Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Экономические последствия безработицы




Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

В соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь» государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

1) обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее – профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;

2) ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

3) обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

4) содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);

5) предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;

6) сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;

7) поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

8) координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

9) участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;

10) международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Государство в области содействия занятости населения гарантирует гражданам:

· право на выбор профессии, рода занятий и работы;

· охрану труда, в том числе на здоровые и безопасные условия труда, правовую защиту от необоснованных увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде;

· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей.

Государство гарантирует безработным:

· бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

· выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

· компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

· бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;

· возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

· содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

Обеспечивается выполнение показателя прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год. уровень регистрируемой безработицы на 1 декабря 2012 г. составил 0,6 процента кчисленности экономически активного населения при прогнозе на конец 2012 года до 1,5 процента.

Напряженность на рынке труда республики снизилась с 0,5 безработного на вакансию на начало года до 0,4 безработного на вакансию на 1 декабря 2012 г.

Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 78,8 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (на 1 декабря 2011 г. – 79,4 процента), из них около 10 процентов вакансий –неквалифицированный труд.

Спрос на работников формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (заявлено 16,4 тыс. вакансий, или 23,2 процента от общего их числа), строительство (13,4 тыс. вакансий, или 19 процентов), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (8 тыс. вакансий, или 11,3 процента), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (7,3 тыс. вакансий, или 10,3 процента), транспорт и связь (6,4 тыс. вакансий, или 9,1 процента), здравоохранение и предоставление социальных услуг (4,3 тыс. вакансий, или 6,1 процента).

Сложившаяся динамика спроса на рабочую силу способствовала снижению средней продолжительности безработицы до 3,7 месяца. Период трудоустройства безработных составил 1,4 месяца.

В составе безработных каждый четвертый относится к категории граждан, неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалиды, лица, впервые ищущие работу в возрасте до 21 года, освободившиеся из мест лишения свободы, и другие).

Более 50 процентов состоящих на учете безработных имеют общее базовое и общее среднее образование. Около 10 процентов не имеют профессии (специальности).

Актуальной остается проблема женской безработицы, несмотря на ее снижение.

Вместе с тем среди безработных в январе–сентябре 2012 г. мужчин зарегистрировано больше, чем женщин, – 64,6 процента от общей численности зарегистрированных безработных. Их доля в численности состоящих на учете на 1 октября 2012 г. составила 50,2 процента (на 1 октября 2011 г. – 46,4 процента).

Таким образом, среднестатистическим безработным является мужчина в возрасте 38 лет, имеющий общее среднее образование (в январе–июне 2011 г. – женщина в возрасте 34,1 года).

Сохраняется тенденция превышения увольнения работников над приемом. В январе–ноябре 2012 г. прием работников восполнил их выбытие на 95,9 процента (в январе–ноябре 2011 г. – на 93,4 процента). На работу принято на 35,1 тыс. человек меньше, чем уволено (принято 821,2 тыс. человек, уволено 856,3 тыс. человек).

Несмотря на относительно низкий уровень безработицы в республике, на отдельных региональных рынках труда наблюдается более высокая напряженность, чем в целом по республике, характеризующаяся превышением количества безработных над числом свободных рабочих мест, тенденцией женской безработицы.

Сохраняется несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по профессиональному, квалификационному составу, территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных. В то же время значительное количество вакантных рабочих мест остается невостребованным и непривлекательным для потенциальных работников. Существует конкуренция прежде всего за высокооплачиваемые рабочие места.

Существенными факторами, влияющими на дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, являются несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг, диспропорция в подготовке кадров по уровням образования, профессиям и специальностям.

С одной стороны, система образования не в полной мере обеспечивает заявки нанимателей на подготовку кадров, с другой стороны, наниматели не могут определить и представить в учреждения образования сведения о перспективной потребности в кадрах.

Проблему нехватки квалифицированных кадров обострил отток рабочей силы в сопредельные страны.

По данным Министерства внутренних дел, в январе–сентябре 2012 г. за пределы Республики Беларусь по заключенным трудовым договорам выехало 5779 граждан (в январе–сентябре 2011 г. – 4565 человек).

Согласно оценкам специалистов объемы внешней трудовой миграции граждан за пределы Республики Беларусь составляют около 100–120 тыс. человек. Косвенно это подтверждается данными статистики. Так, списочная численность работников организаций в январе–ноябре 2012 г. снизилась на 80 тыс. человек и составила 3372 тыс. человек, или 97,7 процента от показателя за аналогичный период 2011 года. Численность занятых в экономике за январь–ноябрь 2012 г. составила 4570 тыс. человек (при прогнозе на 2012 год – 4580–4670 тыс. человек).

В соответствии с Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год в 2013 году рынок труда будет формироваться в условиях структурной перестройки экономики. На его состояние будут оказывать влияние следующие основные факторы:

· сокращение численности трудовых ресурсов;

· осуществление модернизации экономики в целях повышения ее конкурентоспособности, оптимизация численности работающих;

· наличие избыточной рабочей силы в ряде организаций при ее дефиците на отдельных региональных рынках труда;

· дисбаланс между спросом и предложением рабочих мест по профессионально-квалификационному составу;

· сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда граждан, особо нуждающихся в социальной защите, – инвалидов, молодежи, женщин, граждан, освободившихся из мест лишения свободы, а также имеющих длительный (более года) перерыв в работе;

· наличие отдельных проблемных регионов в сфере занятости населения (сельская местность, малые города, города с монопроизводственной структурой экономики).

Органами по труду, занятости и социальной защите будет продолжена работа по содействию нанимателям в обеспечении занятости работников, находящихся под угрозой увольнения, работников, высвобождаемых при реструктуризации предприятий и модернизации производств, оптимизации численности работников.

Планируется разработать нормативный правовой акт по вопросам совершенствования организации и механизма финансирования обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, с последующим трудоустройством на создаваемые рабочие места.

Согласно Государственной программе устойчивого развития села на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 88, 1/12739), предусмотрены мероприятия по обеспечению занятости населения в сельской местности.

В Беларуси к концу 2013 года уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,5% к численности экономически активного населения. Это предусмотрено проектом Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год, который рассмотрен сегодня на заседании Президиума Совета Министров, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского правительства.

Как отметил первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник, основной целью госпрограммы является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Мероприятия программы предусматривают стимулирование экономической активности населения, содействие нанимателям в структурной перестройке производств, совершенствование подготовки кадров с учетом потребности рынка труда, интеграцию в трудовую сферу целевых групп, нуждающихся в социальной поддержке.

Стимулирование экономической активности и роста занятости населения будет осуществляться путем содействия развитию предпринимательства и самозанятости граждан, в том числе посредством оказания финансовой помощи безработным. Снижение дисбаланса спроса и предложения рабочих мест по профессионально-квалификационному составу, достижение согласованности на рынке труда и рынке образовательных услуг будет осуществляться за счет развития национальной системы квалификаций, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда.

Планируется подготовить нормативный правовой акт по вопросам совершенствования организации и механизма финансирования обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, с последующим трудоустройством на создаваемые рабочие места.

Стимулирование нанимателей, создающих рабочие места для трудоустройства на них граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения, будет продолжено путем предоставления им бюджетных ссуд, компенсаций затрат на создание рабочих мест для инвалидов из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, выделенных на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...