тай-цзи цюань» можно встретить в классическом трактате «Способ достижения Просветления посредством чтения Священной Книги», написанном Ченом Линь Ши в последние годы правления династии Лиань (907–923). Учителем Чен Линь Ши был Хань Гонг Ю, назвавший свое искусство «14 приемов тренировки тай-цзи».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...