Сущность, причины и виды государственного долга. Финансирование бюджетного дефицита и его последствия для нац экономики
Бюджетный дефицит – это превышение размера гос расходов (G) над величиной бюджетных поступлений (T) в текущем году. Когда правительство имеет дефицит бюджета, то его расходы больше доходов. По установленным международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5 % от суммы ВВП. Причины БД: 1. Низкий уровень доходов в в стране. Поскольку налоги устанавливаются пропорционально доходам, то при относительно постоянной величине гос расходов (гос закупок и соц выплат) и уменьшении налоговых поступлений, вследствие более низких доходов, БД будет расти. Следовательно, спады деловой активности будут вызывать увеличение дефицита госбюджета. 2. Рост гос закупок, который хотя и ведёт к увеличению уровня доходов и, соответственно налогов, однако, сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост закупок. 3. Бюджетный дефицит (G - T) будет зависеть от разницы между сбережениями (S) и инвестициями (I). Если сбережения превышают инвестиции, это приводит к возникновению дефицита госбюджета. Данная зависимость объясняется ролью гос расходов и налогов в кругообороте товаров и доходов. Сумма утечки денежных средств из кругооборота равна сумме денежных притоков. Утечка представляет собой чистые налоги (T) и сбережения (S)-T+S, а приток – это гос закупки (G) и инвестиции (I)-G+I. Уровень доходов должен соответствовать величине совокупного спроса: S+T=G+I, отсюда бюджетный дефицит (G-T) будет равен (S-I). Финансироваться БД может за сч ёт: - кредитно-денежной эмиссии (монетизация); - увеличения налоговых поступлений в госбюджет; - государственного заимствования. В переходных экономиках монетизация дефицита госбюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долговго финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные внутренние резервы центрального банка истощены, в силу чего урегулирование платёжного баланса остаётся первостепенной задачей.
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов центрального банка гос предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это даёт толчок к повышению общего уровня уровня инфляции. Бд и го долг тесно взаимосвязаны. Даже бездефицитный госбюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Ежегодный дефицит может покрываться либо путём эмиссии денег, либо за счёт роста гос долга. Если в стране имеется ГД, правительство вынуждено искать пути, чтобы покрыть существующее превышение уровня своих расходов над величиной бюджетных поступлений. В большинстве случаев оно делает это, занимая средства у населения и фирм, продавая гос облигации. Облигация представляет собой обязательств выплатить её владельцу в определённый момент в будущем определённую сумму денег. Постоянно прибегая к подобным займам, правительство накапливает свой долг перед населением и фирмами. Гос долг представляет собой накопленную сумму задолженности правительства владельцам гос ценных бумаг.
Внутренний гос долг – задолженность государства населению и фирмам данной страны, которые являются держателями гос ценных бумаг. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, и учреждениям. Абсолютные размеры бюджетного дефицита и гос долга не могут служить надёжными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается при ромсте ВНП. Целесообразно использовать относительные показатели задолженности, к которым относятся следующие: 1. показатели, характеризующие долговое бремя в долгосрочном периоде, т.е. степень зависимости нац экономики от прошлого притока иностранного капитала: - отношение долга к ВНП - отношение долга к экспорту товаров и услуг. 2. показатели потока. Чем они выше, тем в более активной краткосрочной корректировке нуждается внешнеторговая и валютная политика в целях уравновешивания платёжного баланса (особенно если велика доля внешнего долга): - отношение суммы обслуживания долга к ВНП; - отношение суммы обслуживания долга к экспорту товаров и услуг. Кроме того, в макроэкономическом анализе используется сравнительная динамика следующих показателей: отношение ВНП к численности населения страны и отношение долга к численности населения. Гос долг увеличивается всякий раз, когда имеется дефицит госбюджета. В этом случае правительство будет вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются засчёт налоговых посткплений. И наоборот, когда существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить своё долг. Имеются серьёзные соц-эк последствия БД и гос долга: 1. Рост гос долга может сократить запас капитала в экономике. Тот, кто владеет гос бумагами, мог бы вместо этого вложить свои средства в покупку акций и предоставление займов фирмам, финансируя тем самым их инвестиции в физический капитал. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то наличие гос долга уменьшает акционерный капитал относительно его потенциальной величины. С сокращением запасов акционерного капитала потенциальный выпуск продукции бцдет меньше, чем он мог бы быть в противном случае. А это означает, что наличие БД приводит к снижению уровня жизни в будущем. В промышленно развитых странах, имеющих приемлемые темпы инфляции, главная опасность дефицита заключается в эффекте вытеснения. Рост дефицита полной занятости вытесняет частные инвестиции в результате увеличения реальной процентной ставки. Чем больше дефицита, тем выше объём сбережений, используемых для гос расходов, и тем меньше величина средств, доступных для финансирования инвестиций. Росто реальной процентной ставки и соответствующее ему сокращение нормы инвестиций рано или поздно приводят к снижению уровня жизни. В этом состоит бремя гос долга.
2. Процентные платежи по гос долгу могут стать непомерно большими. Правительству приходиться регулярно выплачивать проценты по долгу. Одним из вариантов решения этой проблемы является увеличение налогов. Однако росто налогооюлажения отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике. Так, например, если подоходные налоги снижают само желание работать, то налоги, увеличенные с целью выплатить проценты по долгу, приведут к сокращению выпуска продукции. Кроме того, правительство в этом случае может столкнуться с политическими осложнениями. В этом может возникнуть порочный круг. Если долг велик, то и процентные выплаты будут высоки. Однако именно из-за того, сто процентные платежи высоки, правительство вынуждено прибегать к новым займам, чтобы их выплачивать. А это означает дальнейшее нарастание долга. 3. Использование такого источника финансирования ДБ как эмиссия денег, в конечном счёте, может привести к инфляции, что также является причиной беспокойств по поводу существования дефицита. Однако, между гос долгом, БД и эмиссией не существует автоматической связи. Правительство может достаточно длительное время иметь дефицит госбюджета, не сталкиваясь с тяжёлыми проблемами. А при условии, что дефицит будет небольшим, его можно сохранять практически постоянно. В этом случае величина гос долга относительно объёма ВНП может даже уменьшаться, несмотря на факт наличия дефициты госбюджета. Причина заключается в том, что если в экономике существует устойчивый рост доходов, то и долг может расти, не выходя за пределы допустимых границ. И только тогда, когда дефицит становится настолько велик, что рост долга будет значительно опережать рост доходов, в экономике возникает ряд прблем. Действительно серьёзной проблемой является именно продолжительный и значительный дефицит госбюджета, поскольку он может, в конце концов, привести к инфляционной денежной эмиссии с целью его финансирования.
Для РБ проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создаёт серьёзную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|