Основные направления религиозной философии 12 глава
к отделению иудеев от самаритян - так стали называть приверженцев иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского пленения (586 - 538 до н.э.). Ортодоксальные равнины до сих пор не признают за- конности брака евреев с неевреями. С одной стороны, очертив круг своих потенциальных сторонников представителями одного народа и установив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание. За длительную историю суще- ствования еврейской религии лишь Химьяритское царство в Южной Аравии в 517 - 525 гг. и Хазарский каганат в VIII в., население ко- торых не было еврейским, провозгласили иудаизм своей государствен- ной религией. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма безусловно явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ, как народ-мессию, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на земле с целью установления царства мира и справедливости. Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н. э. наряду с процессом разложения родового строя у части еврейских племен на смену широко распространенной среди народов Древнего Востока кос- могонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом. Возможно, не мифические, а вполне реальные библейские патриархи (Авраам, Исаак, Иаков) начали вести борьбу с
политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан и появления у них первых государственных институтов (II в. до н. э.) соотношение между мифологизированным язычеством и новой моно- теистической верой явно склоняется в пользу последней. Племенной
союз (завет) с Богом Яхве нашел свое выражение в "десяти заповедях", дарованных, согласно библейской традиции, пророку Моисею на Синайской горе. "Десять заповедей" обязывали евреев соблюдать весь- ма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы (да не будет у тебя других богов перед ликом Моим, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать твою и т.п.). Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводился шатер (скиния), где размещался ковчег завета, символизировавший земное местонахождение Бога. Лишь с образованием централизованного Из- раильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 г. до н. э. ковчег завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н. э. сыном Давида царем Соломоном (царь 965 - 928 до н. э.) были возведены царский дворец и храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием священников (коханим) и их помощников (левитов), которые вместе с царской знатью составили господствующую верхушку утвердивше- гося в Ханаане рабовладельческого строя. После отделения в конце X в. до н. э. от Иудейского царства с культовым центром в Иерусалиме Израильского (северного) царства появляются новые места отправ- ления культа Яхве. Однако многобожие у евреев просуществовало еще несколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639 - 608 до н. э.) от 622 г. до н. э. об отмене культов всех других богов, кроме культа Яхве. После захвата в 586 г. до н. э. Иудеи (еще раньше Самарии) вой- сками Навуходоносора (царь Вавилонии в 605 - 562 до н. э.) начина- ется рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские колонии (диаспора). Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии, где в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой в иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в за- гробное царство, бессмертие души. В то же время в годы вавилонского
пленения усилилось стремление к освобождению, и иудаизм стал идей- ной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности, принявшей форму движения к возврату на землю библейских предков с целью воссоздания иерусалимского храма. Во главе "собирания" евре- ев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие. В восстановленном в V в. до н. э. иудейском теократическом государстве Тора была обязательным законом. Эллинистическое влияние, особенно усилившееся после захвата Палестины в 322 г. до н. э. Александром Македонским (356 - 326 до н.э.), привело к тому, что большая часть евреев, расселившихся в странах Восточного Средиземноморья, не знала иврита - языка Торы. Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах
на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название Септуагинта. Полностью процесс канонизации Танаха в Иудее и в диаспоре был завершен около 100 г. н.э. Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением многих палестинскик городов, в том числе и второго иерусалимского храма (70 н. э.), массовыми гонениями на евреев. В этих условиях борьба против римского господства принимает религиозные формы, а в самом иудаизме возникло несколько религиозно-политических те- чений, наиболее крупными из которых были фарисеи, саддукеи и ессеи, что явилось отражением расслоения еврейского общества Иудеи на различные имущественные и сословные категории. Освободительная борьба евреев против Рима дала толчок распространению идей иудаизма среди других народов. Талмуд Поражение евреев в Иудейской войне 66 - 73 гг. н. э., а также подавление антиримского восстания Бар-Кохбы в 135 г. обусловили массовую депортацию иудеев из Палестины и расширение географической зоны их расселения. Важ- ным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога, ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народ- ных собраний, на которых решались важные политические и граж- данско-правовые вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческое сословие утрачивает господствующее положение, и руководство сина-
гогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы - раввинам. Институт раввината с самого начала не имел иерархии, и приобретение звания раввина зависело от личных способностей, знания Торы и умения ее истолковывать. В конце II - начале III в; самым авторитетным раввином Па- лестины Иегудой га-Наси (вторая половина II в. - начало III в.) на основе многочисленных комментариев таннаев (законоучителей) к Торе был составлен сборник правовых норм, получивший название Мишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха (Закон) и Агада (Предание) - собрание рассказов и притч, поясня- ющих фрагменты из Танаха и Галахи. В IV - V вв. аммораи (тол- кователи) добавили к Мишне новые законодательные положения. Этот труд был назван "Гемара" (Завершение). Гемара вместе с Мишной составили Талмуд (Учение). Различают Талмуд иерусалимский, со- ставленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в диас- поре. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. Однако очень скоро большинство его предписаний перестало действовать либо по причине их архаичности (например, закон о жертвоприношениях), либо в силу того, что они были вытеснены законодательными актами тех стран, где жили евреи. Начиная со средних веков и вплоть до
наших дней большинство евреев соблюдают лишь один из разделов талмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд). Самые значительные из них: шаббат (суббота) - время отдыха и за- прета на любую деятельность; йом - киппур (день всепрощения) - суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) - праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот - праздники, посвященные сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) - праздну- ется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге. Многие евреи соблюдают также обряды инициации - обрезание мальчиков на восьмой день после рождения и церемонии бар-мицва и бат-мицва, освящающие вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Все
же многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, пище- вые запреты и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются толь- ко немногими ортодоксально настроенными верующими евреями. Основные направления Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направ- ления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зача- стую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому направлению относятся, например, караимы), и 2) модернистское, представители которого выдвинули свои варианты приспособления иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так, в странах Арабского Халифата в X - XIII вв. под влиянием исламской и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи рационалистического толкования иудаизма [Саадия Гаон, (892 - 942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол (1021 - ок. 1050), Иегуда га-Леви (ок. 1075 - 1141) и др.]. Наряду с рационалистической шко- лой развивались мистические направления - Мэркава (Божья Ко- лесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинно- го смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное вы- ражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма в средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула инквизиции. В XII - XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей пре- обладающим мировоззрением становится система философских взгля- дов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно в Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каб- балистов - "Зохар" ("Сияние"). Каббалисты исходили из того, что в Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские воп- росы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетий они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципах философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники
уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистиче- скому созерцанию. Каббалисты этого направления после интенсивных, специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние экстатического транса, которое в их представлении символизировало приобщение человека к божественному откровению. Хотя сторонники традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался ана- феме. Так, на редкость привлекательные в XVII - XVIII вв. идеи каб-
балиста Саббатая Цви (1625- 1676), объявившего себя мессией, вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства раввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общины иудаистов. Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма2 в XVIII - XIX вв., который в это время становится доминирующим течением • еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Соглас- но хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповеди Торы), при жизни способен стать цадиком - хранителем божествен- ных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт - ум. 1760) был первым, кто начал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым язы- ком идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире, элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму. Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма и даже возглавил так называемое движение "митнагдим" ("противо- стоящие"), которое ставило своей целью отлучение хасидов от иудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий ав- торитет в широких народных массах, что оба течения скоро смирились друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий. С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне социально-политических и духовных перемен, связанных с эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические ответвления этого движения получили собирательное название - реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представля- ющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и реформистским направлениями в иудаизме. С конца прошлого - на- чала нынешнего столетия приобретает влияние сионизм - явление еврейской общественной мысли, представляющей собой политизацию иудаизма. В основе сионизма лежит идея еврейского государства. Иудаисты не имеют единого координационного центра, однако с обра- зованием Израиля это государство становится центром притяжения для верующих-иудаистов всех направлений и течений. Своеобразие ориентации отдельных групп в иудаизме связано и с наличием различных этнических общин в еврейской среде. Начиная
со средних веков евреи селились в Палестине и жили автономными общинами в четырех городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате. Еврейское население этого времени состояло в основном из сефардов - выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Бал- канских стран, В позднее средневековье, новое ж особенно новейшее время наблюдается устойчивый рост ашкеназийской общины - выход- цев из Европы, Америки, Австралии и ЮАР. В период османского вла- дычества в Палестине (1517 - 1917) обе общины существовали за счет халуки (средства, собиравшиеся среди верующих диаспоры и посту- павшие в Палестину для поддержания еврейских богомольцев на свя- той земле). Сефардская община была признана турецкими властями, в то время как ашкеназы считались иностранными подданными, одна- ко, как и сефарды, обладали своими раввинатскими судами, религиозными школами, синагогами. С началом британского ко- лониального управления в Палестине в 1921 г. был избран Верховный раввинатский совет, возглавляемый двумя главными раввинами- аш- кеназийским и сефардским. Традиция общинного двоевластия в Вер- ховном раввинате сохраняется до наших дней. Отправление культа у сефардов, образ их жизни, многие обычаи и традиции, в том числе и язык" несколько отличаются от ашкеназийских. Собственных общинно-религиозных традиций придерживаются йеменские и не- мецкие евреи, общины самаритян и караимов. Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно офор- мленного статуса государственной религии, его институты финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторга- ется в светские области. Главной религиозно-политической партией, представляющей интересы раввината в парламенте (кнессете) и в правительстве, является Мафдал (национально-религиозная партия). В городах и поселках Израиля действуют 200 религиозных советов (моацот датиот); 450 раввинов, находящихся на государственной служ- бе, ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом (система религиозных правил хранения, приготовления ж употребления пищи), ведут соответствующую работу в армии. В десяти городах страны: действуют 24 раввинатских суда. Особенно сильные позиции Верховный раввинат удерживает в системе образования Израиля. Хотя религиозные школы (ешибот) со- ставляют 17% от числа всех среднеобразовательных учебных заве- дений страны, четвертая часть учебного времени во всех израильских школах отводится на изучение религиозных дисциплин. Квалифицированные кадры для религиозных институтов готовятся в основном в религиозном университете им. Бар-Илана, а также на факультетах иудаистики в Еврейском университете Иерусалима.
Глава VIII БУДДИЗМ Буддизм - самая древняя мировая религия. Он возник в середине I тысячелетия до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Вос- точной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается около 700 млн. человек. Возникновение буддизма В середине VI в. до н. э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Се- верной Индии брахманизма. Эта религиозная система, восходившая к племенным культам древних арьев и признававшая высшим ав- торитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний - Веды, соче- тала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаические социальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принад- лежности к социальной группе, в первую очередь к сословию-варне. Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие - реально или номинально - к арьям. Их считали "дваждырожденными", но да- же и они были бессильны перед возникавшими отношениями собст- венности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более смещалась в соседскую общину, неоднородную в социальном, этниче- ском и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась вой- ском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия, Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этно- сов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но не включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахман- скую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуально приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших го- сударствах. Распадались родовая организация, традиционные связи. Распад основной производственной ячейки - большой патриархальной семьи - и переход к земледельческой соседской общине подрывал власть пле- мени и требовал нового механизма социального регулирования и защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности. Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из мира аскетами. Их активное противостояние существующему миропо- рядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широких масс населения, что, в свою очередь, заставило внимательно пригля- дываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам но- вых идей крепнущую новую элиту.
На северной окраине индо-арийского культурного ареала, в пред- горьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личчхавов, Вриджи - арьянизированных, но политически оппозиционных ар- хаичным элитам и центральным структурам, со слабым влиянием брахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Именно здесь, в среднем течении Ганга,чаще появлялись, активнее выступали и привлекали больший интерес мудрецы, учителя, школы, предла- гавшие свое видение мира. Среди нескольких основных направлений наибольшее влияние приобрел буддизм. • За легендарной фигурой основателя буддизма, кажется, скрывается реально существовавший персонаж. Предание гласит, что знатный член племенного образования Шакья - царевич Свддхартха Гаутама (из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед бесконечной че- редой перевоплощений души. Этическое истолкование священных тек- стов, а также интуитивные методы познания оставались в рамках традиционного брахманского мышления и не удовлетворяли его, пос- кольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей космического воздания - кармы, определяющей судьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой ("буддха" - просветленный). Именно Будде Шакьямуни ("мудрецу из племени шакьев") удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть стра- дание, от страдания можно спастись, есть путь спасения - этот путь нашел и описал Будда. Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тща- тельно разработанными в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком - санскритом. Их размышления в общем вписывались в идейно-культурный фон брахманизма и вклю- чали: принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), дол- га, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный "праведный" путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спа- сению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этом пути - повышение статуса будущего рож- дения - была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишен- ных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа брахманов признавать за "единождырожденными" права на участие в культе. Главная же цель буддиста - выход из цепи перевоплощений.
Идеи первоначального буддизма способствовали его распростра- нению. В III в. до н.э. Ашока (ок. 268 -- ок. 231/232 до н.э.), правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровите- лем буддийского монашества - сангхи и защитником этических норм буддизма - дхармы и тем самым укрепил центральную власть империи в соперничестве с местными элитами. На проведенном под контролем государства III Соборе в Паталипутре начался процесс ка- нонизации учения. Утвердилось представление о "трех драгоценно- стях" буддизма: учителе - Будде, учении - дхарме, хранителе истины - сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, ко- торый указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Клю- чевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего весь путь к нирване или большую его часть - архата или бодхисаттвы. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало его приспособление к местным условиям, освоение местных культов. Основные идеи Учение буддизма изложено в ряде ка- и направления буддизма нонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон "Типитака" (или "Трипитака" - "Три корзины"). По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или "потоков" нематериальных частиц - дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т. д. После распадения соответствую- щего сочетания наступает, смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих стра- дания, означает достижение нирваны - состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни. Основу учения составляют "четыре великие истины", которые, сог- ласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его "прос- ветления". Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2). причина всех страданий - желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, "погашением" последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам "правильного поведения" и "правильного знания". "Правильное поведение" означает жизнь в соответствии со следу- ющими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дур- манящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам за-
прещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели, пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом ж серебром; а также есть после полудня. "Правильное знание" подра- зумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию. "Правильное поведение" и "правильное знание" позволят человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны. По, буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда (он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам по себе), а также бодхисаттвы - существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, помогая людям обрести спасение. Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований неиндийских народов, принявших буддизм. Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его рас- пространения, оформились к началу нашей эры в два направления: "узкий" путь спасения - хинаяна и "широкий" - махаяна. В хиваяне путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское состояние; соответственно возрастала роль совершенствования в учении, коллективного знания; относительно простой была обрядность, менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника является архат, т. е. человек, добившийся освобождения от всего мирского путем ухода в монашескую общину - сангху. Крайний аскетизм отличает обрядо- вую сторону хинаяны. В махаяне допускалась возможность спасения мирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисат- твы; соответственно возрастала значимость молитвы, эмоциональной, иррациональной связи с высшими существами, обряда, усложнялся пантеон. Если в III - I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами Индии в южном и юго-восточном направлениях в основном в форме учения хинаяны, то с рубежа нашей эры начинается его движение на север, северо-запад, а затем ж на северо-восток, причем в форме махаяны. Этому способствовало объединение на несколько веков в единой Кушанской державе Северной Индии, Средней и Центральной Азии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на Дальний Восток, где обрел вторую жизнь. В самой Индии, выдержав конку- ренцию в соперничестве с типологически близкими учениями и шко- лами, такими, например, как учение адживиков или религия джайнизма, буддизм начал быстро вытесняться индуизмом, претер- певшим существенные изменения, многое заимствовавшим от буддизма, а главное - прочнее связанным с укрепившимся в Индии кастовым строем. Буддизм исчез на века из Индии под ударами му- судаШнсшх завоевателей, целенаправленно разрушавших последние
оплоты буддийской учености - монастыри-университеты. Уцелевшие монахи, спасая себя и драгоценные рукописи, бежали в Непал и Тибет, Буддизм в Шри-Ланке Утверждение буддизма в Шри-Ланке в каче- стве государственной религии и создание буддийской сангхи относится к III в, до н. э. В Шри-Ланке получило
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|