На уроке черчения и конструирования
Выполнение графических построений в процессе конструирования связа-но с разметкой материала для заготовок деталей изделия. Чертежи, выполняе-мые в этом случае, отличаются от тех, с которыми мы работаем на уроках чер-чения (таблица 3). Так изображение заготовки изделия размещается в углу ли-ста, его края касаются краев листа в отличие от чертежа заготовки, который располагается по центру чертежного формата. Так целесообразно размещать изображение заготовки с учетом экономии материалов. Функции линий черте-жа так же имеют отличия от функций линий изображения заготовки.
Наконец, на чертеже наносят размеры, а на изображении заготовки они не нужны.
Существенная особенность графической деятельности учащихся в про-цессе конструирования в том, что изображение заготовки детали они начинают чертить от угла и по кромке листа. Делается это из соображений экономного использования материала (рис. 6, 10).
Как правило, чертеж заготовки не вырезают для получения заготовки, а выполняют особое изображение заготовки с применением сплошных тонких линий, которые являются разметочными. Поэтому изображение заготовки, вы-полняемое на уроках труда в процессе конструирования, отличается от черте-жа, выполненного по требованиям ГОСТа (рис.9, рис 10).
Кроме того, при построении отрезка, параллельного кромке листа, необ-ходимо отмечать расстояние от кромки до обоих концов отрезка, так как уча-щиеся не умеют пользоваться сразу угольником и линейкой для построения взаимно параллельных линий. Дидактический чертеж учителя отражает это в простановке размеров, особенно на первых шагах обучения выполнению раз-метки.
Чертеж, предлагаемый для чтения и усвоения процесса выполнения этапа разметки, содержит выполнения только линий одного направления. Размеры наносятся над каждым отрезком посередине, указывая его величину (рис.11, а). Тогда при откладывании величины последующих отрезков учащийся передви-гает линейку и начинает отсчет величины каждого отрезка от нуля, то есть от-меряет каждый отрезок. Либо размерные числа выставляются на концах отрез-ка, тогда они откладываются без передвижения линейки, то есть на прямой от-мечаются точки, необходимые для построения (рис.11, б).
4 4 4 4 1
а)
4 8 12 16 17
4 8 12 16 17
б)
Рис. 11. Способы откладывания величин отрезков а) откладывание по одному отрезку, передвигая линейку;
б) откладывание величины отрезков не передвигая линейки
Размерные числа на дидактическом чертеже наносятся только на этапе их откладывания, на следующих этапах они не повторяются. Последний этап ди-дактического чертежа выполняется линиями по ГОСТу, кодируя информацию для дальнейших технологических операций (рис.12).
Линии реза на таком чертеже обозначены сплошной основной линией (рис.12, в).
Конструирование и графическая деятельность являются единым, инте-грированным звеном процесса формирования творческих качеств личности. За-нятия по конструированию дают возможность введения и усвоения общетехни-ческих понятий, таких как: разметка, чертеж, чтение чертежа, развертка, заго-товка, технология изготовления, конструктивный элемент и т.п. Использование на уроках вариативности изделий, создает ситуацию познавательного затруд-нения, что подводит ребенка к самостоятельному выбору решения и дает ему опыт ответственности за принятое решение и опыт проявления эксперимен-тального творчества.
а)
в)
б)
Рис. 12. Демонстрационная техно- логическая карта изготовления призматической коробки
а) разметка высоты основания и боковой поверхности;
б) разметки ширины частей раз- вертки; в) построение клапанов для сбор-
ки, уточнение линии реза
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|