Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика современной психологии, как системы относительно самостоятельных отраслей научного знания.




ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Современная психология (Ψ) – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4 – 5 лет возникает новое направление).

Возникновение отраслей Ψ обусловлено:

1. широким внедрением Ψ во все сферы научной и практической деятельности;

2. появлением новых психолог. знаний.

Одни отрасли Ψ отличаются от других – комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Все отрасли Ψ условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные (базовые) отрасли психолог. науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных псих. явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами Ψ и поведения людей.

Фундаментальные знания – это тот базис, который не только объединяет все отрасли психолог. науки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, объединяют термином «общая Ψ».

Общая Ψ:

1.Ψ познавательных процессов и состояний.

2.Ψ личности.

3.Ψ индивидуальных различий.

4.Возрастная Ψ.

5.Социальная Ψ.

6.Зоопсихология.

7.Психофизиология.

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психолог. науки решают конкретные задачи в рамках своего направления. Но бывает, что достижения или научные открытия прикладных отраслей могут носить фундаментальный характер, что определяет необходимость использования вновь полученного знания во всех отраслях и направлениях.

В большинстве случаев прикладные отрасли психологии не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отрасли Ψ используются знания или методология других ее отраслей. Например, космическая Ψ – отрасль психолог. науки, занимающаяся проблемами психолог. обеспечения деятельности человека в космосе, - включает в себя инженерную Ψ, медицинскую Ψ, педагогическую Ψ и т.д. Поэтому, прикладные области Ψ по степени их обобщения могут быть условно разделены на синтетические (объединяющие в себе знания других областей) и первичные (являющиеся относительно узким и конкретным направлением прикладной отрасли). Например, медицинская Ψ включает в себя общую медицинскую Ψ, клиническую Ψ, патопсихологию, психогигиену и психопрофилактику, психокоррекцию и т.д.

Некоторые специальные отрасли психолог. исследований:

1. Педагогическая Ψ.

2. Медицинская Ψ.

3. Военная Ψ.

4. Юридическая Ψ.

5. Космическая Ψ.

6. Инженерная Ψ.

7. Экономическая Ψ.

8. Ψ управления.

2.Предмет, задачи и содержание основных феноменов общей психологии.

Слово «психология (Ψ)» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»).

Ψ - одна из наук о человеке, самостоятельная дисциплина, возникла на пересечении естественных наук и философии.

Ψ - это наука о фактах, механизмахзакономерностях и формировании развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

Ψ – это наука о психике и психических явлениях.

Особенности: 1. наука о самом сложном, что пока неизвестно и известно человеку. 2.человек является одновременно объектом и субъектом, исследует свое сознание с помощью сознания. 3.уникальны практические следствия: познавая, мы изменяем себя в качественно лучшую сторону. 4.перпективность ее исследований вытекают из постоянно вырастающей роли и значения человека. 5. Единой Ψ не существует. Есть различные школы, течения и т.д. 6. Ψ сразу естественная и гуманитарная.

Различают – научные (знания, накапливаются и передаются) житейские (имеют интуитивный характер, передача затруднена, знания образны, фрагментарны, эмоциональны.

Предметом изучения Ψ являются психика и псих. явления.

Задачей Ψ является исследование псих. явлений. Характеризуя задачу Ψ, С.Л.Рубинштейн пишет: «Психолог. познание – это опосредованное познание псих-го через раскрытие его существенных, объективных связей».

Что касается объекта Ψ, то в его определении мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом Ψ нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей Ψ как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.

Этапы становления: 1.Наука о душе – все непонятное и необычное объясняли наличием души. 2. Наука о сознании. Начинается в XVII в. Способность думать, чувствовать, желать называется сознанием. Осн. методом считалось наблюдение человека за самим собой. 3. Наука о поведении. Начинается в XX веке. Ψ– наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки не учитывались. 4. Ψ как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской Ψ является закономерное осмысление теории отражения.

Отрасли и разделы академической Ψ: общая Ψ, социальная Ψ, юридическая Ψ, клиническая Ψ, психолингвистика, Ψ труда, когнитивная Ψ, инженерная Ψ, педагогическая Ψ, геронтопсихология, детская Ψ, дифференциальная Ψ, зоопсихология, психогенетика.

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Основные методы психолог. исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных: наблюдение: внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включенное, стороннее; эксперимент: естественный, лабораторный

Вспомогательные методы: социометрический эксперимент;опрос: устный, письменный, свободный, стандартизированный; метод беседы, анкетный метод; тесты: тест-опросник, тест-задание, проективный тест; моделирование: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.

 

3.Предмет, задачи и содержание основных феноменов психологии развития.

Ψ развития (синоним возрастной Ψ)с позиции В.А. Ганзена:

- психология антрогенеза (от обезьяны до человека);

- психология филогенез (развитие рода);

- психология онтогенеза (развитие одного человека);

- сравнительная психология.

Ψ развития связана не только с изучением возрастных этапов человеческого онтогенеза, но рассматривает разнообразные процессы макро- и микро - психического развития вообще.

Ψ развития несет функции описания, объяснения, прогноза, коррекции.

Объект Ψ развития: развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет Ψ развития — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность псих. развития в онтогенезе.

Выделены следующие разделы Ψ развития: Ψ младенца, Ψ раннего возраста, дошкольная Ψ, Ψ младшего школьника, Ψ подростка, Ψ юности, Ψ среднего возраста, Ψ старости (геронтопсихология).

Важнейшей составной частью Ψ развития была и остается детская психология.

Ψ развития занимается изучением того, как с возрастом меняется поведение и опыт людей. Хотя большинство теорий развития сфокусировано на периоде детства, конечной их целью является раскрытие закономерностей развития на протяжении всей жизни человека. Исследование, описание и объяснение этих закономерностей определяет круг тех задач, которые решает психология развития.

Теоретические задачи (проблемы): 1. Проблема движущих сил, источников и механизмов псих. развития на всем протяжении жизненного пути человека. 2. Проблема периодизации психического развития в онтогенезе. 3.Проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания псих. процессов. 4.Проблема возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний. 5.Проблема возрастного развития личности и др.

Практические задачи: 1.Определение возрастных норм псих. функций, выявление психолог. ресурсов и творческого потенциала человека.2. Возрастная и клиническая диагностика.3.Контроль за ходом псих. развития детей, оказания помощи, родителям в проблемных ситуациях.4.Психолог. сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека.5.Организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и -др.

Ключевое понятие возрастной Ψ — понятие «развитие».

Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии и педагогики: - тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования; - необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно); - обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие); - неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений); - зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые); - переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы); - тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).

4. Предмет, задачи и содержание основных феноменов социальной психологии.

Соц. Ψ – это отрасль психолог. науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психолог. явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы.

Соц. Ψ с позиции В.А. Ганзена:

- историческая Ψ;

- Ψличности;

- Ψ межличностных отношении;

- Ψ массовых коммуникаций.

Объектом соц. Ψ являются конкретные соц.общности (группы людей) и отдельные их представители.

Предмет: закономерности возникновения и функционирования социально-психолог. явлений и процессов (общественно-психолог.феноменов), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных соц. общностей.

Основополагающей и методологически более значимой выступает классификация социально-психолог. явлений по их принадлежности к различным общностям и субъектам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их возникновения и функционирования.

1.Различают социально-психолог. явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые группы. 2. Существуют общности неорганизованные, под которыми принято понимать массы людей (толпу и др. их разновидности). 3. Соц. Ψ изучает также и личность, поскольку в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные соц. группы и межличностные отношения.

Задачами социальной Ψ выступают:

1.Выявление или уточнение вместе с другими общественными науками: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психолог. сущность и содержание общественного сознания людей и Ψ их больших и малых групп; б) соотношения между различными их компонентами; в) влияния последних на развитие соц. бытия и соц. отношений. 2. Всестороннее осмысление и обобщение данных: а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психолог. явлений и процессов; б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных соц.общностей. 3. Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психолог. явлений и процессов от других психолог. и соц. феноменов в различных группах. 4. Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психолог. явлений и процессов в обществе. 5. Социально-психолог. анализ взаимодействия, межгрупповых и межличностных отношений, общения, восприятия и познания людьми друг друга. 6. Всеобъемлющее изучение социально-психолог. особенностей личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях. 7.Осмысление специфики функционирования социально-психолог. явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психолог. климата. 8. Выявление роли и значения религиозной Ψ в жизни общества. 9. Обобщение имеющихся представлений о мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоц. - волевых, коммуникативно-поведенческих и других хар-ках представителей различных наций и классов.10.Всестороннее изучение психолог. содержания политической жизни и деятельности людей и их групп, своеобразия трансформации сознания общества под воздействием политических процессов, развивающихся в нем. 11. Исследование разнообразных массовидных социально-психолог. явлений и процессов, их значения в общественной жизни. 12. Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психолог. факторов и закономерностей их формирования и развития.

Отрасли соц. Ψ: этническая Ψ, Ψ религии, политическая Ψ, Ψ управления, Ψ межгруппового и межличностного влияния, Ψ общения, Ψ семьи, Ψ конфликтных отношений.

5. Предмет, задачи и содержание основных феноменов педагогической психологии.

Педагог. Ψ - отрасль психолог. науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образов.процесса. Термин "педагог. Ψ" был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.

Педагог. Ψ не только исследует психолог. механизмы и закономерности процессов, происходящих в образовании, но и стремится интегрировать их в современную образов. практику.

Предмет педагог. Ψ: факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образов. процесса (Зимняя И.А.).

Общая задача педагог. Ψ состоит в выявлении, изучении и описании психолог. особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

Соответственно задачами педагогической психологии являются: 1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого. 2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях. 3. Определение связи между интеллектуальным и личностным развитием обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.). 4.Определение особенностей организации и управления учеб. деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность. 5. Изучение психолог. основ деятельности педагога. 6. Определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения. 7. Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач. 8.Разработка психолог. основ дальнейшего совершенствования образов. процесса на всех уровнях образов. системы и др.

Структура педагог. Ψ включает в себя 3 раздела: Ψ педагог. деятельности, Ψ обучения и Ψ воспитания. Ψ педагог. деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации. Ψ обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учеб. деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и позитивной «Я-концепции» ребенка. В рамках Ψ обучения дается психолог. анализ форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков и обеспечивающих развитие психологически здоровой личности. Ψ воспитания изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса.

Педагог. Ψ - отрасль знания, которая "заняла определенное место между Ψ и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений" (Ананьев Б.Г.). Взаимосвязь с общей и возрастной Ψ, Ψ труда, нейропсихологией, патопсихологией, психогенетикой, социальной Ψ, философией, культурологией.

Принципы педагог. Ψ (на примере - Ψ обучения): обучение строится на основе данных возрастной Ψ о резервах возраста, ориентируясь на "завтрашний день" развития; обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей уч-ся; обучение не может быть сведено только к передаче знаний, к отработке определенных действий и операций, а есть главным образом формирование личности уч-ся, развитие сферы детерминации его поведения (ценности, мотивы, цели) и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...