Финансы, структура и принципы построения финансовой системы. Государственный бюджет и подходы к его формированию
Финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизированных и децентрализированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Существуют общегосударственные финансы (централизованные) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные). К общегосударственным финансам относятся государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит. Финансы субъектов хозяйствования также подразделяются на финансы предприятий, функционирующих на коммерческой основе, финансы учреждений, осуществляющих деятельность через бюджетное финансирование, и фонды общественных организаций. Финансовые отношения – совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов. Система финотношений включает денежные отношения между предприятиями, м/у государством и предприятиями, м/у предприятиями и банк.системой, внутри предприятий, м/у госорганами различных уровней управления, м/у государством и населением. Функции финансов: 1. распределительная (выражается через процесс использования денежных средств накопленных ранее для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. В ходе реализации этой функции при создании конечного продукта, образуются денежные доходы и накопления) 2. контрольная (выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов формирования и использования финансовых ресурсов. Она тесно связана с распределительной функцией, так как бесконтрольное распределение приведет к диспропорции в воспроизводственном процессе)
3. накопительная (состоит в процессе образования денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы) 4. регулирующая (связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства. Например, через собираемость налогов, получение других государственных доходов и через государственный кредит) 5. стабилизационная (заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Например, стабильность финансового законодательства, социального обеспечения населения.) На микроуровне финансы выполняют следующие функции: формирование, использование и регулирование денежных потоков. Финансовая система - совокупность фин.отношений и соответствующих им учреждений (национальные и коммерческие банки, кредитно-финансовых учреждения, финансовые небанковские посредники и др.). Основными звеньями финансовой системы выступают: · бюджеты различных уровней власти; · фонды социального, имущественного и личного страхования; · валютные резервы государства; · финансы предприятий, учреждений, организаций и населения. Основными принципами построения финансовой системы демократического централизма (более половины фин.ресурсов сосредоточивалось у государства, остальное у юридических субъектов; статьи доходов и расходов бюджетов всех уровней в основном совпадали) и фискального федерализма (разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти). Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию составляют финансовую политику. Она включает фискальную политику, т.е. деятельность государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью различных финансовых инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.
Структура финансовой системы: Госбюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Проще это ежегодная смета доходов и расходов государства. Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Сущность госбюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях: 1. перераспределение НД 2. вмешательство в процесс воспроизводства, в результате чего государство поддерживает отдельные отрасли национальной экономики 3. осуществление государственной социальной политики, направленной на поддержание социальной справедливости в обществе 4. обеспечение внутренней и внешней безопасности 5. содержание аппарата управления В любом государственном образовании выделяется структура бюджета по доходам и расходам. Расходы: 1. затраты на соц.услуги: здравоохранение, образование, соц.пособия, субсидии местным бюджетам на эти цели (40-50%). 2. затраты на хоз.нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации гос.предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление гос.программ (10-20%). 3. расходы на вооружение, материальное обеспечение внешней политики (10-20%). 4. административно-управленческие расходы, содержание правительственных органов (5-10%). 5. платежи по гос.долгу. Доходы: 1. налоги, налоговые поступления (75-85%). 2. неналоговые поступления: прибыль гос.предприятий, прибыль гос.сектора в экономике и др. (5-8%). 3. взносы в гос.фонды соц.страхования, пенсионный фонд, страхование от безработицы.
В соответствии с Законом Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь" в бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные (сельского совета, района, области и т.д.) бюджеты, совокупность которых образует консолидируемый бюджет республики. Бюджетом управляет Министерство финансов, областные, районные отделы исполкомов. Кассовое исполнение консолидированного (государственного) бюджета осуществляет Национальный банк республики или по его поручению другие звенья банковской системы. Утверждение республиканского бюджета осуществляется парламентом Республики Беларусь, местных бюджетов – соответствующими Советами депутатов. Профицит республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составил 492,5 млрд. рублей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|