Тема 5. Социальные общности и группы
Социальная общность – определенное социальное образование, возникающее в процессе координации и объединения отдельных людей для реализации солидарных ожиданий на основе солидарных социальных взаимодействий. Социальные общности реально существуют, эмпирически фиксируются, отличаются относительной целостностью и выступают самостоятельными субъектами социального действия. Понятие социальной группы охватывает совокупность взаимодействий людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определенных интересов и целей. Они отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Связь «личность-общество» осуществляется через малые группы, в которые включен индивид.
Задание 1 Перечислите и опишите, дополняя схему, все известные Вам разновидности социальных общностей
Мнимые общности – объединения людей, в которых отсутствуют социальные связи, взаимные социальные действия, при наличии совпадающих целей. Агрегации, категории, массы. Контактные общности – объединения, в которых наличествует социальная связь. Аудитория, толпа. Институциональные общности – устоявшиеся, характеризующиеся институциализированными взаимодействиями (устойчивыми взаимосвязями, обязательными, без которых общество не может обойтись). Социальные группы - единство, основанное на устойчивых самовозобновляющихся комплексов солидарных взаимодействий.
Задание 2 Перечислите характеристики массовых и групповых общностей
Задание 3
Перечислите атрибутивные свойства, характерные для социальных групп: 1. Наличие единой общегрупповой цели. 2. Принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой 3. Устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы, институализация групповыхв заимоотношений.
Задание 4 Социальные группы можно классифицировать по разным основаниям. Напишите, какие типы социальных групп выделяют, руководствуясь следующими критериями: характер контактов участников группы – личностные контакты, статусно-ролевой контакт, отсутствие контакта (большие группы) количество членов группы – большие, средние, малые тип социальной связи (инструментальный или экспрессивный) – первичные (экспрессивная связь – состоит из людей, играющих неповторимую роль в жизни индивида) и вторичные (инструментальная связь – для достижения конкретной цели)
значение для формирования жизненных ориентиров, ценностей –
принадлежность к группе – ингруппы (группы, к которым индивид чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов группы как «мы» - «моя семья», «мой класс») и аутгруппы (группы, к которым индивид не принадлжит, «не мы», «другие»)
аскриптивный (приписанный от рождения) признак – степень институализированности взаимодействий внутри группы –
профессиональный признак –
Задание 5 Запишите все те социальные группы, к которым Вы принадлежите. Как принадлежность к этим группам определяет Ваше поведение?
Задание 6 Опишите основные характеристики малой группы: 1. Состав группы – численность и признаки (по полу, возрасту, образованию и т.д.) 2. Структура группы – функциональные обязанности членов группы 3. Групповые процессы – процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм, формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий
Задание 7 В группе всегда есть человек, обладающий большим влиянием и авторитетом, чем остальные. За ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях. Это – лидер. Лидерские функции могут осуществляться по-разному в зависимости от характеристик группы, от стоящей перед группой задачи, от личностных особенностей. В соответствии с этим выделяют два типа лидеров: инструментальные и аффективные. Определите и обоснуйте, какой тип лидерства предпочтительнее в группе студентов, в группе творческих работников, в отделении солдат, в команде хирургов, в преступной группировке и т.п.
Инструментальное лидерство определяется достигнутыми результатами, наилучшими знаниями и навыками в конкретной области. Аффективный (эмоциональный) лидер – «душа» коллектива, наделенная доверием и уважением личность, возведенная на «пьедестал лидерства» демократичным способом. Таким образом, в любом творческом коллективе предпочтительнее аффективный лидер, в «действенном» же – инструментальный.
Задание 8 Курт Левин выделил три основных стиля руководства. Какие стили он выделил? Приведите примеры, когда применение каждого из этих стилей наиболее оправдано.
Стили руководства: авторитарный (командные методы), демократический (договорные и социально-психологические методы), нейтральный (бессистемность в выборе методов управления). Авторитарный стиль наиболее уместен, если производственная ситуация требует «сильной руки» или если персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства. Демократический стиль работает при устоявшемся стабильном коллективе, высокой квалификации работников, неэкстремальных производственных условиях и наличии активных нестандартно думающих работников. Нейтральный стиль оправдан только при высокой компетентности и ответственности персонала, и слабой подготовке самого руководителя. Также может подойти для руководства научными и творческими коллективами – при наличии сильных и дисциплинированных исполнителей.
Задание 9 Опишите понятия социальной фасилитации и социального манкирования. Приведите примеры. Социальная фасилитация – повышение эффективности (скорости и продуктивности) деятельности человека в присутствии других людей, будь то наблюдатели или конкуренты. Пример: на велосипедном треке, спортсмены непроизвольно ускоряются именно перед трибунами со зрителями, даже если это может идти в ущерб возможной победе. Социальное манкирование – при работе людей группами, каждый из работников прилагает меньше усилий, чем при самостоятельной работе.. Пример: при неправильно скоординированных усилиях, группа из N людей, тянущих канат, тянет его не в N раз сильнее, чем один человек, а меньше. Задание 10 Групповое мышление – процесс принятия решения в группах с чрезвычайно тесными связями. Членов этих групп настолько волнует вопрос достижения консенсуса, что это сказывается на их критических способностях. Назовите наиболее вероятные социальные условия, повышающие уровень группового мышления. Сплочённая группа; изолированность группы от внешних влияний; отсутствие процедур рассмотрения различных «за» и «против» предлагаемого хода действий; авторитарный лидер, предпочитающий определенный ход действий; сильный стресс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|