Лингвокультурология как наука. ЛКия и этнолингвистика. Лингвокультурология как аспект лингводидактики.
Лингвокультурология (Лк) вышла из недр этнолингвистики. Этнолингв. исследования осущ-ся в истор. ретроспективе с целью реконструкции к-ры этноса и языковой картины мира, воплощ-ой в его языке. В отличие от этнол-ки, Лк исследует живые коммуникац-е процессы и связь используемых в них языковых выражений с синхронно-действенн. менталитетом народа. Она ориентирована на нюансы смыслов в к-ре и как они сейчас воплощаются в языке. Лк не ставит знака равенства м/у культурным в языке и национальным. Целью Лк является описание обыденной картины мира в том виде, как она представлена в повседневной речи носителей языка, в различных дискурсах, разных вербальных и неверб. текстах к-ры. Предметом совр. ЛКи является изучение культурн. семантики языковых знаков, к-ая формируется при взаимодействии двух разных кодов -- языка и культуры, так как каждая языковая личность одновременно является и культурной личностью. Предметом исследования этой науки являются единицы языка, к-ые приобрели символическое, эталонное, образно-метафорич. значение в к-ре и к-ые обобщают результаты собственно человеч-го сознания -- архетипического и прототипического, зафиксированные в мифах, легендах, ритуалах, обрядах, фольклорных и религиозных дискурсах, поэтич. и прозаич. художеств. текстах, фразеологизмах и метафорах, символах и паремиях (пословицах и поговорках) и т.д. Проблема соотношения языка и культуры -- междисциплинарная проблема, решение которой возможно только усилиями нескольких наук -- от философии и социологии до этнолингвистики и ЛКи. Поэтому ЛКя -- интердисциплинарная наука. ЭТНОЛИНГВИСТИКА (Эл) (от греч. thnos – народ, племя), область языкознания, изучающая язык в его взаимоотношении с культурой. Предмет Эл: язык в его отношении с этносом и этнос в его отношении к языку. Цель: показать как язык в разн формах его существования, на разн этапах его истории влиял и влияет на историю народа, на положение того или иного этноса в совр. обществе. Объект – все стороны языка в его устной форме (фольклор, диалект, городская речь, наречие) так и все многообразие письменных текстов. Задача – является анализ пользования языком в различных языковых ситуациях в разных этносоц. слоях и группах. Зарождение Эл: как самостоятельное направление этнолингвистики возникла в США в конце 19 – нач. 20 вв. в рамках так называемой «культурной антропологии» – комплексной науки, предметом к-й является всестороннее исследование к-ры с использованием этнографич., лингвистич., археологич. и др. методов. Первоначально культ-я антропология была ориентирована на изучение к-ры народов, резко отличающихся от европ-х, прежде всего – амер. индейцев. Именно языки амер. индейцев, не имеющих письм. традиции, долгое время были основным объектом изучения этнолингвистики. Центр. проблема в Америк. антропологии – проблема язык – раса – культура. Представители амер. ветви доказали, что раса, язык и культура не совпадают м/у собой; к-ра разн. народов не соотнос-ся прямо ни с расой, ни с яз-м, но явления языка должны изуч-ся вместе с явл-ми к-ры. Актуальные проблемы: 1) проблема поиска объективных критериев степени близости и различия отдельных народов по лингвист. признакам; 2) в последние 10летия- проблема языковых смешений, плюрилингвизма, развития у н-х народов двойной культуры (бикультурализм), влияние глобализации на этнич-е и культурно-языковое многообразие; 3) моделир-е картины мира, мира знания, присущего тому или иному этносу; 4) Какие образы, представления, знание того или иного этноса как, каким образом выр-ся в языке - это одна из наиболее серьезных проблем этнолингвистики. Концептуальная модель мира складывается из групп и классов понятий.Формой ее выражения является языковая модель мира в виде семантич. полей, классов и отношений м/у ними. В конечном счете, концепт. модель мира и представляет тот или иной уровень народного знания о внешнем мире. Принято считать, что этнол-ка зародилась в США как итог исследований языков амер. индейцев. Этнолтингв-е исслед-я осущ-ся в историч. ретроспективе с целью реконструкции культуры этноса и языковой картины мира, воплощённой в его языке. Решение этих вопросов непосредственно связано с центр-ым для этнолингвистики понятием «лингвист. относительности». Лин. отн-ть как научное понятие ведет свое начало от работ основоположников этнолингвистики – американского антрополога Франца Боаса, его ученика Эдварда Сепира и ученика последнего Б.Уорфа. В той наиболее радикальной форме, к-ая вошла в историю лингвистики под названием «гипотезы Сепира – Уорфа» и стала предметом продолжающихся и поныне дискуссий, гипотеза лин. отн-ти была сформулирована Уорфом, а точнее, приписана ему на основании ряда его утверждений и эффектных пр-ров, содержавшихся в его статьях. На самом деле эти утверждения Уорф сопровождал рядом оговорок, а у Сепира подобного рода категорич. формулировок не было вообще. Этнол-ка и ЛКя: Этнол. исследования, как правило, осуществляются в истор. ретроспективе с целью реконструкции к-ры этноса и яз-ой картины мира, воплощенной в его языке.В отличие от этнолингвистики, ЛКя ориентирована на совр-е состояние и функционирование яз-а и к-ры. Она исследует, прежде всего, живые коммуникативные процессы и связь используемых в них яз-ых выражений с синхронно действующим менталитетом народа. ЛКя отличается от этнолингвистики материалом и целью анализа. Она НЕ направлена на выявление народных стереотипов, мифологем, формирующих этническую картину мира. Ее цель – описание обыденной картины мира в том виде, как она представлена в повседневной речи носителей языка, в разл. дискурсах и разных (вербальных и невербальных) текстах культуры.Ее материалом явл-ся живые коммуник-е процессы, литер-ый, философ., религ., фольклорный дискурсы как источники культурной инфо. Отличие ЛКи от Эл состоит также в том, что она не ставит знака равенства м/у понятиями «культурное в языке» и «этническое, собственно национальное». Такие источники культурно обусловленных понятий и образов, как Библия, античная мифология, евр. история, имеющие не только региональное, но и мировое значение, присутствуют в языках и к-рах многих народов.
Предмет исследования в ЛКи составляют 9 типов ЛКных единиц и явлений = лингвокультурем: 1) Слова и выражения, служащие предметом описания в лстр-ии, включая безэквивалентную лексику (цитаты, лозунги,и т.п.); 2) Мифологизиров-ые к-рно-язык-е ед-цы: обрядово-ритуальные формы к-ры, легенды, обычаи, закрепленные в фраз-змах, пословицах, образно-метафор-х единицах. В их основе, как правило, лежит мифологема, или архетип (по Юнгу, устойчивый образ, обобщенный символ, присутствующий в индивид-м сознании и имеющий распространение в к-ре). Ср. фр-змы с «хлеб» = символ жизни и материального достатка. 3) Паремиологический фонд языка (пословицы и т.п.). 4) Символы, стереотипы, эталоны (н-р, мерила – сибирский валенок, влюблен по уши), ритуалы. 5) Образы. Образность = способность слова или фр-зма вызывать в сознании наглядные представления, «картинки», связка с внутренней формой слова (всадник, конник, наездник). 6) Стилистич. уклад языков, соотношение между лит-ным языком и другими формами его существования. 7) Речевое (коммуникативное) поведение (соответствие ситуации и соц. ролям). 8) Речевой этикет (= социально заданные и к-рно-нац.-специфич. правила речевого поведения в ситуациях установки, поддержания или размыкания контакта коммуникантов в соответствии с их соц. ролями и отношениями в офиц. и неофиц-ой обстановке общения). 9) Взаимодействие религии и языка. ГИПОТЕЗА ЛИНГВ. ОТН-ТИ -тезис, согласно к-му существующие в сознании ч-ка с-мы понятий, а, =>, и существенные особенности его мышления определяются тем конкретным языком, носителем которого этот ч-к является. Лингв. отн-ть – центральное понятие этнолингвистики. Учение об относительности («релятивизм») в лингвистике возникло в конце 19 – нач 20 в. Мысль о том, что чувственное восприятие действит-ти определяется ментальными представлениями ч-ка. Ментальные представления, в свою очередь, могут изменяться под воздействием яз-ых и культ-х систем. Поскольку в конкретном языке и, шире, в конкр. к-ре концентрируется истор. опыт их носителей, ментальные представления носителей разл. языков могут не совпадать. Н-р, в рус. языке для обозначения ближайших родственников одного с говорящим поколения используются 2 разных слова в зависимости от пола родственника – брат и сестра. В японском языке этот фрагмент системы терминов родства предполагает более дробное членение: обязательным является указание на относительный возраст родственника; иначе говоря, вместо 2 слов со значением 'брат' и 'сестра' используется 4: ani 'ст. брат', ane 'ст. сестра', otooto 'мл. брат', imooto 'мл. сестра'.
Метаязык ЛКи Осн. понятия: Концепт –это«Основная ячейка к-ры в ментальном мире ч-ка» (Ю.С.Степанов). В отличие от понятий, концепты не только мыслятся, но и переживаются. Они – предмет эмоций, симпатий и антипатий. Концепт имеет сложную стр-ру, в к-ую входят: исходная форма; история, сжатая до осн. признаков содержания; совр. ассоциации; оценки. В содержании концепта выделяют 3 слоя: 1) Основной, актуальный признак ; 2) Дополнит. признаки, являющиеся историческими ; 3) Внутр. форма. Константы. Среди концептов выделяются константы, к-ые устойчивы, постоянны (но не неизменны!). К таким конст-м, в к-ых заложены особые ценности рус. к-ры, принадлежат концепты: ПРАВДА, ЛЮБОВЬ, ЗНАНИЕ, МИР, ВРЕМЯ, ХЛЕБ. Установки к-ры ( тесно связаны с константами), т.е. ментальн. образцы, играющие роль прескрипций для жизн-х практик, явл-ся продуктом вз-действия 2-х и более индивидов. 24. Речевая среда обитания человека. Социальный компонент в значении слов… Две сферы деятельности человека: 1. Взаимодействие человека с природой, с окружающей действительностью – сфера, универсальная для каждого социума. 2. Взаимодействие человека с человеком – сфера, которая варьируется в зависимости от условий жизни того или иного народа, того или иного действия человека. Особенности функционирования языка НЕ создаются самим языком!Они фиксируют каждый данный раз особенности объективно существующих форм человеческого общения.В истории номинации вещей и явлений отражается социальный и трудовой опыт коллектива, природные и иные условия существования определенного этноса, определенного социума ~ духовная и материальная культура.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|