Иллюстрации
⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
Изображение Ватикана и замка Св. Ангела на плане средневекового Рима
Папа Николай I
Папа Формоз и Стефан VII. Художник Ж. П. Лоран. 1870 г.
Папа Иоанн VIII
Папесса Иоанна. Миниатюра XV в.
Папесса Иоанна рожает младенца во время крестного хода. Миниатюра XV в.
Коронация Оттона I Великого папой Иоанном XII Рисунок И. Кю Сторера. 1650 г.
Замок и мост Св. Ангела в Риме. Изображение XII в.
Папа Григорий V коронует императора Оттона III. Миниатюра XV в.
Папа Сильвестр II и дьявол. Миниатюра XV в.
Папа Климент II
Клюнийский аббат Угоне и Генрих IV перед Матильдой. Миниатюра XIV в.
Папа Григрий VII
Император Генрих IV в Каноссе. Гравюра XVI в.
Император Фридрих Барбаросса перед папой Александром III. Деталь фрески из Палаццо Публико в Сиене
Император Генрих IV и папа Климент III
Папа Урбан II в Клюни призывает к крестовому походу
Генрих V и папа Каликст II у темницы, где находится антипапа Григорий VIII.
Фрагмент текста Вормсского конкордата 1122 г.
Папа Целестин II представляет папские буллы
Освящение папой Евгением III кафедрального собора в Шалоне
Папа Адриан IV. Изображение на камее
Папа Анастасий IV. Рисунок XVII в.
Вид базилики Св. Петра в Риме, построенной при императоре Константине Великом
Папа Иннокентий III показывает буллу, утверждающую управление Субиако. Фреска XIII в.
Осада Тулузы крестоносцами во время альбигойских войн. Рельеф XIII в.
Папа Иннокентий IV с монахами. Миниатюра XV в.
Папа Григорий X
Аббатство Монте-Кассино на гравюре XVIII в.
Папа Виктор III
Папа Урбан IV и доминиканцы
Папский дворец в Витербо
Папа Целестин V
Арест папы Бонифация VIII в Ананьи. Миниатюра XIV в.
Папа Бенедикт XI и дракон
Гробница Бенедикта XI в церкви Сан-Доменико в Перудже * * *
[1] Франческо Петрарка считал время с момента падения Западной Римской империи (476) — VI–VIII вв. — «темными веками»; вслед за ним эти годы стали называть «темным (или «мрачным») Средневековьем» из-за того, что они воспринимались как период регресса, упадка культуры и искусства по сравнению с Античностью. IX–X вв. относят к раннему Средневековью. Годы с середины XI до конца XIV в. принято считать «высоким Средневековьем»; но иногда высоким Средневековьем называют периоды с 900/1000 по 1300 г. Существует также мнение, что Средневековье началось с понтификата Григория VII, и др. мнения.
[2] Лангобардское королевство — территория, занятая переселившимся в VI в. в Италию германским племенем лангобардов. Впоследствии «железной короной лангобардских королей» короновались германские императоры. От наименования «лангобарды» произошло название итальянской провинции Ломбардия.
[3] Эта тиара называлась regnum, т. е. царство. Соответственно тому, как развивалась идея папской власти, изменяла свой вид и тиара. Когда-то она была простым золотым венцом, убранным белыми павлиньими перьями. Потом ее украсили драгоценными камнями, обвили тремя золотыми диадемами, а на верхушку прикрепили сверкающий рубин. Подавая ее папе при ликующих криках толпы, архидьякон изрекал: «Прими тиару и знай, что ты — отец князей и царей, правитель мира, на земле наместник нашего Спасителя Иисуса Христа». Затем папа спускался вниз и садился на белого, покрытого пурпурным чепраком коня. Если при этой церемонии присутствовали коронованные особы, они подавали папе стремя и вели коня под уздцы.
[4] Анастасий, сын (может быть племянник) Арсения получил прекрасное образование, знал и греческий, и латынь, в течение жизни много занимался переводами. Находился в оппозиции, выступая против антиимперской политики Святого престола, за что был отлучен от церкви, проклят и низложен. В 855 г. Людовик II попытался силой посадить Анастасия на римскую кафедру вместо законно избранного Бенедикта III. Однако под давлением общественности Анастасий был вынужден отречься и остался в истории церкви как антипапа. Сосланный в монастырь, вскоре он снова начал активно заниматься политикой и церковными делами.
[5] Михаил был свергнут и убит в 867 г.
[6] Антипапа — термин, которым в Католической церкви принято именовать человека, незаконно носившего звание понтифика. Обычно вопрос о том, кто из претендентов, одновременно оспаривавших папский сан, являлся законным папой, а кто антипапой, решался уже после исторической «победы» приверженцев одного из них. Относительно некоторых претендентов на папство данная проблема не решена до сих пор, поэтому в данной работе практически не обсуждается.
[7] Выслужившись из простых македонских солдат, Василий вошел в доверие к императору Михаилу III, который сделал его соправителем. Через короткое время Василий приказал убить Михаила и стал править единолично. Его называли Василий Македонец, и основанная им династия получила название Македонской (867–1056).
[8] Папа Лев IV (847–855), опираясь на материальную помощь христианских правителей, с успехом вел борьбу с арабами; он возвел крепостные укрепления вокруг Ватикана. Эта часть города стала называться в честь его Леониной, городом Льва. Однако папы вплоть до переселения в Авиньон жили в находящемся довольно далеко от Ватикана Латеранском дворце именно здесь была их резиденция.
[9] Витербо, богатый торговый город, бывший свободной общиной под верховным главенством папы, находился в войне с Римом, судебную власть которого он не хотел признавать.
[10] Эта должность примерно соответствовала современному званию академика.
[11] Необходимо подчеркнуть, что в то время императором был итальянец, борьба за корону велась между итальянцами, и ничто не предвещало, что скоро правителем Италии станет чужеземец.
[12] Существовало подозрение, что Ламберта подкараулил сын казненного по его приказу графа Манфреда Миланского и убил ударом дубиной по голове, а затем инсценировал несчастный случай. Якобы позже убийца признался в этом.
[13] Энциклика — послание папы римского ко всем католикам (urbi et orbi) — духовенству, монашеским орденам и мирянам — по вопросам религии, морали и политики. По канонам католической церкви энциклика не подлежит обсуждению и безусловно обязательна к исполнению. Папские энциклики пишутся на латинском языке и называются по первым словам их текста. В первые века христианства энцикликой называлось послание одной какой-либо церкви другой.
[14] Лиутпранд Кремонский (ок. 922–972) родился в Павии, в знатной лангобардской семье; отец его был влиятельным лицом при дворе. В придворной школе короля Гуго мальчик получил превосходное классическое образование. В 931 г. Лиутпранд, благодаря прекрасному голосу, был приглашен в дворцовую капеллу. Во время правления в Италии Беренгара (с 945 г. ) Лиутпранд служил у него личным секретарем и по его поручению ездил послом в Константинополь, где усовершенствовал свои знания греческого языка. По возвращении у него произошел разрыв с Беренгарием, и с 956 г. он жил в Германии в качестве политического эмигранта. Здесь он начал писать историю современной Европы и ее королей, которую назвал «Антаподосис, или Воздаяние». Несмотря на занимательность, сочинение отличается довольно беззаботным отношением автора к точности датировок и пристрастностью. У германских императоров Лиутпранд выполнял дипломатические и политические поручения, за что был назначен епископом Кремоны.
[15] Булла — (шарик, печать, документ с печатью) — в Средние века круглая свинцовая печать, обычно скреплявшая папский, императорский, королевский акты, а также название самих актов, в основном средневековых папских документов.
[16] Император Лев VI не имел наследника, хотя вступал в брак три раза. Все его жены умерли. Византийское духовенство не позволяло ему жениться в четвертый раз, заявляя, что даже второй брак является греховным. Поскольку Христианская Церковь в то время не была разделена, Лев обратился к авторитету папы римского Сергия, который даровал ему такое разрешение.
[17] Целибат (лат. caelibatus — безбрачие мужчины) — обязательное безбрачие католического духовенства и православного монашества.
[18] До Ландона встречались папы с новыми именами. После Ландона более тысячи лет традиция не нарушалась. Исключением стал только Иоанн I в 1978 г., бывший папой лишь 33 дня. Его преемник, Иоанн Павел II в плане принятия папского имени в честь одного из своих предшественников подчинился требованиям традиции.
[19] Первым папой, который изменил имя при вступлении на трон св. Петра, был Иоанн II в 533 г.
[20] После смерти франка Карла Толстого императорскую корону носили итальянцы Гвидо и Ламберт.
[21] Старинный автор пишет: «Пленительная красота знаменитой Вальдрады перешла ее потомству, и пламя демонической страсти, горевшее еще сильнее в детях и внуках этой женщины, охватило Италию». Незаконная дочь Вальдрады и Лотаря, Берта, была выдана замуж за графа прованского Теобальда; от этого брака родился Гуго. Овдовев, Берта пленила богатого маркграфа Адальберта II и, выйдя за него замуж, родила трех детей: Гвидо, Ламберта и Ирменгарду. Располагая в Тоскане огромной властью, она стремилась передать ее детям и в то же время надеялась добиться короны Италии для своего любимого сына от первого брака, графа прованского Гуго. В 925 г. смерть положила конец этим стараниям Берты, но Гвидо, Ламберт и Ирменгарда продолжали добиваться осуществления замысла матери.
[22] Бенедикт, монах из монастыря Св. Андрея на горе Соракте к северу от Рима.
[23] Немецкие историки рассказывают, что в сражении при Риаде (предположительно современная земля Саксен-Ангальт) Генрих, развернув стяг св. Михаила, бросился на врага. Он и его люди кричали по-гречески «Кюрие элеисон» (Боже, смилуйся) и под святым знаменем разбили венгров.
[24] Людовик IV, сын Карла Простого и Огивы Английской, был женат на Герберге, сестре Отгона I, поэтому Германия принимала активное участие в делах франкского королевства.
[25] Вдова Романа II, Феофано, оставшись после смерти мужа с малолетними детьми, искала опоры своей власти и нашла ее в Никифоре Фоке, способном полководце и добродетельном человеке. Он вступил на престол под именем Никифора II.
[26] В бельгийском местечке Шеветонь действует католический монастырь византийского обряда, основанный в 20-е гг. прошлого века бенедиктинским орденом (первоначально в Амэ, Бельгия) по инициативе папы Пия XI. В этом монастыре осуществляются византийские богослужения (православная литургия), используются обрядовые облачения, церковнославянские песнопения, православные иконы и т. п., то есть происходит удивительно точная имитация церковной жизни. Однако «восточный обряд, лишенный православной веры, порождающей его, является лишь оболочкой без содержания, телом без души». В настоящее время Шеветоньский монастырь поддерживает тесные связи с униатствующими православными священнослужителями и мирянами в России. Из книги: «Ватикан: натиск на Восток». Изд. «Одигитрия». М., 1998.
[27] Инсигнии — знаки королевской власти: священное копье, золотые браслеты, хламида, меч и диадема.
[28] Начиная с 969 г. в Северной Африке и в Египте утвердилась могущественная династия Фатимидов, к которой принадлежал Абул Касим.
[29] Во время охоты конь молодого короля оступился и сбросил седока, получившего при падении смертельные ранения.
[30] Такая характеристика дается ему немецкими историками.
[31] Эти слухи дошли до наших дней. М. Булгаков в своей знаменитой книге «Мастер и Маргарита» писал, что обнаружение в Москве рукописей папы Сильвестра II заставило приехать в СССР мессира Воланда, а первого посла США в СССР Уильяма Буллита — предоставить 24 апреля 1935 г. Спасо-Хаус для проведения «весеннего бала полнолуния».
[32] Церковь всегда старалась ограничить военные действия в христианском мире: «мир Божий» объявленный в 969 г., защищал гражданских лиц и их имущество, «Божественное перемирие» в 1027 г. запретило вести военные действия по воскресеньям, а затем в 1041 г. — с вечера пятницы до утра понедельника.
[33] Бенедикт означает «благословенный».
[34] Бенедикт не подчинился решению императора и сумел скрыться с помощью своих сторонников.
[35] Антипапа Сильвестр III укрылся в монастыре Гротгаферрата, где и скончался (точная дата его смерти неизвестна). С пятидесятых годов прошлого века, когда началась ревизия церковной истории, имя Сильвестра III стало фигурировать в списке законных римских понтификов.
[36] Святые Дары — в православии и католицизме хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на литургии, а затем во время евхаристического канона Святым Духом пресуществленные в Тело и Кровь Христа для причащения верующих.
[37] Катары, или альбигойцы — еретическая секта, действовавшая преимущественно на территории Южной Европы. Источником ереси отчасти послужили учения манихеев и богомилов. Еретики придерживались убеждения о наличии в мире двух начал: Доброго (Бога) и Злого (Дьявола) — и вечной борьбе между ними. Материальную жизнь — брак, животную пищу, общественную иерархию — катары отрицали, считая источником Зла.
[38] Папские гербы появились только со времени понтификата Иннокентия III (1198–1216), так что Бенедикт X предвосхитил это обыкновение.
[39] Сам Гильдебранд, не доверяя посредникам, отправился в Южную Италию, где в это время утвердились нормандцы. Благодаря его дипломатии в 1059 г. два самых сильных нормандских вождя Ричард Капуанский и Роберт Гвискар признали себя вассалами папы.
[40] Лафранк из Павии — знаменитый ученый, монах и «отец монахов», просветитель, церковный деятель, поборник духовных норм в Церкви. В 1045 г. основал знаменитую школу в Беке, где обучали грамматике, риторике, диалектике, арифметике, геометрии, музыке и астрономии. Ближайший советник и друг герцога Нормандского, короля Англии Вильгельма Завоевателя; с 1070 г. — архиепископ Кентерберийский. Их дружба продолжилась и после смерти короля; именно Лафранк претворил в жизнь предсмертное желание друга и совершил обряд помазания и коронования его второго сына Вильгельма Рыжего.
[41] Некоторые считают, что аббат Лаврентий (Лоренцо) приходился дядей Гильдебранду. Но выходцы из крестьянских семей редко становились аббатами монастырей.
[42] Экседра — полукруглая глубокая ниша в здании или отдельное полукруглое полуоткрытое сооружение. Экседрой называлось также парадное помещение жилого дома.
[43] Клуатр — крытая галерея в церкви.
[44] В XI в. такого понятия, как «крестовый поход», не существовало. Война за Гроб Господень в ходе всей крестоносной эпопеи обозначалась другими терминами: «странствование», «заморское паломничество», «путь в Святую землю», «путь по стезе Господней» и т. п. Церковь предпочитала называть эту сугубо военную операцию «паломничеством». Используемая ныне формула «крестовый поход» была введена в научный оборот во второй половине XVII в. придворным историком Людовика XIV иезуитом Луи Мэмбуром: в 1673 г. он опубликовал свой труд «История крестовых походов».
[45] Впоследствии Адемар отказался от папской тиары, заслужив славу самого набожного и бескорыстного настоятеля Клюнийского монастыря.
[46] Возможно, папа Урбан так и не узнал об этом величайшем событии в истории Католической церкви: почты не существовало, коммуникации не были развиты, скорость гонца определялась резвостью его коня. Но хочется верить, что его последние минуты были озарены сиянием великой победы.
[47] Регалиями назывались все полученные от светских правителей блага — бенефиции, дарения, «герцогства, маркграфства, графства, право назначать защитников церквей, право чеканки монеты» и пр.
[48] Пьер Абеляр (1079–1142) — выдающийся ученый Средних веков, начал свой путь с преподавания в кафедральной школе Лана, а с 1113 г. приступил к активной деятельности в Париже. Его слава теолога и философа привлекла многочисленных учеников, и его школа стала первым шагом к созданию Парижского университета. Благодаря своему вмешательству в спор об универсалиях (общих понятиях), в котором он занял посредническую позицию, Абеляр положил начало критической трактовке проблемы познания. Но диалектический метод, необходимость которого демонстрировал прежде всего его труд «Sic et Non» («Да и Нет»), нарушал религиозную традицию, поскольку автор приводил огромное число цитат из церковных текстов, дающих прямо противоположные ответы на одни и те же вопросы. Таким образом, Абеляр часто отдалялся от господствовавшей в то время дидактической позиции. Поэтому на двух синодах (1121 г. в Суассоне и 1140 г. в Сансе) он был обвинен в ереси, хотя ряд церковных иерархов, например, Джанчито Бобоне, отстаивал перед св. Бернаром его правоту.
[49] Многие историки полагают, что матерью Маргариты и Кристины была Агата, которую ряд источников называют дочерью (сестрой? ) Ярослава Мудрого. Она вышла замуж за саксонского престолонаследника Эдуарда Изгнанника, когда он спасался от нормандцев в Венгрии.
[50] Криптоправославие — подпольное, или тайное православие; в Средние века — подпольное, тайное исповедование православия, особенно в обществах, где преобладают последователи другой веры, оказывающие религиозное давление на представителей данного религиозного меньшинства.
[51] Эрготизм — отравление рожками спорыньи. Достоверные исторические сведения об эрготизме восходят к X в. Во Франции в период раннего Средневековья эрготизм был известен под названием «святой огонь» или «огонь св. Антония», очевидно, характеризующим его гангренозную форму.
[52] Согласно укоренившемуся мнению, Анаклет отдал в жены Рожеру II свою сестру.
[53] Согласно вызывающим сомнение источникам, он принадлежал к дворянскому роду Монтеманье, но последними исследованиями его благородное происхождение не подтверждается.
[54] Виктор IV, собственно — Виктор V, но, возможно, средневековые хронисты не учитывали первого Виктора IV (кардинала Григория Конти), антипапу в 1138 г., поскольку тот через два месяца покорился законному папе Иннокентию II.
[55] Точнее, он назвал Людовика Французского и Генриха Английского «малыми королями провинций», не скрывая замыслы о вселенском владычестве Фридриха Барбароссы.
[56] Битва при Леньяно упоминается в современном гимне Италии. В честь победы в этой битве Дж. Верди создал одноименную героико-патриотическую оперу, своего рода эпическое обрамление доблестного периода в истории Италии. Итальянский художник XIX в. Амос Кассоли написал известную картину «Битва при Леньяно». В настоящее время вблизи Леньяно ежегодно проводится инсценировка битвы.
[57] Современные историки считают, что известия о падении Иерусалима никак не могли достичь Италии за столь короткий срок.
[58] Целестин происходил из семьи Орсини, традиционно враждующей с родом Конти.
[59] В бенедиктинском монастыре Субиако в окрестностях Рима существует фреска, изображающая понтифика. По свидетельству знаменитого Барония, создавшего «Историю папства», она выражает три главные черты образа Иннокентия: «ясность взора, твердость воли и приветливость».
[60] Православный епископ Эвбеи Акуминат писал о латинянах: «Напрасно угодничать перед животными. Если не исполнять рабски веления этих тиранов, приходится идти в изгнание! Если же кормить этих животных их любимыми яствами, то и так нельзя окончательно приручить эту звериную и человеконенавистническую породу! »
[61] Латинская империя — название, данное новому государству греками. Сами крестоносцы называли его Романией, т. е. Римской империей.
[62] Иоахим Флорский, Джоаккино да Фьоре (1135–1202) — итальянский цистерцианский монах, христианский мистик, прорицатель, яркий мыслитель философско-мистического склада.
[63] Одним из первых русских князей, вступивших в контакты с Папской курией, был Михаил Черниговский, отправивший на Лионский собор своего кандидата на Киевскую митрополичью кафедру — игумена Петра Акеровича. В 1248 г. папа дважды обращался с предложением принять покровительство Римской церкви к сыну Ярослава Всеволодовича, новгородскому князю Александру (Невскому).
[64] В главе 17 «Жизнеописания Иннокентия 4» «О том, как папа отправил послов к различным народам» говорится: «К русским, приславшим римской курии свое торжественное посольство, (папа) также послал своего легата, через которого они были проинструктированы и проинформированы о католической вере с сохранением греческих обычаев и обрядов. Послан же был Альберт, архиепископ Ливонии и Пруссии. Впоследствии к (русскому) королю был послан господин аббат из Мазарио, который его и короновал». Русский летописец вторит: «Онъ же (Даниил) венец от Бога прия, от церкве святыхъ апостолъ и от стола святого Петра, и от отца своего папы Некентия, и от всех епископов своихъ».
[65] Фома Аквинский (1225/1227–1274), сын графа Ландольфа Аквинского, воспитывался у бенедиктинцев в Монте-Кассино, в Неапольском университете изучал свободные искусства. В семнадцать лет вступил в доминиканский орден, который послал его учиться в Париж к Альберту Великому. Увлеченный идеями наставника, Фома последовал за ним в Кёльн-на-Рейне. В 1252 г. Фома возвратился в Париж, чтобы начать там академическую деятельность. Во время пребывания в Италии он глубоко проникся идеями Аристотеля. Дальнейшее пребывание в Париже (1268–1272) было очень важным для его развития, здесь он получил известность как преподаватель теологии, включился в полемическую борьбу, в решение церковных спорных вопросов. Умер в 1274 г. по пути на Лионский собор в монастыре Фоссануова, близ Террачино. За мягкость и легкость своего характера он получил прозвище «ангельский доктор» (doctor angelicus).
[66] Вопреки обычаю Альфонс X лишил трона своих внуков, сыновей умершего наследника престола Фернандо и французской принцессы Бланки, передав права наследования второму сыну Санчо. Филипп III выступил в защиту прав сестры и племянников.
[67] Профессор Доминиканского университета в Иллинойсе Д. Перри, проанализировав тексты отречений Целестина V и Бенедикта XVI, нашел в них много смыслового сходства.
[68] Раскол, который произошел в ордене францисканцев, продолжал оставаться трудной проблемой для папства. Еще папа Иннокентий IV, стремясь сгладить конфликт, признал все, чем владел орден, собственностью папства; монахи же, таким образом, сохраняли принцип бедности, поскольку они лишь пользуются, но не владеют этой собственностью. Эта уловка не успокоила спиритуалов, которые пропагандировали принцип полной нищеты истинных, как они себя называли, учеников Христа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|