Роль чертежно-графических умений в формировании мысленных образов трудовых
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Н.Д. Бондарева
Актуальные вопросы методики обучения конструированию и графической грамоте в начальной школе
Учебное пособие
для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и преподавателей профессиональных образовательных учреждений ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Н.Д. Бондарева
Актуальные вопросы методики обучения конструированию и графической грамоте в начальной школе
Учебное пособие
для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и преподавателей профессиональных образовательных учреждений
Каменск-Шахтинский
2016 г. ББК 74.263.01
УДК 744 (075). 159: 9
Б 81
Рецензент: Миначева Р.М.,канд.пед.наук,доцент,преподаватель высшейквалификационной категории ГБПОУ РО «Каменский педагогический колледж»
Бондарева Н.Д. Актуальные вопросы методики обучения конструи-рованию и графической грамоте в начальной школе:Учебное пособие длястудентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и препо-давателей профессиональных образовательных учреждений. – Каменск-Шахтинский, 2016. – 26 с.
Учебное пособие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, является частью учебно-методического комплекса. Содержит теоретический материал по дисциплине «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» отражающий диалектическое взаимодействие процессов выполнения, чтения чертежей и конструирования на уроках технологии в начальной школе.
Предназначено для преподавателей профессиональных образовательных учреждений и организации самостоятельной работы студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах при изучении дисциплины «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» и при подготовке к пробным урокам, к урокам преддипломной практики, при написании рефератов.
© ГБПОУ РО «Каменский педагогический колледж», 2016 © Бондарева Н.Д., 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Предисловие...................................................................................................................................................................... 4
Роль чертежно-графических умений в формировании мысленных
образов трудовых действий........................................................................................................................... 5
Конструирование и графическая деятельность на уроках
технологии.......................................................................................................................................................................... 7
2.1. Интеграционная сущность конструирования на уроках
технологии............................................................................................................................................................... 7
2.2. Роль учителя в обеспечении диалектического взаимодействия
пространственного воображения и процесса выполнения чертежа
при конструировании на уроках технологии................................................................. 10
Элементы графической грамоты, необходимые для организации
деятельности по конструированию................................................................................................... 13
3.1. Линии чертежа, условные знаки и обозначения на графических
изображениях при конструировании...................................................................................... 13
3.2. Виды графических изображений, используемые учителем на
уроке в процессе конструирования........................................................................................... 15
Описание занятия по конструированию из бумаги с
использованием графической грамоты...................................................................................... 23
Литература...................................................................................................................................................................... 26
ПРЕДИСЛОВИЕ
Концепция модернизации российского образования определяет цели об-щего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созида-тельных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать це-лостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоя-тельности в деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
Учебное пособие является ориентиром в осуществлении теоретической и технологической подготовки будующих учителей начальных классов, к органи-зации и проведению уроков технологии в начальной школе с учетом современ-ных требований педагогики, методики обучения продуктивным видам деятель-ности, Федерального государственного образовательного стандарта, опреде-лившего следующие основные задачи содержания предметной области «Техно-логия» в начальной школе: «Формирование опыта, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач, формирование первоначального опыта практической преобразовательной дея-тельности» [1].
Важно не только формировать у учащихся практические умения и навы-ки, а в первую очередь развивать мышление.
Для обеспечения умственно развивающего влияния технологии педагоги-чески важно, прежде чем учить трудовым умениям (работе руками), сформиро-вать у учащихся умение создавать предварительные мысленные образы: устройства изготавливаемого изделия, способов или технологии изготовления изделия, которые лягут в основу планирования трудовых операции при изго-товлении изделия. Поэтому возникает необходимость методически точно и це-ленаправленно управлять процессом формирования предварительного мыслен-ного образа предстоящих трудовых действий. Развитие привычек и стремления сначала думать, потом делать, приводит к потребности в предварительном пла-нировании трудовых действий, которое включает в себя создание мысленного образа изделия (материального объекта труда), поисково-аналитическая дея-тельность по определению путей и порядка предстоящих практических ум-ственных и физических трудовых усилий в процессе изготовления заданного изделия. Важно учить детей выполнять изделия с таким расчетом, чтобы ре-зультат, продукт труда обязательно соответствовал представлению, сложивше-муся в уме до начала работы руками. В арсенале средств и методов обучения у учителя имеются: слово, непосредственный показ изделия, демонстрация тру-дового действия, использование графических изображений и так далее.
РОЛЬ ЧЕРТЕЖНО-ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МЫСЛЕННЫХ ОБРАЗОВ ТРУДОВЫХ
ДЕЙСТВИЙ
Успешное решение задач по конструированию во многом зависит от усвоения младшими школьниками элементов графической грамоты, формиро-вание которых предполагает организацию труда на подлинно научной основе, на базе широкого применения технической документации, различных графиче-ских изображений. В процессе использования графических изображений фор-мируются пространственные представления. Поэтому целесообразно учить младших школьников изготовлению изделий по образцу с применением черте-жа, технического рисунка. При этом ведущее значение придается образцу изде-лия: графические изображения являются средством, поясняющим устройство и конструкцию изделия.
Непосредственный показ и анализ образца изделия необходимы для обес-печения понимания конструкции модели, процесса работы по созданию моде-ли, способов изготовления и крепления отдельных деталей. На начальных эта-пах обучения в процессе анализа используется эвристическая беседа, то есть проблемная постановка вопросов, которая, в отличие от других словесных ме-тодов, не только требует от учащихся мысленного следования «за учителем», но и вынуждает их к активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу. Она позволяет в большей степени активизировать умственную де-ятельность школьников и развивать их внимание и речь. В процессе анализа образца изделия ведется совместный поиск рациональных решений, проверки и сопоставления вариантов конструкций изделия, рациональности в подборе ма-териалов, процесса построения чертежей и выполнения заготовок отдельных частей изделия и моделей в целом.
На следующих этапах обучения происходит активизация самостоятельно-сти в процессе анализа образца изделия, усвоение соответствующих чертежно-графических навыков, что дает возможность учащемуся творить, то есть кон-струировать по собственному замыслу.
Необходимо подчеркнуть многофункциональность анализа изготавлива-емого изделия:
· изучение новых понятий;
· закрепление ранее изученного;
· обследование частей изделия (формы, величины, взаиморасположения);
· подготовка к сравнению формы, величины частей изделия;
· изучение возможных вариантов (используемых материалов, кон-струкций изделия, способов крепления и оформления модели).
В процессе конструирования анализ модели (мышка, изготовленная на основе конуса), или её элемента (кабина автомобиля имеет форму призмы, ко-
леса – форму цилиндра) сопровождается показом развертывания модели или элемента модели в развертку и сравнением с чертежом разверток. В таком слу-чае анализ переходит в планирование работы.
Обучая учащихся планированию трудовых действий, учитель, прежде всего, опирается на образец изготавливаемого изделия и его изображение, чер-тежи деталей и изделия, то есть учит детей умению понимать условно-графические обозначения и активно, самостоятельно пользоваться ими. На начальном этапе обучения вводятся элементы графической грамоты, являющи-еся, прежде всего средством эффективного управления той стороной умствен-ной деятельности, которая непосредственно связана с формированием предва-рительного мысленного образа трудовых действий по созданию будущего ма-териального изделия. К примеру, применение различных типов линий и услов-ных знаков обеспечивает:
· развитие динамики образа (линия сгиба),
· реконструирование технологии изготовления (линия реза, линии штриховки участков склеивания; осевая линия, диктующая необходи-мость складывания заготовки пополам);
· воссоздание образа формы предмета с помощью условных знаков (Æ – цилиндрическая форма, – квадратная форма, условное обо-
значение «S» помогает создать образ детали с незначительной толщи-ной).
Обучение графической грамоте, умению понимать язык техники и поль-зоваться им в процессе уроков труда происходит как овладение средством об-щения в совместной деятельности учителя с учащимися при конструировании намеченных изделий. Учащийся овладевает, прежде всего, навыками чтения технических рисунков, аксонометрических изображений, а также простейших электрических схем [2].
Основная особенность формирования чертежно-графических навыков в трудовом обучении заключается в том, что чертежно-графическая подготовка здесь органически связана с изготовлением определенных изделий, предусмот-ренных учебной программой по труду. При этом школьники учатся выполнять простейшие измерения, разметку с помощью линейки, угольника и циркуля, а также пользоваться трафаретами.
Чертеж как язык техники приобретает в процессе трудового обучения многозначность и выступает как:
· средство прямой связи, то есть точной и экономной передачи уча-щимся необходимой информации об устройстве изделия, его деталей;
· средство обратной связи, позволяющее учителю определить, насколь-ко ученики усвоили полученную информацию;
· инструмент поиска наилучшего решения конструкторско-технических
задач в совместной работе учащихся под руководством учителя на уроках трудового обучения;
· средство закрепления мысленного образа, созданного в процессе са-мостоятельной творческой деятельности школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|