Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные психопатологические синдромы подросткового возраста (кризис периода взросления).




Подростковый личностный кризис можем обозначить как некую прерывность в линейной области эволюции личности как сложной системы. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции (Козлов, 1999):

- позитивная, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень целостности.

- негативная дезинтеграция, как правило, сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением общей устойчивости, уровня сбалансированности, большей фрагментарности и тенденцией к социальной аутизации личности.

Кризис - не болезнь, но он может повлечь за собой возникновение экстремальной ситуации (например, суицидальные попытки).

Термин «кризис периода взросления» обозначает большое число очень различных субъективно переживаемых трудностей и разных видов отклоняющегося поведения. Исходя из данных социально-психологического исследования Беличевой С.А., можно выделить наиболее характерные кризисы и их особенности.

1. Асоциальность, делинквентность.

Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений. Подростковая делинквентность - результат социальной запущенности. Одной из форм делинквентности являются побеги из дому и бродяжничество. Помимо побегов проявление реакции эмансипации разнообразно. Она может отражаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать "по своему", "самостоятельно".

2. Кризисы идентичности и авторитетов.

Характерно чувство неполноценности, депрессивное настроение суицидальные намерения. Кризисы идентичности можно рассматривать как реакцию на утрату статуса ребенка, на глубокое несоответствие биологических возможностей социальным, на неуверенность в своей компетентности в новом статусе, на резкие биологические изменения, происходящие в организме взрослеющего человека.

Следствием кризиса идентичности у трудных подростков может быть реакция группирования со сверстниками. Широко распространенные в период взросления реакции протеста могут иметь генерализованный характер, быть направленными против семьи, отца или выражаться в побегах из дома. Содержание их - противостояние авторитетам, существующим порядкам, структуре социальных норм или же (побег) - отказ от этого противостояния, избегание его. Другими формами подобного избегания могут быть наркотическая зависимость или вступление в псевдорелигиозные общины.

3. Нарушения оценки своего физического облика

Подросток чувствует, как изменяются его соматические функции, и пересматривает представления о собственном теле. Пристально наблюдая за ним и сравнивая себя с другими, он часто преувеличивает свои подлинные или мнимые физические недостатки. У трудных подростков результатом почти любой сложности, проблемы является выработанный и закрепленный в сознании стереотипная поведенческая реакция. И, как правило, нарушения оценки собственной внешности ведут к асоциальным и делинкветным поступкам (пьянство, побеги).

4. Нарушения полового развития

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением относятся непосредственные проявления сексуальной активности (ранние сексуальные связи, онанизм, гомосексуализм) и нарушения поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски, которые в действительности должны быть отнесены к рассматриваемому кругу явлений.

Наиболее значимы упорный онанизм и гомосексуальные склонности у мальчиков, сексуальная распущенность у девочек, а так же различные формы отклоняющегося сексуального поведения. Следует упомянуть также, пубертатный аскетизм, проявляющейся в подавлении и отрицании сексуальных влечений и тесно связанный с ограничительными социальными нормами.

5. Переживание отчуждения

Под «переживанием отчуждения» понимают изменения восприятия самого себя (деперсенализация), других людей или окружающей обстановки (дереализация), которые субъективно выглядят как трансформация действительности или как утрата реальности. Они протекают приступообразно и расцениваются подростком скорее не как выпадение из восприятия фрагментов действительности, а как усиленная или достигающая кризисной кульминации саморефлексия. Основу всех этих нарушений составляет необходимость изменить представления о собственном теле, возникающая в период взросления.

Основные симптомы здесь следующие: - чувство отчуждения; - беспокойство в связи с этим переживанием; - отсутствие его бредовых интерпретаций; - субъективное ощущение неадекватности эмоциональных реакций.

6. Нарциссические кризисы

Нарциссический кризис представляет собой неадекватно сильную сосредоточенность на собственной личности (эгоцентризм), обусловленную физиологическими особенностями периода взросления. Подростки с такими отклонениями отличаются переоценкой своих способностей и возможностей, излишним честолюбием, чрезмерными и необоснованными ожиданиями в отношении окружающих, нечуткостью к близким, исключительно острым реакциям на критику, редкой завистью к чужим успехам. Для их самооценки свойственны частые колебания между переоценкой себя и ощущением неполноценности.

7. Суицидальное поведение

Термин "суицидальное поведение", распространившийся в последние годы, объединяет все проявления суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальные проявления отличаются многообразием.

Суицидальные действия у подростков часто бывают импульсивными, ситуативными. Такой их характер встречается в период взросления, но в большинстве случаев у подростков суицидальные попытки становятся завершением длительной кризисной или конфликтной ситуации, которую во многих случаях можно предусмотреть. Для характеристики состояния, предшествующего суицидальной попытке, введено понятие «предсуицидального синдрома», в котором выделяются 3 признака:

а) Сужение всей сферы психической жизни, которое проявляется в боязни социальных контактов, в избежании привлекавших прежде ситуаций, утрате интересов, безинициативности, искаженном восприятии или интерпретации событий, разрыве межличностных связей, чувстве одиночества и абсолютного непонимания другими. б) Торможение агрессии, направленной вовне и переключение ее на собственную личность. в) Желание умереть и фантазирование на темы самоубийства очень распространено в подростковом возрасте.

Что касается суицидальных мотивов, то среди них преобладают семейные конфликты, школьные трудности, конфликты с друзьями или сексуальными партнерами (в юношеском возрасте).

Отмечается, что до 13 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.

Классификация суицидальных попыток:

1. Демонстративное суицидальное поведение (59% случаев). Это разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой.

2. Аффективное суицидальное поведение. Сюда относятся суицидные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки.

3. Истинное суицидальное поведение. Здесь имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидная попытка, по представлению подростка, была эффективной, чтобы суицидным действиям «не помешали».

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...