Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые нравственные ценности




Базовые нравственные ценности российского Инженера АТЭС – это:

коллективизм и товарищество в организации инженерной деятельности, развитие профессионального и общечеловеческого общения, обеспечение разумной свободы обмена научно-технической информацией, опытом, поиск и поддержка молодых талантливых специалистов, содействие их адаптации на производстве, интерес к новейшим достижениям научно-технического прогресса,

развитие на взаимовыгодной основе научно-технического сотрудничества с зарубежными коллегами, активное изучение и применение зарубежного опыта, открытий, технологий и новейших разработок,

гуманность как одно из проявлений профессиональной деятельности, выраженное в создании условий, необходимых для творчества, эргономичности технических решений, заботе о безопасности и росте технической вооруженности труда, технологичности новых устройств и процессов, расширении удельного веса автоматизированных рабочих мест, необходимых для высокопроизводительного труда,

эффективность научно-технической деятельности, преодоление затратной экономики, целевая направленность при решении научно-технических задач, способствующих снижению себестоимости продукции, ресурсосбережению и ресурсоэффективности, росту производительности труда,

добросовестность, которая заключается, прежде всего, в исключении небрежного труда при выявлении несоответствий установленным правилам и реалиям, новым фактам, новым условиям, стремление добиваться официального, законного изменения устаревших норм деятельности,

настойчивость в доведении новых инженерных решений до их реализации, в поиске истины, в разрешении сложных проблем,

стремление к постоянному повышению профессиональной квалификации, обогащению знаний, приобретению профессиональных умений и компетенций, овладению современной компьютерной культурой, как необходимому условию освоения новейших методов познания, проектирования, разработки экономически грамотных, научно обоснованных технических решений, организации труда и управления, повышению общей культуры поведения и общения,

активное просветительство, борьба с невежеством, некомпетентностью, технофобией, повышение технической культуры работников,

организованность и дисциплинированность в мышлении и поступках,

ответственность за выполнение взятых обязательств, реализацию своих идей и последствия инженерной деятельности, открытое признание ошибок.

Проанализируйте этический кодекс одной из наиболее влиятельных инженерных общественных организаций России. Проанализируйте с его помощью любой крупный технический проект (строительство атомных электростанций, разработка военной техники, вмешательство в биологическую природу человека и др.). Опишите возможные иные способы реализации этого проекта с учетом требований этического кодекса инженеров.

 

 


ТЕМА 3. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

 

Это система логически последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур, которая предусматривает получение достоверных данных и фактов, которые изучаются для их дальнейшего использования в социальном управлении.

Социологическое исследование включает в себя некоторые элементы, присущие любой научной деятельности. Во-первых, это объект исследования. В социологии объектом исследования могут, быть любые процессы и явления социальной действительности (демографические, экологические, экономические, социальные, межнациональная, семейно-бытовые и др.). Во-вторых, это субъект исследования (социолог-исследователь или группа социологов. В-третьих, как любое другое исследование, социологическое направлено на достижение определенной цели и решение конкретных задач. В-четвертых, это средства, применяемые в исследовании (технические и организационные. В-пятых, это результаты исследования, ради которых оно проводится.

Социологический эмпиризм - методологический принцип социального познания, базирующийся на конкретных количественных данных, получаемых в ходе исследования социальной действительности и их статистико-математической обработке.

 

Задание 1

Укажите общее и отличия между теоретическими и эмпирическими социологическими исследованиями[14]. На ваш взгляд, они противостоят друг другу или дополняют?

 

Теоретические исследования Эмпирические исследования
Общее
Служат для приращения теоретического знания.  
   
   
Различия
Опираются на рациональное познание Основаны на чувственном познании
   
   
   

Задание 2

Охарактеризуйте этапы эмпирического исследования

Задание 3

Раскройте содержание пяти основных характеристик производственной проблемы[15].

1. Сущность или содержание

 

2. Организационное или физическое нахождение

 

 

3. Владение проблемой

 

 

4. Абсолютная и относительная величина

 

 

5. Временные рамки

 

Задание 4

Придумайте любую производственную проблему и проанализируйте её по пяти основным характеристикам, которые были рассмотрены в Задании 3:

1.

2.

3.

4.

5.

 

Задание 5

Дайте определение программе социологического исследования.

 

 


Задание 6

Составьте программу исследования по придуманной вами проблеме, которая будут включать

1) цели и задачи исследования;

2) предмет и объект исследования;

3) гипотеза исследования.

 

 

Задание 7

Как вы думаете, какую роль играют эмпирические социологические исследования при анализе молодежных проблем?

 


Задание 8

Укажите сферы применения эмпирических социологических исследований

 

Задание 9

Укажите верный ответ и объясните его.

Проведение эмпирического социологического исследования необходимо для

1). полной информации, которая отражает все основные стороны изучаемого процесса;

2). надежной и достоверной информации, защищенной от искажения;

3). репрезентативной информации.

 

Ответ:

 

 


Задание 10

Укажите факторы, которые влияют на объем выборочной совокупности[16].

 

Задание 11

Заполните схему различий между «массовыми» и «экспертными» исследованиями. Приведите примеры.

«Массовые исследования» «Экспертные исследования»
   
   
   

 

 

Задание 12

Установите соответствие

А. Исследования, которые проводятся по единой программе и регулярно замеряют изменения социального объекта во времени.

Б. Исследования, используемые для того, чтобы описать и сгруппировать структурные элементы исследуемого объекта.

В. Исследование, которое решает задачу уточнения границы обследуемой совокупности.

Г. Исследование, целью которого является качество инструментария сбора первичных данных до проведения массового опроса.

Д. Исследование, основной задачей которого является установление причинной связи между характеристиками изучаемого явления.

Варианты ответов:

1. Разведывательное

2. Описательное

3. Аналитическое

4. Пилотажное

5. Мониторинговое

6. Экспериментальное

7. Разведывательное

8. Точечное

Ответ: А -, Б -, В -, Г -, Д -.

Задание 13

Охарактеризуйте понятие выборки в социологическом исследовании, его основные характеристики.

 


 

ТЕСТ МОДУЛЬ 1

 

1. Какое из перечисленных ниже качеств не относится к научному знанию:

1) эмпиричность;

2) передаваемость;

3) нормативность;

4) обобщающий характер.

 

2. Социология — это наука о поведении:

1) групп, состоящих из небольшого числа людей;

2) личности в обществе;

3) больших социальных групп;

4) людей в своей семье.

 

3. Какое из приведенных ниже суждений в наибольшей степени применимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина:

1) изучение и составление типологии общественного мнения по самым разнообразным поводам социальной жизни;

2) психология, приложенная к большим и малым группам людей;

3) изучение общества в целом и больших социальных групп без выделения индивидуальных особенностей входящих в них людей;

4) изучение особенностей поведения людей в составе больших и малых групп.

 

4. Предметом социологии как научной дисциплины выступают:

1) взаимоотношения и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) явления взаимодействия людей и человеческих групп друг с другом;

3) события, когда-либо имевшие место, и роль конкретных людей в них;

4) механизмы мотивации и регуляции поведения людей.

 

5. Какое из перечисленных ниже понятий относится к сфере изучения социологии:

1) симпатия;

2) капитал;

3) статус;

4) чувство.

 

6. Ученые обнаружили наличие определенной статистической связи между психическим расстройством и безработицей. Попросили психиатра, психолога и социолога прокомментировать эту связь. Какой из приведенных ниже комментариев принадлежит социологу:

1) симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию;

2) люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному поиску работы и не могут долго сохранить за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние является причиной безработицы;

3) длительная безработица вызывает вялость, апатию, снижает остроту восприятия окружающего мира, поэтому при встречах с потенциальным работодателем такие люди производят не самое благоприятное впечатление;

4) безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи.

7. С какими из приведенных ниже суждений вы согласны:

1) понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей;

2) общество — самая большая группа из всех объединений людей, проживающих на данной территории;

3) если какое-либо объединение пополняет свою численность преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными его представителями, то оно обязательно называется обществом;

4) обществом называется такое объединение людей, которое является частью какой-либо более крупной системы.

 

8. С какими из приведенных ниже суждений вы согласны:

1) чтобы какое-либо объединение людей называлось обществом, у него обязательно должна существовать такая система ценностей, которую называют культурой;

2) современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, не могут считаться обществом;

3) древние племена, размещавшиеся на территории, равной нынешнему городскому микрорайону, не являлись обществами;

4) общество возникает на определенной стадии развития государства.

 

9. Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости с 70-х гг. XX в. — вначале в СССР, а затем в России. Особенно заметным оно стало в 90-е гг. Специалисты дали свои варианты объяснений. Они приведены ниже. Только один принадлежит социологу. Какой именно:

1) сокращение рождаемости — это следствие ухудшения экологической обстановки в стране;

2) причину надо искать в повышении уровня образования населения, а также в увеличении ценности досуга и в возрастающих трудностях заботы о ребенке;

3) сокращение рождаемости — следствие изменения физиологического строения женского организма, трудности вынашивания плода;

4) причину надо искать в неэффективности законодательства, регулирующего социальную помощь семье и детству.

 

Ниже приведены различные суждения о внешней среде и внутреннем мире человека. Часть из них, несомненно, относится к социологии, часть — к психологии. Укажите, к какой именно дисциплине относится каждое суждение.

10.1. Элита — это высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.

10.2. Как правило, мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя — инновационное.

10.3. Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные.

10.4. Кадровым рабочим человек становится обычно к 30 годам.

10.5. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

10.6. Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение.

 

11. Термин «социология» появился:

1) в начале XX в.;

2) в конце XVIII в.;

3) в первой половине XIX в.;

4) в античности.

 

12. Первым в научный оборот термин «социология» ввел:

1) Георг Зиммель;

2) Огюст Конт;

3) Герберт Спенсер;

4) Чарльз Хортон Кули.

 

13. Центральным понятием «понимающей социологии» Макса Вебера является:

1) социальный факт;

2) закон интеллектуальной эволюции;

3) социальное действие;

4) способ производства.

 

14. Суть позитивизма как социологического метода заключается в:

1) отрицании основных принципов негативизма;

2) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества;

3) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды;

4) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла.

 

15. Понятие идеального типа как инструмента изучения социальных явлений ввел в научный оборот:

1) Герберт Спенсер;

2) Эмиль Дюркгейм;

3) Макс Вебер;

4) Карл Маркс.

 

16.Понятие «закрытый вопрос» означает:

1) вопрос, предполагающий закрытие проблемы;

2) вопрос, на который не существует ответа;

3) вопрос, на который предлагается несколько альтернативных вариантов ответов, из которых предстоит выбрать только один;

4) вопрос, ответ на который ясен с самого начала.

 

17. Понятие «открытый вопрос» в социологическом опросе означает:

1) вопрос, который не получил ответа;

2) вопрос, на который не предлагается никаких альтернативных вариантов ответов;

3) вопрос, сформулированный предубежденным образом;

4) вопрос, на который можно ответить как угодно.

 

18. Контент-анализ — это:

1) один из способов обработки данных, полученных в ходе экспресс-опроса;

2) процедура, с помощью которой вербальные записи, качественные по своему характеру, преобразуются в количественные данные;

3) один из способов анализа результатов социального эксперимента;

4) чтение текста с последующим подсчетом символов.

 

19. Самым распространенным методом сбора социальной информации является:

1) наблюдение;

2) анализ документов;

3) опрос;

4) эксперимент.

 

20. Включенным называется такой вид наблюдения, при котором:

1) условия, в которых протекает наблюдаемый процесс, задаются исследователем;

2) наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми объектами и принимает участие в их деятельности;

3) исследователь разъясняет участникам процесса цели и задачи исследования, тем самым «включая» их в качестве участников;

4) исследователь определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, явления должны быть включены в наблюдение.

 

21. Как известно, в зависимости от источника первичной социологической информации и методов ее сбора выделяют следующие типы исследований:

1) опрос;

2) наблюдение;

3) анализ документов;

4) эксперимент.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...