Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мифы Древней Индии во времени и пространстве 6 страница




 

[107] Сиддхи считалась олицетворением искусства и колдовства (майи).

 

[108] Джамбудвиппа – материк, примыкающий к горе Меру и включающий девять областей, в том числе Вхаратаваршу (Индию). Он получил название от фантастического дерева «джамбу», чьи плоды при падении на землю образуют реку целебного сока, исцеляющего от старости и болезней.

 

[109] Киннары – прислуживающие Кубере существа то в облике людей с конскими головами, то птиц с человеческими головами.

 

[110] Кальпа (доел, «порядок», «закон») – согласно индуистским мифам, сутки (день и ночь) Брахмы, 24 тысячи божественных лет, 4 320 000 000 – человеческих.

 

[111] В более поздних мифах Шеша рассматривается как иллюзия Вишну или как часть его самого. Инкарнацией Шеши считается старший брат Кришны Баларама.

 

[112] Амрита («бессмертная») уже в «Ригведе» помещалась среди вод и считалась напитком или пищей богов. Сходный мотив имеется в германской мифологии. У греков Амброзия также дочь Океана.

 

[113] Белому коню, родившемуся из океана, соответствует греческий Пегас (отгреч. реде – «источник», «поток»), родившийся у истока океана от Посейдона и Медузы. Согласно другому варианту мифа, родился не конь, а слон Айравата.

 

[114] Дханвантари (доел, «двигающийся по дуге») –первоначально – солнечное божество. В некоторых мифах он – воплощение Вишну. Дхванвантари приписывался древнейший индийский трактат по медицине.

 

[115] Повествование о жертвоприношении змей выходит за рамки главного сюжета «Махабхараты» –войны Пандавов и Кауравов – и имеет в своей основе конфликт между брахманизмом и арьями, с одной стороны, и местными племенами с их магическими культами– сдругой. Наги представлены в образах змей, подобно тому как в «Рамаяне» принявшие брахманизм племена Южной Индии изображаются не иначе как в виде обезьян и медведей. Главный герой сюжета о жертвоприношении змеи брахман Астика, по отцовской линии арий, отшельник, поселившийся в местах обитания нагов, а по материнской – исконный житель, добивается прекращения жертвоприношений и тем самым примирения между враждующими сторонами. Время действия сюжета совпадает с эпохой проникновения арьев в Восточную Индию, когда большая часть местного населения обитала в джунглях, а арьи в прибрежных долинах. Отождествление нагов со змеями, возможно, связано с тем, что змея была их тотемом. Не исключено, что результатом примирения пришельцев с местными племенами было проникновение в мифологический мир последних змеиных образов Шеши, служившего ложем для Вишну, благого змея Васуки, «дяди» Астики, использовавшегося в качестве мутовки при пахтанье океана. Змея также обвивает шею Шивы и служит оружием его сыну – богу Ганешу.

 

[116] Заговорам против змей посвящена целая книга «Атхарваведы». Стихотворные строки написаны по их мотивам.

 

[117] Урваши (санскр. «рожденная из бедра»), впервые упомянутая в «Ригведе», – в постведийских мифах, как и другие апсары, дочь Брахмы; по другой версии – дочь мудреца Нараяны, аватары Вишну. Вступив в спор с самим Индрой, мудрец Нараяна решил доказать, что может порождать самые прекрасные существа. Он посадил себе на бедро лотос, из которого вырастил Урваши и подарил ее Индре.

 

[118] В этом сюжете соединены миф о добывании священного огня с рассказом о судьбе второго царя Лунной династии, полюбившего прекрасную небесную нимфу. К нему и Урваши мифологическая традиция возводила шестерых сыновей, ставших царями.

 

[119] Духшанта – царь из рода Пуру.

 

[120] Канва –легендарный риши, которому приписываются некоторые гимны «Ригведы».

 

[121] Вишвамитра – легендарный мудрец, упоминаемый в «Ригведе». Он родился кшатрием, но ценою суровых подвигов достиг положения брахмана.

 

[122] Менака – небесная апсара, посланная Индрой, чтобы отвратить Вишвамитру от подвижничества.

 

[123] Брак по способу гандхарвов был основан на взаимной любви и совершался втайне, без ведома родителей и совершения обряда.

 

[124] Бхарата (букв, «воспитанный», «взлелеянный») – родоначальник рода, истории которого посвящена «Махабхарата».

 

[125] Маричи («мерцающий огонек») – звезда из созвездия Большой Медведицы.

 

[126] Прачутасы погрузились на дно Океана для молитв об увеличении рода человеческого и вернулись на землю после того, как Вишну обещал им выполнить их пожелание. От брака десяти царевичей с Маричи родился Дакша, который иногда отождествляется с Праджапати.

 

[127] Кришна посещает Пандавов дважды. Клятва отомстить Кауравам им дана во время первого посещения леса вскоре после злосчастной игры.

 

[128] Кришна представлен в «Махабхарате» двояко – как бог, воплощавший на земле Вишну, и как вождь ряда племен.

 

[129] Колесница или упряжка в индийской религии – это символ жизни. Возница (сута) тем самым – духовный руководитель.

 

[130] За этими намеками стоят давние, свойственные уже «Ригведе», представления о «тайном», «сокрытом», «сокровенном», «непонятном» языке богов, раскрываемом при их общении с людьми. Но это также язык откровений, используемый самими певцами гимнов.

 

[131] Колебания Арджуны благодаря вмешательству Кришны и его философии действия были недолгими. Но насколько же выше и достойнее героя причина этих колебаний, чем у отказавшегося от сражения гомеровского Ахилла. Это не личная выгода или обида, а соображения гуманности, благодарная человеческая память.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...