Первые организованные экскурсии
В конце XVII и первой половине XVIII в. под влиянием идей великих просветителей в некоторых учебных заведениях Европы начинают практиковаться краткие экскурсии и пешеходные прогулки для учащихся. Они проводились с целью обеспечения наглядности и предметности в системе обучения и воспитания по методу известного польского педагога Яна Амоса Коменского.
Начало экскурсионной деятельности в нашей стране было положено во второй половине XIX в. В этот период активно работает Общество любителей естествознания, имевшее свои организации в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России. В 1902-1909 гг. действовало Кавказское горное общество (Пятигорск). В 1905 г. создается одно из первых отечественных экскурсионных учреждений -Ялтийское экскурсионное бюро Крымско-Кавказского горного клуба. С 1899 г. при Педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, коммерческих и реальных училищ и школ, которая также координировала деятельность Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе.
Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ, представителей демократически настроенной интеллигенции. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, в 1873 г. основан Исторический музей.
Во второй половине XIX в. в России получают распространение горные путешествия. В 1877 г. организуется первый в стране альпийский клуб при Кавказском обществе естествознания в Тифлисе. Созданный в 1890 г. в Одессе Крымский горный клуб открывает свои филиалы в Ялте и Севастополе. В конце XIX - начале XX в. развитию туризма стали уделять внимание многие научные и любительские общества, в частности Русское географическое общество, Общество любителей естествознания, Петербургское общество народных университетов и др.
Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, внимание к туризму и экскурсиям многих учебных заведений, организаций, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижение и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в специализированные организации. Так, в 1895 г. создается Российское общество туристов (Российский туринг-клуб), а в 1901 г. - Русское горное общество. Оба общества были ведущими туристскими организациями вплоть до 1917 г. J
§ 6. Первые предприятия размещения
Возникновение первых предприятий гостиничной индустрии связано с Древним Римом (примерно 50-й г. до н. э.). В огромной Римской империи было множество чиновников и купцов, которым приходилось часто выезжать по делам. Для их размещения стали строиться постоялые дворы, располагавшиеся вдоль главных дорог в городах и деревнях.
С упадком Римской империи (I в. н. э.) постоялые дворы и таверны, потерявшие клиентуру, разорялись. Только спустя четыре века, в эпоху средневековья, с развитием торговли и путешествий стали возрождаться предприятия размещения.
Бурное развитие европейской экономики в эпоху Возрождения, появление новых ремесел, расширение торговли между странами - все это также способствовало росту потребности в постоялых дворах.
Англичане, путешествующие по Европе или переселявшиеся в Америку, приносили с собой опыт строительства и управления тавернами и постоялыми дворами, который и положил начало современной гостиничной индустрии.
Глава 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА
Транспортные компании и организации - одна из пяти главных движущих сил современного международного туристского рынка.
Основными видами транспорта в туризме в настоящее время являются: авиация, автобусы и автомобили, теплоходы морские и речные, железнодорожные поезда.
Самыми ранними видами транспорта были: упряжки, лодки и колесные повозки.
Автобусный транспорт. Почтовые кареты, изобретенные в Венгрии в XV в., стали предшественниками автобусов. Первые автобусы были изобретены в Англии в 1830 г. Они предназначались для перевозки небольших групп пассажиров, приводились в движение паровым двигателем и назывались омнибусами. Корни этого слова уходят в латинский язык, где оно означало «транспорт для всех».
В 1885 г. в Германии был сооружен восьмиместный автобус с одноцилиндровым двигателем мощностью 6 лошадиных сил. К 1915 г. автобус стал доступным общественным городским транспортом во многих городах мира. В США первый автобус классической конструкции был построен в 1922 г. В послевоенные годы автобусостроение стало активно развиваться и превратилось в мощную самостоятельную индустрию. Для автобусов стали использоваться дизельные и бензиновые двигатели мощностью от 200 лошадиных сил и более. Автобусы изготавливались большой вместимости - до 50 человек. В Англии была изобретена конструкция двухэтажного автобуса. К 1980 г. в мире эксплуатировалось более 3 млн автобусов. Появились автобусные фирмы-гиганты. Так, компания «Greyhound» (США) владела более чем 12 тыс. однотипных комфортабельных пассажирских и туристских автобусов.
Водный транспорт. Начало морского туризма можно отнести к середине XIX в. Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландии. В 1837 г. была основана судовладельческая компания «Р&О».
Наряду с морскими путешествиями активно развивались и речные маршруты. В 1843 г. Томас Кук организовал лодочные экскурсии по Темзе; одновременно на другом континенте «Америкэн Экспресс» выполняла экскурсии по Миссисипи.
Обострившаяся в начале XX в. конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высококомфортабельные плавучие гостиницы. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры «Сириус», «Лузитания», «Мавритания» водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. - «Титаник», 52 тыс. тонн; в 1914 г. - «Император» и «Фатерланд», по 50 тыс. тонн, которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы «Куин Мери», водоизмещение которой равнялось 80 тыс. тонн, а скорость составляла 30 узлов в час.
я История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда Всесоюзное акционерное общество «Интурист» начало ^осуществлять на арендуемых пассажирских судах «Победа» и «Грузия» морские путешествия из Одессы в Ленинград, вокруг Европы, а на «Петре Великом» - по Черному морю для туристов из соцстран. В 1960 г. был организован первый круиз с советскими туристами на «Адмирале Нахимове» вдоль Крым-,ско-Кавказского побережья; в 1962 г. - на теплоходе «Григорий Орджоникидзе» вдоль Дальневосточного побережья продолжительностью 20 суток. В этот же период морской туризм начал развиваться на Балтике.
Железнодорожный транспорт. Появление железных дорог произвело настоящую революцию в путешествиях. Обширные сети железных дорог Северной Америки и Европы сделали железнодорожные станции центрами близлежащих районов. Лошадь (как самое распространенное средство передвижения до 1830 г.) не могла сравниться с «железным конем» в скорости и стоимости перевозок. Успех железных дорог был моментальным и распространялся повсюду.
Пионером и крупнейшей фирмой в мире, имеющей более чем вековую историю и профессионально занимающейся железнодорожным туризмом до сего времени, является компания «International Company of Wagons-Lit», основанная братьями Пульман в 1872 г. в США.
В 1884 г. была основана компания «International Company of Wagon Lit and Grand Express of Europe» для сообщения между столицами европейских стран. С конца XIX и в начале XX в. эта компания построила и ввела в эксплуатацию практически все классные именные маршруты, значительная часть которых существует и в наше время: «Orient Express» (1883 г.), «Trans-siberien» (1898 г.), «Train Bleu» (1922 г.), «Golden Arrow» (1926 г.). Это был «золотой век» для «Вагон-Лит». Маршруты поездов соединили Париж со Стамбулом, Москву с Владивостоком и т. д. В 1918 г. Россией было национализировано более 160 классных вагонов, принадлежавших компании.
После второй мировой войны компания реорганизовалась и стала называться «International Company of Wagon Lit & Tourism». Она вновь восстановила свои маршруты и стала создавать свою туристскую индустрию, связанную с туристскими железнодорожными маршрутами, - занялась строительством отелей, ресторанов, созданием туристских агентств.
Россия имеет самую большую в мире систему железных дорог, которым уже более полутора столетий. В 1913 г. общая эксплуатационная длина железных дорог России составляла 71,7 тыс. км и по протяженности занимала второе место в мире, после США. Первая значительная железная дорога Петербург -Москва вступила в эксплуатацию в 1851 г., до нее в 1837 г. была открыта железная дорога Петербург - Павловск (27 км). В 1864 г. открылась железная дорога Москва - Нижний Новгород. Основные железные дороги строились в центральных и южных районах Европейской части России. На рубеже XIX-XX вв. была проложена Транссибирская магистраль (от Челябинска до Владивостока).
Однако к середине XX в. интенсивность железнодорожных перевозок в мире резко сокращается из-за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок.
Автомобильный транспорт. Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Так, в 1904 г. в Англии было всего 8465 автомашин, а в 1914 г. их число достигло 132 315. Автомобили взошли на туристскую сцену США, когда в 1908 г. Генри Форд представил свою известную модель «Т». Этот относительно дешевый автомобиль революционизировал путешествия в стране, создал спрос на хорошие дороги. В 1920 г. сеть дорог стала доступной, что привело к доминированию ходовых автомобилей в туристской индустрии. Сегодня автомобиль используется в 84 % всех международных поездок. Автотуристы стали причиной появления первых туристских площадок (1920-е годы), которые впоследствии превратились
В МОТеЛИ.
Авиационный транспорт. О полете человек мечтал еще с глубокой древности. Одно из
свидетельств тому - легенда о Дедале и его сыне Икаре, поднявшихся в небо на крыльях из перьев,
скрепленных воском.
Неудачность попыток оторваться от земли с помощью искусственных крыльев не останавливала человека. Он пытался осуществить полет, прыгнув с высоты. Но каждый эксперимент кончался увечьем или гибелью испытателя.
Неизвестный изобретатель предпринял полет на крыльях из слюды и кожи (документальное свидетельство об этом относится к 1695 г.), но подняться в воздух он, конечно, не смог.
Научный подход к решению проблем полета стал возможен со становлением в XVIII в. фабричного производства, с интенсивным развитием науки и техники. Разработки великого русского ученого М. В. Ломоносова в области воздушной среды впоследствии легли в основу аэродинамики.
Создание летательного аппарата легче воздуха известило об открытии эры воздухоплавания. Простота конструкции воздушных шаров способствовала началу практических работ в этой области. Первый полет на воздушном шаре выполнен в Москве в 1805 г.
В 1852 г. состоялся первый полет на аэростате с паровым двигателем, построенном французом А. Жиффаром.
В начале XIX в. английский ученый и изобретатель Д. Кэйли построил и испытал модель планера, который до начала XX в. оставался единственным типом летательного аппарата тяжелее воздуха.
В России возможность полета на планере впервые обосновал Н. А. Арендт в 70-80-е годы XIX века.
Разработка идеи летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом, развитие техники, вызванное становлением капитализма в России, способствовали появлению проектов самолетов. Артиллерийский офицер Н. А. Телешов первый в России и один из первых в мире предложил применить на самолете реактивный двигатель (1867 г.). Практически проект был невыполним, но представлял интерес как прообраз современных многоместных пассажирских самолетов.
Модели первых самолетов с неподвижным крылом сконструировал русский изобретатель Д. Ф. Можайский. В 1882 г. первый в мире самолет поднялся в воздух.
В 1910 г. совершил полет самолет конструкции инженера А. С. Кудашева. Вскоре поднялись в воздух самолеты конструкции Я. М. Гаккеля, И. И. Сикорского и др.
Несмотря на значительный успех русских ученых, авиаторов, царское правительство не уделяло должного внимания развитию собственного воздушного флота. Русские летчики летали на самолетах, купленных за границей.
Регулярные воздушные перевозки впервые появились в Германии. Это был маршрут «Берлин - Лейпциг - Веймар», а перевозчик позднее стал известен как «Lufthansa».
Создание гражданской авиации России началось после Октябрьской революции. В 1921 г. был подписан декрет «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и ее территориальными водами». Начали развиваться первые транспортные перелеты, международные авиационные связи.
Скорость, комфорт и относительная безопасность сделали авиапутешествия лидирующим видом транспорта в туристских перевозках.
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТУРИЗМА КАК СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В любой деятельности, особенно связанной с международными сделками, самым актуальным является вопрос дефиниций, т. е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминов, позволяющих адекватно толковать предмет, объект и условия сделки, принципы и положения нормативных актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь самые неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности.
Туристская терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному темпу развития и формирования как общественных отношений, так и туризма, его отраслей и видов. Толкование туристских терминов - предмет ожесточенных дискуссий апологетов теории туризма.
Когда мы говорим о туризме, мы подразумеваем людей, которые посещают друзей и родственников, отдыхают на каникулах и просто хорошо проводят время. В свободное время они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром.
Можно включить в наше определение туризма и людей, которые принимают участие в различных съездах, конференциях или других видах деловой и профессиональной деятельности, ездят в обучающие туры или занимаются исследованиями.
Эти люди (назовем их туристами) используют во время путешествий различные виды транспорта: начиная с велосипедов и заканчивая полетами на реактивных самолетах. Многие путешествуют на автомобилях, автобусах, поездах и даже мотоциклах.
Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.
1. Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.
2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.
3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.
4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.
Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. Путешествия, туризм - это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т. е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др.
Для того чтобы сформулировать полное определение понятия «туризм», необходимо рассмотреть многоаспектность туризма и его взаимодействие с другими видами деятельности. Отсутствие единых определений затрудняет изучение туризма как учебной дисциплины.
Изучение туризма с научной точки зрения (в ряду других дисциплин) с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных определений и терминов. Эта проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Ею ежегодно занимаются различные организации, включая Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций, Всемирную туристскую организацию, Организацию экономического сотрудничества и развития.
Международные организации постоянно обращаются к теме толкования терминологии, в основном с целью согласования принципов международной статистики. Так, в 1937 г. определение «международный турист» было дано на Конференции экспертов по статистике Лиги Наций. В 1950 г. International Union of Official Travel Organization (ШОТО) - Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), преобразованный в 1975 г. во Всемирную туристскую организацию (ВТО), уточнил определение «турист», введя новые понятия: «экскурсант» и «транзитный путешественник». При этом было дано четкое разграничение этих категорий от категории «турист».
Определенные групповые и экономические интересы стран существенно влияют на толкование понятий, принимаемых за осндву в национальных нормативных актах, регулирующих определенные отношения в сфере туризма.
§ 1. Путешествие
Путешествия и туризм - два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов деятельности. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности - перемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания.
В путешествиях перемещаются: отдельные индивидуумы; группы лиц, объединенных единым интересом и целью; целые экспедиции, в том числе и военные, в составе которых могут быть несколько сотен или даже тысяч специалистов, а также дипломаты, мигранты и переселенцы. Для отдельных народов путешествие - это образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания. К ним относятся, например, кочевые племена: белунджи, бедуины, цыгане и др. Кочевники вместе со стадами животных ежегодно перемещаются по мере освоения пастбищ, причем их не останавливают даже границы государств. Так, белунджи постоянно мигрируют из Пакистана в Афганистан. Сезонные сельскохозяйственные рабочие путешествуют по мере сбора урожая с юга на север США.
Путешествие - термин, обладающий значительной общностью понятийного смысла и обозначающий перемещение людей в пространстве и времени.
Таким образом, путешествие - это перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временных промежутков, именуется путешественником. В зависимости от особенностей путешествия путешественника можно именовать мореплавателем, космонавтом, бизнесменом, натуралистом и т. д. в соответствии с целями, направлениями, средствами передвижения и иными характеристиками, имеющими существенное или даже несущественное значение. При определенных характеристиках и условиях организации и осуществления путешествие может быть составной частью туристской услуги. Для целей статистики путешествующий человек именуется также «посетителем».
Национальное законодательство некоторых стран дает четкое толкование метода определения количественных характеристик путешествий. Так, Бюро переписей США, отвечающее за ведение исследований национальных путешествий, дало следующее определение путешествию: «перемещение более чем на 100 миль от места постоянного проживания». Однако в «Обзоре национальных путешествий» (1963 и 1967 гг.) используется определение, дополненное словами «или вне города на одну или более ночей». Центр данных по туризму США, находящийся в Вашингтоне, использовал в своей работе определения, установленные Бюро переписей США.
Как и Бюро переписей, Центр данных по туризму США исключил из определения путешествия следующие виды поездок:
• перемещение членов экипажей морских судов, железнодорожных поездов, воздушных судов и т. д;
• путешествия лиц между регионами, странами с целью работы;
• путешествия лиц с целью обучения.
§ 2. Туризм
Туризм как частный случай путешествий имеет четкие ограничения, характеристики и множество определений в понятийном смысле.
В отличие от путешествия туризм - категория, испытывающая сильное влияние экономики и обладающая дуализмом (двойственностью) внутренней природы явления, так как туризм - это и особый, массовый, род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий.
Приведем классическое определение туризма и дадим развернутую характеристику его составляющих.
Туризм - временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте. Отметим, что: (а) значительная часть ограничений в понятиях будет носить чисто экономический характер, обусловленный местом туризма в современном развитом обществе; (б) сами определения будут служить целям и принципам международной туристской статистики, которая, в свою очередь, действует по категориям, определяемым в целях именно экономики, планирования, учета и др.; (в) будут учитываться требования единообразного международного понимания существа категорий, подлежащих статистической оценке и сравнению.
Основные особенности туризма.
1. В отличие от путешествий туризм - это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени.
Длительные путешествия совершаются лишь единицами индивидуумов. Туризм же массовое явление XX века, получившее свое развитие в силу сложившейся в развитом обществе политико-экономической ситуации. Люди (в большинстве своем трудящиеся по найму) повсеместно получили право на ежегодный короткий (в среднем 2-3 недели) отпуск. После второй ми ровой войны (1939-1945 гг.) люди в большинстве своем сталжить в достатке, позволяющем выделять средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха. Развитые транс портные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, дали вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира.
По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удель- ного веса в общей массе.
2. Для туризма важно определить категорию места постоянного проживания (местожительство). Туризм предусматри- вает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, не могут быть отнесены к туризму. В стране, где имеется правовой институт прописки, это - место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующей миграцию населения. Имеющая место другая понятийная категория - обычное место постоянного жительства определяется сроком, в течение которого человек постоянно проживает в одном и том же месте (городе, поселке, районе). При этом для каждого определенного места, района, страны, а также населения следует выделять лиц, которые могут быть отнесены к категории постоянных жителей или посетителей.
Например, по статистике внутреннего туризма важно ограничить категории населения, которые следуют ежедневно на работу на определенные временные промежутки и расстояния. Так, для небольшого города это будет 20-30 мин при расстоянии в несколько километров, для крупного города - поездки на работу продолжительностью до 3 ч на расстояние свыше 50-100 км. Следует учитывать и минимальный промежуток от-сутствия жителя в этом месте, а также отличия и особенности местностей и административных территорий. Для жителя небольшого поселка поездка на 70 км будет дальним путешествием. В то же время в Москве или Волгограде это расстояние находится в пределах городской черты. Очень непростой вопрос -являются ли туристами дачники, следующие на свои дачи в выходные дни на расстояние более 120 км? Мало кто из имеющих в России участки согласится назвать эти поездки отдыхом и ту- ризмом, скорее, это тяжкий труд.
3. Определение периода свободного времени исходит из об-щего понимания туризма как способа отдыха. Оно недостаточно справедливо для некоторых видов туризма, например для профессионально-делового, участники которого чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные фирмой.
4. Важнейшей категорией является цель туризма, которая позволяет четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные таможенные, налоговые и иные предпочтительные режимы, устанавливаемые государст- вами исключительно для туризма. Главные цели туризма: раз-влекательные (аттрактивные), рекреационные и познавательные. Вторыми по значимости являются цели оздоровительные и лечебные, далее следуют профессионально-деловые, гостевые и пр.
5. Туризм - важная составляющая экономики многих госу-дарств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Туризм основан на экс-., плуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной; местности или государству доход. Туризм в зависимости от составляющих услуг и обслуживавмых категорий населения разделяется на внутренний и международный.
Внутренний туризм - временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой, отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами нацио-
нальной жизни.
Международный туризм - систематизированная и целена- правленная деятельность предприятий сферы туризма, связан- ная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта
' National Tourism Policy Study Final Report. - Washington, D.C.:
Government Printing Office, 1978. - P. 5.
иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Туризм во многих странах - деятельность, находящаяся под пристальным вниманием государства как экономически выгодная и прибыльная отрасль.
Имеет также место понятие национальный туризм - совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, т. е. обслуживание туристов из числа жителей своего государства.
По способу организации различают плановый и самодеятельный туризм.
Плановый туризм - любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание.
В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей.
Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками.
Социальный туризм - разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых. Это положение было закреплено в Манильской декларации по мировому туризму в 1980 г.
Социальный туризм рассматривается как1:
• путешествия, другие виды туристских занятий, оздоровления и отдыха, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура, разовых услуг социального туризма или субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
• сфера профессиональной деятельности по формированию, продвижению и реализации социальных туров, разовых услуг социального туризма;
• общественное движение участников социального туризма.
§ 3. Рекреация
Рекреация - расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных). Некоторыми исследователями рекреация рассматривается как массив времени, в ходе которого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на восстановление. Альтернативную точку зрения представляет подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории.
Центр исследований политики национального туризма США истолковывает эти три термина - «путешествие», «туризм» и «рекреация» - следующим образом:
к Путешествие - действие, связанное с перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны, кроме любых форм заработка.
2. Туризм - синоним термина «путешествие».
3. Рекреация - деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. Рекреация может включать пассивное и активное участие в индивидуальных или групповых спортивных мероприятиях, в интеллектуальном совершенствовании, развлечениях и т. д.
1 Проект Федерального закона «О социальном туризме» // Актуаль
ные проблемы туризма'98. - М.: РМАТ, 1998.
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: