Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребители туристского продукта




В 1963 г. на Конференции ООН по международному туризму в Риме были рассмотрены вопросы туристских дефиниций. Было принято определение понятия «турист», которое применительно к российским условиям в полном виде выглядит следующим образом.

Турист - потребитель тура, туристского продукта или ту-. ристских услуг; временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 ч, но не более 12 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного, источника.
Адекватно указанным выше определениям выделим участии-ков туризма: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.

Международный (иностранный) турист. В Комитете статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 г. было дано следующее определение иностранного туриста: лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия оплачиваемой деятельностью1.
Международными туристами считаются лица, путешествующие:
• с целью отдыха, лечения, посещения родственников и т. д.;
• с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, дипломатических, религиозных, административных, атлетических и т. д.);
• с деловыми целями;
• в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч.
' Organization for Economic Cooperation and Development. Tourism Policy and International Tourism in OECD Member Countries. - Paris: OECD, 1980. -P. 5-7.
К категории международных туристов не относятся и не учитываются в статистике туризма: ш иностранные рабочие;
мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих;
лица, следующие в целях обучения сроком более шести месяцев;
военнослужащие, их иждивенцы и члены семей, за исклю: чением следования в целях туризма;
работники дипломатических служб, а также иждивенцы,! члены семей, прислуга работников дипломатических служб;
кочевники и беженцы, вынужденные переселенцы;

регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных районов;

транзитные путешественники;
участники групповых поездок на туристских поездах, но-чующие в вагонах поезда;

участники групповых поездок на спальных автобусах, ней чующие в салонах этих автобусов;

члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов,» ночующие на судне или в вагоне поезда;
члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения;

путешественники, проезжающие через страну без остановки, даже если их путешествие длится более 24 ч.
Такие ограничения адекватно соответствуют принципам, опубликованным в документе ООН - Временном руководстве по международному туризму (1978 г.)1.
Внутренний турист. Ночующий временный посетитель, т. е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 мес, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
В публикациях Национального комитета США по анализу туристских ресурсов (1973 г.) дано следующее определение внутреннего туриста: лицо, путешествующее вне своего места жительства, при условии перемещения более чем на 50 миль

1 Provisional Guidelines on Statistics of International Tourism // Statistical Papers. Series M. № 62. United Nations Department of Economic and Social Affairs. - n. 4 ИП 1978. - P. 28.
(в один конец) с деловыми, познавательными, личными и дру-; гими целями, кроме занятий оплачиваемой деятельностью, и совершающий одну ночевку или возвращающийся в тот же день'.
К категории внутренних туристов не относятся и не учитываются в статистике внутреннего туризма:

• постоянные жители, которые перемещаются в другое место или местность в пределах страны в целях организации своего обычного места жительства, например переселенцы, лица, по каким-либо мотивам меняющие свое местожительство;
• лица, перемещающиеся в другое место в пределах страны для занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, например временные или сезонные, вахтовые рабочие;
• лица, перемещающиеся в связи и в целях временной работы в учреждениях в пределах страны;
• лица, регулярно перемещающиеся между местностями в целях оплачиваемой работы или учебы;
• военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных обязанностей или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и члены их семей;
• кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы;
• транзитные пассажиры;
• участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда;
• участники групповых поездок на спальных автобусах, ночующие в салонах этих автобусов;
• члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на судне или в вагоне поезда;
• члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения.

Экскурсант. Временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 ч.
К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов. Экскурсанты не учитываются в статистике туризма.

Посетитель. В 1963 г. Конференция Организации Объединенных Наций по международному туризму, проходившая

1 National Tourism Resources Review Commission. Destination USA. Vol. 2. Domestic Tourism. - Washington, D.C.: Government Printing Office, 1973.-P. 5.
в Риме, рекомендовала для изучения Статистической комиссией': ООН полное определение термина «посетитель»: это лицо, посещающее страну, вне своего места жительства, с любой целью, кроме занятий оплачиваемой деятельностью. Это определение включало:
1. Туристов как временных посетителей, остающихся в стра
не как минимум 24 часа и имеющих целью путешествия сле
дующие направления:
• отдых, лечение, обучение, паломничество, спорт и т. д.;
• деловые поездки, посещение родственников, участие в конгрессах.
2. Экскурсантов как временных посетителей, находящихся
в стране менее 24 часов.
Экспертная статистическая группа, созванная Комиссией ООН в 1967 г., рекомендовала странам использовать определение «посетитель», предложенное в 1963 г. в Риме, выделив в нем особый класс посетителей, который можно определить как «однодневных посетителей» или «экскурсантов», которые, в свою очередь, разделяются на однодневных экскурсантов и людей, пересекающих границу с рабочими целями, пассажиров круизов и транзитных пассажиров, которые не останавливаются на ночь в гостиницах.


§ 5. Основные понятия туризма по российскому законодательству

В России в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г., определившим принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющим порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации, приняты следующие определения основных понятий1:
туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздорови-

1 Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов / Сост. Н. И. Волошин. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 72-74.
тельных, познавательных, профессионально-деловых, спортив-ных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;

турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 ч до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;

тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;

туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу;

продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.);

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператор);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

услуги гида-переводчика - деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;

туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;

туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.


Глава 4. ВЛИЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ


В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Их сегодня можно встретить повсюду -в Париже, Лондоне, Риме, Нью-Йорке, Москве и других городах мира.
Сегодня туристская индустрия охватила не только Европу, которая является традиционным туристским центром, но и страны Америки, Африки, Азии и Австралии.

Туристская индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.
В более широком плане туристскую индустрию можно определить как межотраслевой комплекс, включающий: а) пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; б) различные специализированные туристские предприятия и предприятия отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности, транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности, капитального и дорожного строительства, местной промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих отраслей сельского хозяйства и т. д.); в) широкую сферу услуг, которыми пользуется турист.
Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма.
К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.
В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов.
В целом туристская индустрия опирается на базу природных ресурсов. Такая база должна быть аттрактивной для отдыхающих, предпочтительно обладающей нетронутой природой. Природные территории должны быть: а) соответствующих размеров для избежания перенаполнения туристами и б) защищены от различных рисков, таких, как загрязнение, отравление растениями, наличие опасных животных, насекомых. Развитие туризма должно проходить в местностях, свободных от стихийных бедствий (наводнения, засуха, оползни, землетрясения).
Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие.
Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10 % валового дохода. О высоких темпах роста доходности туризма свидетельствуют следующие данные: если в 1950 г. поступления от мирового туризма составляли 2,1 млрд долл. США, то в 1998 г. - уже 444,7 млрд долл. США.
Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как:
• увеличивает местный доход;
• создает новые рабочие места;
• развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг;
• развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах;
• активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры;
• обеспечивает рост уровня жизни местного населения;
• увеличивает валютные поступления.
Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны эко-номику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.
Интенсивный и стабильный рост международных туристских прибытий, представленный в табл. 1.1, свидетельствует о том, что с тех пор, как туризм начал развиваться, он стал доступен широким массам.
Диаграмма прибытий туристов и доход от туризма в 1998 г. представлены на рис. 1.2.
По данным ВТО, за 1998 г. ведущими странами, получившими наибольшее количество доходов от туризма, стали:
Россия пока еще занимает скромные позиции в международном туристском обмене, хотя вторая половина 90-х годов была отмечена нарастанием положительных тенденций. Они относятся как к въездному, так и выездному туризму


Глава 5. ВИДЫ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


§ 1. Международные организации

Поскольку международный туризм является отражением социально-экономических отношений в жизни отдельных стран и одновременно составной частью международных отношений, возникают необходимые предпосылки организации и управления всем комплексом туристско-экскурсионной деятельности как в рамках государств, так и на международном уровне. Эти предпосылки реализуются, в частности, в создании туристских организаций.
Туристские организации можно классифицировать по следующим признакам:
национально-территориальному: международные, региональные и национальные организации. Их деятельность имеет всемирный, региональный и национальный характер;
общественно-государственному: правительственные, общественные, частные;
по виду деятельности: регулирующие, поставщики, рыночные агенты, разработчики, консультанты, проектные организации, обучающие организации, издатели, профессиональные ассоциации, торговые и потребительские организации;
по сфере деятельности: транспортные (авиационные, автобусные, железнодорожные, автомобильные и круизные), туристские агенты, туроператоры, локальные профсоюзы.
Постоянное расширение международного туристского обмена обусловило необходимость его международно-правовой регламентации: выработки различных правовых институтов и создания специализированных международных туристских организаций.

Всемирная туристская организация ВТО (World Tourism Organization - WTO).
Всемирная туристская организация на сегодняшний день -самая известная и признанная в туристском мире. ВТО была основана 2 января 1975 г. путем преобразования неправительственного Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) в межправительственную организацию, действующую под патронажем ООН. Сейчас ее действительными членами являются более 105 государств, несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов (туристские фирмы, авиакомпании, международные организации и пр.).
Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно Всемирный день туризма проводится под определенным девизом, Каждые 4 года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной ассамблеи ВТО. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания).
ВТО преследует следующие цели:
• ускорять и расширять содействие туризма (международного и внутреннего) миру, взаимопониманию, здоровью и процветанию людей повсюду в мире;
• помогать людям иметь доступ к образованию и культуре во время путешествий;
• улучшать стандарты проживания и пребывания в менее развитых районах мира посредством помощи в обеспечении необходимой материально-технической базы для иностранного туризма и развития транспортных путей, соединяющих с данными регионами;
• расширять возможности стран, принимающих туристов, и тем самым вносить вклад в их экономику;
• выступать в роли международного агентства по координации и сотрудничеству между странами;
• предоставлять услуги членам наиболее значимых для совета национальных организаций в области туризма;
• определять темы пленумов и заседаний, а также координиг, ровать туристские интересы стран - участниц, включая как на-циональные туристские организации, так и профессиональные секторы и организации, представляющие интересы путешествующих;

• устанавливать постоянную взаимосвязь между различными, объединениями туроператоров;
• реализовывать все вышеуказанное наиболее действенным, путем.
В основном деятельность ВТО концентрируется на инфор-мативном продвижении туризма, расширении его значимости и преимуществ, опасностей, а также создании новой материалу. но-технической базы. Организация пытается упорядочить действия различных наций в туризме путем разработки и введения,, определенных принципов в области международного туризма. ВТО является основным представителем туризма в ООН и дей-ствует как самый авторитетный орган в мировом туризме. Кроме того, ВТО разрабатывает международные документы (акты), и следит за их исполнением, а также и за реализацией уже существующих правил, поощряя разрешение международных туристских разногласий.
Другие аспекты деятельности ВТО включают в себя помощь развитию стран, организации и стимулировании сотрудничества между ними в вопросах, воздействующих на туризм. Все это реализуется благодаря принятию определенных стандартов оборудования, понятий, языков, условных обозначений (например, обозначение первой помощи), чтобы облегчить общение (взаимопонимание) и пребывание иностранных туристов в чужой стране.
ВТО также выступает в качестве организации по обмену информацией и поощряет применение новых разработок и знаний в области развития туризма и реализации маркетинга. Одна из важнейших задач ВТО - исследования, которые включают в себя изучение статистики по международному туризмуs язобрете-ние новых методов измерения, прогнозирование, разработку и маркетинг - все это может быть использовано национальными.
пуристскими организациями в их деятельности. Исследовательская деятельность ведет к увеличению методов статистики.
ВТО представляет регулярный отчет о состоянии мирового туризма, который учитывает как достижения, так и препятствия для дальнейшего развития туристской индустрии.
ВТО предпринимает попытки содействовать мировому туризму через исключение или ограничение правительственного вмешательства в международный туризм, так же как и в процесс стандартизации требований к паспортам, визам, регистрациямв полиции, въездным формальностям и т. д. ВТО обеспечивает техническую поддержку развития стран, в особенности стран членов ООН. Знаменитым событием в деятельности ВТО стало провед|е-ние Всемирной конференции но туризму (ВКТ), состоявшейся в Маниле (Филиппины) с 27 сентября но 10 октября 1980 г. Ре-шение о созыве ВКТ приняла II сессия Генеральной ассамблей ВТО (май 1977 г.). На конференции были рассмотрены вопросы ответственности государств за развитие туризма (социально-экономические условия, цели и задачи, сдерживающие факторы) и такие актуальные проблемы, как человек - организатор своего отдыха; регулирование спроса и предложения; научно-техническое сотрудничество в области туризма; подготовка кадров для индустрии туризма и др. В заключительном документе нашли отражение совместно выработанные в ходе обсуждения рекомендации. Этот документ получил название Маниль-ской декларации по мировому туризму. В Конференции участвовали представители более 100 государств.... Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - IATA).

IATA - всемирная организация для всех международных авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании второй мировой войны в 1945 г. IATA представляет собой профессиональную ассоциацию авиационных компаний, осуществляющих международные рейсы. Главная ее функция -упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах. Высший орган IATA - ежегодная Генеральная ассамблея, на которой выбирается президент и исполнительный комитет. Цель IATA - реализация политики международной организации гражданской авиации (ICAO).

IATA - это содействие перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую, используя различные комби- нации маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспортных конференциях IATA, касаются не только биле- тов, но и путевых листов, документов на багаж, а также других подобных бумаг. Эти резолюции унифицируют и координиру-ют процедуры расчетов и позволяют ускорить бронирование и связь между авиакомпаниями. Организация также создала и проработала жесткий список тарифов и маршрутов. При ее со- действии стало возможным соединение воздушных трасс мно-гих частных авиакомпаний в единую систему, работающую на благо путешествующих.
Установление тарифов - одна из важнейших составляю-щих работы IATA. Необходимость согласования тарифов сре-ди всех авиакомпаний - членов IATA - это одновременно и политика, и практика, т. к. все тарифы международных авиакомпаний контролируются правительствами стран - вла-дельцев авиакомпаний. Каждая страна - хозяйка своего пространства, она может запретить или разрешить вторгнуться на свою территорию и поставить те условия, которые ее устраивают.
Конференции IATA проводятся после того, как правительств ва стран - членов организации решаются на взаимовыгодные договоренности по установлению тех перевозчиков, которые в дальнейшем будут обслуживать их территории. Транспортные конференции IATA, безусловно, являются очень важными для правительств стран - членов IATA. И плюс ко всему все правила, установленные Ассоциацией, должны быть одобрены правительствами всех стран - участниц.
Членами IATA являются 259 авиакомпаний, совершающие международные полеты. На долю этих авиакомпаний приходится около 95 % международного регулярного сообщения. Авиакомпания «Аэрофлот» является членом IATA с 1989 г., членами IATA являются также российские авиакомпании «Трансаэро», «Пулково», «Домодедовское ПО», «Внуковские авиалинии».
Для того чтобы стать членом IATA и участником конференции, авиакомпании необходимо иметь сертификат, подтверждающий регулярность перевозок данной авиакомпании, выдаваемый правительством, который подходит для членства в Международной организации гражданской авиации (ICAO). IATA является членом IСАО.

Услуги по аккредитации туристских агентств при Ассоциации предоставляются Корпорацией пассажирских услуг (Passenger Network Services Corporation - PNS).
В ходе своей деятельности IATA условно делит всю территорию земного шара на три больших региона, или конференции, и пытается добиться установления согласованных тарифов на перевозки и единых стандартов сервиса как в рамках каждой конференции, так и между ними:
1. Северная и Южная Америка и часть Тихоокеанского реп гиона к востоку от международной линии раздела дат;

2. Европа, Африка и Ближний Восток;

3. Азия, Австралия и часть Тихоокеанского региона к западе от международной линии раздела дат.
Туристские агентства участвуют в деятельности IATA череду ее специальное отделение - Международную организацию агенд тов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network -1ATAN).
Каждому турагентству, прошедшему процедуру аккредитации и соответствующему определенным требованиям, присваивается номер, служащий своего рода визитной карточкой при осуществлении расчетов с авиакомпанией и другими участниками отрасли. IATAN следит за соблюдением правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турагентств, продающих авиабилеты на международные авиарейсы, и выполняет функции связующего звена между туристскими агентствами и авиакомпаниями - членами IATA.

Международная организация гражданской авиации (Inter- national Civil Aviation Organization - ICAO).

Учреждена Чикагской конвенцией в 1944 г., работает под эгидой ООН. Деятельность ICAO основана на равенстве наций относительно деятельности индустрии воздушного транспорта. Главной задачей ICAO является развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам.
Организация ставит перед собой следующие цели:
• обеспечивать безопасность и контролировать рост и развитие международной гражданской авиации во всем мире;
• поддерживать и поощрять процессы создания и использования воздушных средств с учетом охраны окружающей среды;

• поддерживать и поощрять создание воздушных коридоров, аэропортов и различных удобств, условий для нужд международной гражданской авиации;
• как можно лучше выполнять основные требования людей к авиатранспорту: безопасность, качество обслуживания, регулярность полетов, экономичность;
• поощрять экономические меры по предотвращению необос* нованных соперничеств между авиакомпаниями разных стран; I

• убедиться в том, что права стран - участниц ICAO полное стью соблюдаются и что каждая страна имеет реальную воз* можность владеть и управлять международной авиакомпанией;?
• избегать дискриминаций между странами - членами ICAO;
• пропагандировать безопасность полетов; '
• способствовать развитию международной гражданской авиации.
Членами ICAO являются 183 государства (в том числе Poc-t сия). ICAO работает в тесном контакте со следующими органич зациями:
Международный информационный союз;
Всемирная метеорологическая организация;
Международный союз электрических сообщений (комму4 никаций);
Всемирный почтовый союз;
Всемирная организация здравоохранения;
Международная морская организация.


§ 2. Региональные организации

Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD).
OECP была образована согласно постановлению от 14 декабря 1960 г., утвержденному в Париже. В соответствии с постановлением эта организация создана для реализации целей, направленных:
• на достижение высоких темпов непрерывного экономического развития и роста, а также занятости населения, поднятия уровня жизни стран - членов ОЕСР путем контроля над финансовой стабильностью и как следствие всей этой деятельности -вклад в развитие мировой экономики;
• благоприятное влияние на целостность экономического развития как в странах - членах ОЕСР, так и в странах, не состоящих в этой организации, а также на сам процесс экономического развития;
развитие мировой торговли на многосторонней, недискри-минационной основе в соответствии с международными обяза-тельствами.
Членами ОЕСР являются: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство Великобритании, США. Туристский комитет при ОЕСР содействует развитию туризма в странах - членах организации и в Югославии (как присоединившегося члена) путем изучения проблем туризма. Туристский комитет активно способствует соблюдению стандартных определений и методов дня составления статистики и ежегодных отчетов «Туристская политика и международный туризм в странах - членах ОЕСР».

Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association - PAT A).
Ассоциация была основана в 1951 г. для развития, продвижения и содействия Азиатско-Тихоокеанским направлениям. Эта Ассоциация представляет 34 страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые объединились для достижения единой цели: добиться успехов в развитии туризма и путешествий в этом огромном регионе. Работа, проводимая этой организацией, направлена на продвижение туризма посредством программ по исследованиям, развитию, образованию и маркетингу. РАТА заработала репутацию лучшего исполнителя среди подобных международных организаций.
Члены организации обмениваются идеями, ищут разрешение проблем, принимают участие в работе над будущим туризма в Азиатском и Тихоокеанском регионах. Членов в Ассоциации около 2 тыс. Со дня основания Ассоциация стала важным источником точной и своевременной информации для своих членов из области маркетинга, исследований, разработки, образования и других видов деятельности, связанных с туризмом. Деятельность РАТА и ее долгосрочные планы проверяются и оцениваются на ежегодных конференциях Ассоциации.
Организационные комитеты по менеджменту, маркетингу, разработке и исследованиям реализуют действующие программы Ассоциации. Издательское отделение публикует множество отчетов, материалов исследований и периодических изданий.
Основное издание - «Тихоокеанские туристские новости» -ежемесячный журнал с тремя региональными изданиями, выходящий тиражом 58 тыс. экземпляров. Среди печатного материала 80 % составляют аналитические цифровые данные и фотографии.
Маркетинговые усилия РАТА направлены на индивидуальных туристов, путешествующих внутри региона. Комитет также старается расширить маркетинговые навыки с точки зрения продажи привлекательных направлений. Исследовательская работа РАТА находит отражение на еже годных конференциях по исследованиям туризма, а также в публикациях ежегодных статистических отчетов по Тихоокеанскому региону.

Секретариат РАТА расположен в Сан-Франциско (Калифорния). Основные офисы для обслуживания Азиатского региона -в Сингапуре; Тихоокеанского региона - в Сиднее; Американ-ско-Европейской части - в Сан-Франциско.


§ 3. Национальные организации

Для поддержания экономической стабильности, роста туристской индустрии и увеличения притока иностранной валюты создаются национальные организации.
Поскольку важность туризма для национальной экономики и социального процветания очевидна, то его развитие является важным шагом как для туристской индустрии, так и для путешественников. Поэтому основными видами деятельности национальных организаций являются продвижение туризма в России, а также попытки расширить сотрудничество правительства и частной индустрии.
Управление этой деятельностью в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществления управленческих воздействий. Управление туризмом на региональном уровне означает воздействие субъекта управления на объект управления.
На региональном уровне к субъектам управления туриз-мом (управляющей подсистеме) относятся Правительство РФ, Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму, местные органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму и др. (в Москве - Комитет по туризму правительства г. Москвы; в Санкт-Петербурге - Комитет по туризму и развитию курортов администрации г. Санкт-Петербурга; в Московской области - Комитет по физической культуре, спорту и туризму при администрации Московской области).

Объектом управления (управляемой подсистемой) являются туристские фирмы, процесс туристского обслуживания граждан в данном регионе и др.
Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления. Структура управления туризмом представлена на рис. 1.3.
Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте РФ должен обеспечивать:
разработку основ государственной политики в сфере туризма;

т участие в разработке законодательства РФ по туризму;
координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;
анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.
Решения Координационного комитета должны носить рекомендательный характер, его деятельность осуществляется на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.
В задачи Национальной туристской корпорации (НТК) входят:
• объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;
• создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;
строительство и реконструкция гостиниц, других турист
ских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в дейст
вие и последующая эксплуатация;
• инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;
• содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию России; продвижение совместно с Министерством РФ по физической культуре, спорту и туризму национального туристского продукта на внешний и внутренний рынки;
выполнение функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и реализация иных задач в соответствии с законодательством РФ.
Деятельность комитетов (департаментов, отделов) по туризму в администрациях субъектов определяется нормативными документами.

В мировой практике основной формой политики в облает, ти туризма является создание ассоциаций туристских фирм, агентств, туроператоров, перевозчиков, грстиниц, ресторанов.
Это связано с тем, что общественные организации более гибко, чем государственные, реагируют на изменения рынка, пожелания клиентов, более детально и профессионально разбираются в тонкостях организации процесса генерации и предоставления услуг. С учетом их предложений и требований формируется и национальная туристская политика страны. Сегодня российские туристские фирмы и агенты поняли, что на мировом рынке решающее значение будет иметь стратегия развития туризма, основанная на активном кооперировании партнеров из общественного и частного секторов.
В России для создания ассоциации туристских агентств имелись объективные предпосылки. Ощущался острый дефицит квалифицированных специалистов, отсутствовала система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, не было условий, стимулирующих приток в отрасль частных инвестиций и т. п. Недостаточно эффективная система государственного регулирования сферы туризма открыла возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей.

Российская ассоциация туристских агентств (PATА).

РАТА была создана в Москве 25 июля 1993 г. для преодоления негативных тенденций в сфере туризма и поддержки туристского бизнеса в России.
РАТА является добровольным некоммерческим объединением юридических лиц, занимающихся туристским бизнесом, и создана в целях координации их деятельности, обеспечения защиты их прав и представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях.
С 1997 г. РАТА - полноправный член Всемирной туристской организации (ВТО). РАТА имеет несколько региональных отделений: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Ярославское, Тверское, Южно-Российское (Краснодар), Хабаровское, Приморское (Владивосток), а та"кже представительства в Крыму (Симферополь) и Великобритании (Лондон).
РАТА насчитывает около 500 членов. В последнее время з структуре членов Ассоциации заметно возросла доля гостиниц, предприятий санаторно-курортного профиля, страховых компаний, рекламных агентств и туристской прессы. Появились компании, занимающиеся авиа- и автоперевозками.
В Ассоциацию входят 242 компании из 58 российских городов 26 субъектов Федерации.
При РАТА действуют Комитет по внутреннему туризму, комиссия по детскому и молодежному туризму, комиссия по вопросам страхования в туризме, а также комиссия по информационным технологиям в туризме.
Цели Ассоциации:
• защита коллективных интересов членов Ассоциации;
• влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти РФ правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Ассоциации, а также содействие ее эффективной реализации;
• противодействие монополизму в туристской деятельности;
• содействие развитию туристских предприятий, рынка тур-услуг и цивилизованных рыночных отношений в России;
• защита интересов национальных производителей туристских услуг;
• содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Ассоциации;
• представление интересов членов Ассоциации в туристских международных неправительственных организациях.
Исходя из поставленных целей Ассоциация определила основные задачи:
привлечение интеллектуальных, финансовых, организационных и иных ресурсов членов Ассоциации для наилучшей реализации профессиональных интересов;
участие в разработке государственных и местных правовых нормативных актов;
выполнение функций коллективного заказчика;
правовая защита интересов туристских предприятий - членов Ассоциации;
организация информационной, консультативной и методической помощи;
создание банков данных других информационных систем, содействующих эффективной работе членов Ассоциации;
взаимодействие с организациями, имеющими отношение к туризму, представление коллективных интересов членов Ассоциации;
представление интересов членов Ассоциации в органах государственной власти;
осуществление рекламной и редакционно-издательской, деятельности;
организация и проведение семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок с целью обмена и реализации достижений членов Ассоциации. lj Ассоциация туристских организации «ЕвроАзия».

В 1992 г. крупнейшие туристские организации и гостиничные предприятия России и стран СНГ объединились в Ассоциацию туристских организаций «ЕвроАзия». В настоящее время Ассоциация насчитывает 106 постоянных членов из 11 стран СНГ.
Основной задачей Ассоциации стало восстановление общего туристского пространства СНГ. Важным направлением деятельности является оптимальное использование имеющегося потенциала в рамках общего туристского пространства и восстановление внутреннего туризма на основе повышения качества услуг, модернизации гостиничной базы и других объектов.
Ассоциация намерена внести вклад в восстановление въездного туризма благодаря развитию туристских связей между странами.
Одними из основных функций Ассоциации являются изучение туристских рынков и интересов всех членов, определение основных направлений ценовой политики. У) Всероссийское народное туристское общество (ВНТО). -' ВНТО - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан и юридических лиц, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей, указанных в уставе.
Одна из первоочередных задач ВНТО - восстановление и развитие туристского пространства России.
Исключение миллионов людей России из туристского движения - один из многих показателей снижения уровня жизни, сокращения потребительского комплекса.
Корпоративный путь в развитии туризма изначально ставит Россию в подчиненное положение к транснациональным корпорациям, занимающим на туристском рынке подавляющие позиции. Российские туроператоры не могут составить им конкуренцию и в лучшем случае становятся их агентами. ВНТО не выступает против мирового туристского рынка, оно отказывается использовать корпоративные механизмы как ведущие в своей деятельности.
Цели Общества:
расширение народно-патриотических инициатив средствами туризма;
• содействие воспитанию граждан страны средствами туриз-ма и приобщению их к истории Родины, ее культуре и т. д.;
• реализация программы развития туризма в России;

• расширение сферы социального туризма, в основе которо-го - доступный отдых, свободное передвижение, рациональный досуг, познавательная деятельность трудящихся, слабо защи-щенных слоев населения;
• продвижение законодательной базы народного туризма -подготовка и внесение в установленном порядке на рассмотрение Госдумы проектов законов, регулирующих туристскую дея-тельность в стране;
• формирование единой методологии народного туризма, реализуемого посредством программ краеведения и обучения, практических проектов по освоению туристского пространства России, возрождению туристских маршрутов, созданию новых рабочих мест;
• учреждение и развитие героико-патриотической и историко-культурной экспедиции «Россия - Родина моя»;
• участие в совершенствовании планирования, региональной политики, технологии индустрии туризма, а также в формировании телекоммуникационных сетей, возрождении туристских маршрутов, создании новых рабочих мест;
• формирование сети учреждений профессиональной подготовки и трудоустройства специалистов туризма на многоуровневой основе и передача функций образования и обучения специалистов и персонала туризма специализированным учебным заведениям туризма;
• использование средств государственного и внебюджетного страхования для организации отдыха и туризма школьников, трудящихся, ветеранов труда, слабо защищенных слоев населения;
• проведение исследований и разработок новых туристских и образовательных технологий;
• осуществление рекламной, издательской и иной информационной деятельности и России и за ее пределами;
• создание целевых фондов поддержки небольших альтернативных программ;
проведение благотворительных мероприятий.
Структуру Общества образуют его региональные (местные) отделения, а также научные, образовательные, творческие, производственные и иные организации и фонды, входящие в его
состав.

Руководство Обществом осуществляют: совет, ревизионные комиссии, исполнительная дирекция, секретариат, дирекция региональных программ, дирекция социальных программ и другие структурные образования.
В рамках ВНТО действует система профессиональных ассоциаций (гильдии экскурсоводов, краеведов, ассоциации музеев, туристских клубов), которые заключают коллективные договоры с ассоциацией туроператоров на формирование туристского продукта и условия его распространения на рынке, а также договоры с ассоциациями потребителей (детскими фондами, клубами молодежи, ветеранов, студенческими ассоциациями) на абонементное обслуживание в режиме социального партнерства. ВНТО представляет скидки и гарантии участникам договоров и ассоциаций.

Российская гостиничная ассоциация (РГА). РГА -общественная некоммерческая организация, объединяющая предприятия, занимающиеся гостиничным бизнесом. Учредителями РГА являются ГАО «Москва», РАТА, АО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга» и др.
РГА является членом ВТО и Международной ассоциации гостиничного и ресторанного бизнеса (IH & RA).
Основные цели РГА:
• содействие развитию отечественной гостиничной индустрии, гостиничных предприятий, рынка гостиничных услуг, активному продвижению их на внутреннем и международном рынках;
• установление и поддержание корпоративных отношений, способствующих расширению деловых и профессиональных контактов;
участие в разработке и реализации национальных и международных программ и проектов в гостиничной сфере. Основными задачами РГА признаны:
защита интересов национальных производителей гостиничных услуг;
представление интересов российского гостиничного бизнеса и членов Ассоциации в органах представительской власти РФ, в других, в том числе региональных, органах государственной власти, в национальных и международных организациях, связанных с гостиничной индустрией и развитием международной туристской деятельности;
противодействие монополизму в гостиничной деятельности, поддержка предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в гостиничном бизнесе;
рекламно-информационная, издательская, конгрессная и выставочная деятельность, реализация совместных программ и проектов, способствующих повышению конкурентоспособности и продвижению гостиничных услуг;
содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Ассоциации.
В РГА входят около 50 гостиниц из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ярославля, Сочи, Рязани и др. ;' Ассоциация гостиниц и туристских организаций «Мос-туротель».

Ассоциация создана в апреле 1993 г. в Москве, в число учредителей вошли гостиницы «Россия», «Украина», «Москва», «Белград», «Ленинградская», «Националь», АО «Отель Советский», АО «Мосинтур», АО «Транс-Спутник», ВАО «Интурист» и Высшая коммерческая школа.
Целями Ассоциации являются: содействие развитию делового сотрудничества с гостиницами, туристскими организациями и предприятиями на территории Москвы, государств, входящих в СНГ, и других зарубежных государств, установление и расширение контактов, укрепление дружественных и культурных связей между народами.
Главные задачи Ассоциации:
• координация совместной деятельности гостиниц и туристских предприятий, организаций, акционерных обществ и фирм по развитию всех видов туризма и организации поездок туристов из СНГ в другие страны;
• обеспечение их взаимодействия для осуществления проектов по развитию индустрии туризма, совместных программ по исследованию туристских рынков, организации рекламных компаний;
• расширение сотрудничества и связей в сфере международного туризма между странами СНГ и зарубежными государствами на основе принципов равноправия и взаимной выгоды;
• обеспечение юридической защиты прав и интересов своих членов в работе с инофирмами, государственными, общественными и частными организациями, а также прав и интересов потребителей туристских услуг.
Создание международных, региональных и национальных организаций вносит огромный вклад в развитие туризма. Международные туристские организации представляют государственные интересы стран мира и содействуют развитию мирового туризма. Отдельные страны, регионы, области создают свои туристские организации регионального характера для развития и продвижения туризма в своих регионах. Организации проводят статистические исследования и сбор различной туристской информации, позволяющей проанализировать туристскую отрасль в регионе. И наконец, национальные туристские организации создаются с целью содействия развитию туризма как важного сектора экономики страны.


§ 4. Современное состояние международной туристской деятельности

За послевоенные годы международный туризм приобрел широкие масштабы. Международные туристские связи стали составной частью общего процесса интернационализации социально-экономических отношений. К настоящему времени во многих странах сформировалась и довольно стабильно развивается индустрия туризма.
Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвует в обслуживании туристов. Среди туристских организаций выделяются туроператоры, занимающиеся производством туристского продукта, а затем реализующие его через туристские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли.
Возникновение бизнеса туроператоров связано с тем, что при увеличивающихся возможностях предложения гостинично-рес-торанного обслуживания, а также в связи со строительством новых крупных туристских и курортных центров турист, купив тур? включающий только размещение и питание, не имеет возможности отдохнуть полноценно. Очевидно, что более значительные суммы денег расходуются туристами на досугово-раз-влекательные мероприятия. Кроме того, туристы не прочь заняться спортом, получить дополнительные курортные, бытовые и другие услуги. Вовлечение организаций, предприятий и фирм, предоставляющих такие услуги, в сферу туристского обслуживания, комплектация разнообразных тематических туров со специальным набором услуг - одна из основных задач туристского предпринимательства. В международном туризме действует множество туроператоров. В настоящее время такие фирмы представлены на рынке в виде мелких, средних предприятий, а также в виде крупных корпораций.

В настоящее время наблюдается активное проникновение капитала отдельных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого рынка Европы, предусматривающего свободное движение капиталов, этот процесс пойдет еще интенсивнее. Особенно высок процент иностранного участия в туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании. Напротив, французские, итальянские и английские компании демонстрируют нежелание пускать на свой рынок «чужих».
Наиболее широко распространили свое влияние немецкие туроператоры, контролируя ряд крупнейших фирм за пределами своей страны. К примеру, концерн «ТУИ» имеет дочерние компании «Терра райзен» в Австрии и «Амбасадор туре» в Испании, совместное предприятие с австрийской национальной авиакомпанией - бюро путешествий «Туропа». Концерну принадлежит 40 % акций в компании «Арке райцеп» (Нидерланды) и 46 % во французской «Хорус туре». Оборот «ТУИ» в настоящее время достиг свыше 5 млрд немецких марок.
Второй крупнейший концерн Германии - «НУР-туристик» (оборот свыше 3 млрд немецких марок) - владеет одноименными дочерними фирмами в Голландии, Австрии, Бельгии и имеет 25 % акций испанской фирмы «Ибероджет».
Среди других известнейших туроператоров можно назвать: «Америкэн Экспресс», «Карлсон» (США); «Томсон туропе-рейшн», «Оунерс эброад групп», «Айртурс», Туристское агентство Кука (Великобритания); «Нувель Фронтьерз», «Клуб Медиттеран», «Вояж» (Франция); скандинавские компании: «Спайс», «Нордиск»; швейцарские: «Интерхоум», «Куони» и многие другие.
Наравне с туроператорами в развитых туристских странах действует множество турагентств, охватывая большой потребительский рынок, составляя друг другу рыночную конкуренцию.
В настоящее время среднее соотношение количества турагентств к количеству жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в районе показателя 1/10000. Это довольно высокий показатель: на 1 тыс. жителей - одно туристское бюро. Например, в Великобритании этот показатель составляет примерно 1:10 тыс., в США - 1:14 тыс., в Бельгии - 1:10 тыс., в Нидерландах - 1:13,5 тыс. Такой показатель признан оптимальным, так как, с одной стороны, достаточно широкая сеть турагенств делает рынок туристских продаж рынком потребителей, а с другой стороны, конкуренция, достаточно жесткая, все же не принимает слишком сложные формы.
Еще одной характерной особенностью туристского рынка на современном этапе является концентрация производства путем укрупнения отдельных производственных единиц и сосредоточения в рамках монополистического объединения большого числа предприятий.
Примером концентрации производства в туризме является возникновение гостиничных цепей. Образование гостиничных цепей играет свою определенную роль, оно позволяет продвигать на мировой рынок гостиничных услуг высокие стандарты обслуживания, а также способствует поддержке гостиничного обслуживания туристов.
Большое количество международных гостиничных цепей принадлежит США. Например, цепи класса люкс: «Hyatt», «Hilton», «West Inn», и цепи среднего класса: «Holiday Inn», «Marriott», «Sheraton», «Ramada».
Кроме американских гостиничных цепей в мире известны такие цепи, как «Ассог» (Франция), «Transthousc Fort» (Великобритания), «Club Meditrans» (Франция), «Gionp Sol» (Испания).
Концентрация производства в туристской индустрии способствовала применению электронно-вычислительной техники и внедрению автоматизации в управление. Сегодня автоматизированные системы используются при бронировании гостиничных номеров, авиационных и железнодорожных билетов, прокате автомобилей и других услуг, необходимых во время путешествия. Использование автоматизированных систем управления привело к снижению себестоимости за счет сокращения административных и управленческих расходов, а также упрощения процедуры бронирования.
За последние десятилетия наблюдались значительные изменения в туристской отрасли мира. Так, например, в 1950 г. было отмечено 25,3 млн прибытий в мире, а в 1995 г. - уже 600 млн прибытий. К настоящему времени туризм получил значительное развитие во всем мире. Правда, в различных регионах его рост был неодинаковым. Динамика развития мирового туризма по регионам мира в 1996-1998 гг. представлена в табл. 1.2.
Несмотря на кризис, мировой туризм продолжает устойчиво развиваться. В международном туризме существуют две тенденции: его подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке.
Согласно данным за 1998 г., наиболее сильно экономический кризис сказался на туризме в Восточной Азии и Тихоокеанском
регионе: международные туристские прибытия здесь снизились на 1,2 %, а доходы сократились на 4 %. Сократились потоки как делового туризма, так и туризма с целью отдыха в связи с беспорядками на местных валютных биржах и политическими проблемами, охватившими некоторые страны.
Нестабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов: увеличилось число поздних бронирований, а расходы во время отдыха уменьшились.
По туристским прибытиям самым быстро развивающимся регионом мира стала Африка, где рост числа прибытий составил 7,5 %. Резкое увеличение туристских показателей преимущественно объясняется ростом потоков туристов - любителей природы в Южную Африку и европейских посетителей в Северную Африку. На Ближнем Востоке отмечен самый высокий рост поступлений от туризма - 6,4 %.
Туристская индустрия Европы развивается в унисон с общей тенденцией экономического роста в регионе. Здесь отмечен рост турприбытий на 3,6 %. На туристские показатели повлияли некоторые события мирового масштаба, в частности проведение чемпионата мира по футболу во Франции и выставка Экспо'98 в Португалии.
Показатели туризма в регионе Северной и Южной Америки увеличились только на 1,4 %. Это объясняется в первую очередь снижением туристского потока в США, на долю которого приходится 3/4 всего объема туризма в регионе.
Итак, в результате анализа современного состояния мировой туристской индустрии можно сделать следующие выводы:
• несмотря на политический и экономический кризис, в туристском секторе отмечается рост показателей туристской деятельности;
• наблюдается большая конкуренция среди регионов в привлечении туристов;
• происходит активное продвижение капиталов отдельных туристских компаний на зарубежные рынки;
• происходит концентрация товаров и производства услуг в туризме;
• в туризме активно используется компьютерная техника.
В связи с этим можно наметить основные черты развития туризма в предстоящее первое десятилетие XXI века:
дальнейший рост показателей международной туристской деятельности;
• постоянное влияние экономической и политической ситуации в мире на туризм;
• определяющими факторами туризма станут социодемогра-фические изменения, электронная информация и коммуникационные системы;
поляризация деятельности туристских операторов, занятых как глобальным, так и средним и малым бизнесом;
одним из самых популярных регионов пребывания, видимо, станет Южная и Юго-Восточная Азия. В рамках этого потока будет усиливаться роль международного туристского сектора России как центра транзитного обслуживания туристов из За падной Европы, а также сегмента выездного туризма из России в указанные регионы


Глава 6. ОСНОВНЫЕ СЕГМЕНТЫ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РОССИИ


§ 1. Индустрия транспорта

Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. К сожалению, в настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики на рынке транспортных путешествий сами определяют цены на туристские услуги.
Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права, к сожалению, вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок.
До 1991 г. в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного туризма.
Рыночные отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привело к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству.
Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки, а также с введением пограничного сбора и другими факторами.
По данным Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму, в России к 1997 г. распределение потока туристов по видам транспорта значительно изменилось
По данным Госкомстата РФ, общий поток иностранных туристов, прибывших в 1998 г. на различных видах транспорта в Россию, составил 16,2 млн человек, в том числе на автомобильном транспорте - 6,2 млн человек, железнодорожном транспорте - 5,5 млн человек, авиационном транспорте - 2,7 млн человек, морском транспорте - 819,9 тыс. человек, пешком -933,7 тыс. человек.

Авиаперевозки.

В последнее время в нашей стране получили большое развитие авиационные туристские перевозки.
Гражданская авиация в России развивалась с 20-х годов. 9 февраля 1923 г. был создан Совет по гражданской авиации. В 1930 г. образован единый государственный орган - Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, с 1932 г. «Аэрофлот». На долю «Аэрофлота» приходится 2/3 всего объема международных авиаперевозок.
В 1964 г. было создано Министерство гражданской авиации. Основные задачи министерства: решение внутриотраслевых проблем материального и кадрового обеспечения; согласование перспективных проектов строительства новых самолетов; представительство в правительственных органах.
В 1970 г. СССР стал равноправным членом ICAO в лице Министерства гражданской авиации, а после распада СССР Россия подтвердила свое членство в данной международной организации.
В 1991 г. стала распадаться система «Аэрофлота». Организация распалась на несколько авиакомпаний. В этом же году была создана Национальная авиационная ассоциация России. Задачей Ассоциации является формирование единой системы управления авиацией общего назначения и регистрация самолетов и аэродромов.
В начале 90-х годов создана Федеральная авиационная служба России (ФАС). Цель организации:
• регулирование гражданских авиаперевозок в России;
• контроль за перевозками;
• выдача лицензий.
В целях проведения активной промышленной и внешнеэкономической политики, а также стимулирования развития рынка воздушных перевозок Президент РФ 18 мая 1995 г. издал Указ о создании финансово-промышленного объединения - Российского авиационного консорциума. Основная цель создания Консорциума - формирование рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок на базе авиационной техники отечественного производства.
В состав Российского авиационного консорциума вошли следующие акционерные общества:
• Ульяновский авиационный промышленный комплекс «Авиастар»;
• Авиационный научно-технический комплекс им. А. Н. Туполева;
• АО «Пермские моторы»;
Наибольшее число гостиниц расположено в центральной части России, немалую долю из них занимают гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга. Так, в Москве гостиницы насчитывали

в среднем 203 номера на 359 мест каждая, в Санкт-Петербурге -203 номера на 375 мест каждая.
За последние годы получила широкое распространение практика сдачи общей площади в аренду.
В целом в России от общего числа гостиниц в городской местности находится 66 % и в сельской местности - 34 %. По форме собственности 60 % гостиниц, расположенных в городской местности, - это предприятия, принадлежащие местным органам власти, и гостиницы, находящиеся в российской собственности в составе смешанной собственности (без иностранного участия). В сельской местности 51 % гостиниц находится в руках частных владельцев. Общее распределение гостиниц по формам собственности в 1997 г.

Коэффициент загрузки по России в целом находится на уровне 39 %, при этом в гостиницах Москвы -
64 %. Для сравнения приведем коэффициенты загрузки по регионам мира: Европа - 61 %, Северная
Америка - 65 %, Азия и Австралия-70%.
.. 78 -

С 1992 г. наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда, но особую тревогу вызывает наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регионов России.

Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой в
стране. Происшедшие в последние годы коренные изменени

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...