Основные направления религиозной философии 8 глава
стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполня- ется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.
Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культу- ретранслирующую функцию. Она способствует развитию определен- ных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поко- лению. Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узако- нение некоторых общественных порядков, институтов (государствен- ных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как должных или, наоборот,.утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование - максиму (лат. maxima - высший принцип), в соответствии с которой дается оценка опре- деленных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер. Принципы анализа роли Результат, последствия выполнения религией религии ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сфор- мулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в определенных условиях места и времени. 1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя
она оказывает на экономические отношения и другие сферы общест- венной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им "ореол Свя- тости" или объявляет "нечестивыми", "отпавшими", "погрязшими во зле", "греховными", противоречащими "закону", "Слову Божию". Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через де- ятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общест- венные отношения. 2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в кон- тексте процессов сакрализации (лат. sacer - священный) и секу- ляризации (позднелат. saecularis - мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ве- дет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, "вхождения" религиозных индивидов и организаций в различные вне- религиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны,
противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменя- ющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях. 3. Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы, на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных,
региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных на- правлений и конфессии. Как мы увидим далее (см. раздел "История религий"), в их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отно- шения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на "че- ловека экономического", "человека политического", "человека мораль- ного", "человека художественного". Неодинаковой была система мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйствен- ной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве и других религиозных на- правлениях. По-разному включались в межэтнические, меж- национальные отношения родоплеменные, народностно-национальные (индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются замет- ные отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователя родоплеменной религии. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями. 4. Как уже было сказано, религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отно- шения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и в религиозной областях. Функционирование названных элементов и свя- зей давало соответствующие им, их содержанию и направленности результаты. Достоверные знания позволяли строить эффективную программу действий, повышали творческий потенциал культуры, а за- блуждения не способствовали преобразованию природы, общества и че- ловека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отно- шения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять, вести к появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных
организаций шло и вдет создание и накопление материальной и ду- ховной культуры - освоение необжитых земель, совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различных видов искусства. Но, с другой стороны, определенные слои культуры
отторгались, отталкивались - многие компоненты языческой культу- ры, скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исла- ме, духовные образования, попавшие в свое время в Индекс запрещенных книг католицизма, ряд научных открытии, свободо- мыслие. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются. 5. Важно принять во внимание соотношение общечеловеческого и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общечеловеческого. Представляется, что это мнение не учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-пер- вых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо от их типа; во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества; в-третьих, связи, складывающиеся в синкретических обществах; в-чет- вертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп. В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых религий - три, не говоря уже о множестве народностно-националь- ных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях - история показывает, что в религиозных организациях были и есть раз- ные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем
какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко "за- креплены" за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению гуманистических ценностей.
Раздел второй ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ Глава VI ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ Основные подходы Одна из концепций происхождения религии к решению проблемы была выдвинута представителями тео- происхождения религии логических и околоцерковных кругов и вошла в историю изучения религии под названием концепции "прамонотеизма", или первобытного монотеизма. Впервые в сжатом виде она была сформулирована шотландским литератором и ученым Э. Лэнгом (1844 - 1912) в его книге "Становление религии". Однако в наиболее полной форме она была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868 - 1954), который посвятил обоснованию этой концепции 12-томную работу "Происхождение идеи Бога". Суть теории "прамонотеизма" сводится к тому, что за всем многообразием существующих верований, в том числе верований отсталых народов, можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Именно она предшествовала всем формам религии, и лишь впос- ледствии к ней примешались загрязнившие ее элементы. Для подт- верждения этой теории В. Шмидт привлек огромный массив этнографических фактов, давая им теологическую интерпретацию, факты же, которые не укладывались в его схему, оставлял вне поля зрения. Эти факты показывали, что монотеизм является не исходным пунктом религиозной эволюции, а этапом развития одной из ветвей генеалогического древа религии. Была выдвинута гипотеза о существовании "дорелигиозного периода" в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утвер- ждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верований, ибо их сознание было непосредст- венно вплетено в практику и не могло создавать каких-либо абст- ракций, в том числе религиозных. Многие этнографы, антропологи и религиоведы на рубеже XIX - XX вв. приводили сведения о суще-
ствовании племен столь низких в своем культурном развитии, что у них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и понятия. Но после тщательного изучения жизни этих племен, их обы- чаев, языков, особенностей мышления исследователи неизменно обна- руживали у них зачатки религиозных верований и культовой практики. Поэтому гипотеза о существовании "дорелигиозного
периода" так и осталась гипотезой. Учитывая, что процесс антропогенеза растянулся на 2 - 3 (а мо- жет быть, и более) млн. лет и что большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена, современные религиоведы скептически относятся как к теории "прамонотеизма", так и к гипотезе о существовании "дорелигиозного периода". В настоящий момент мож- но с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека разумного (Homo Sapiens), который достаточно резко отличался от своих предполага- емых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к созданию понятий и определенного уровня абстракций. О существовании религиозных верований в тот период истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установ- лено, что сапиентный человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем над покойниками предварительно совершались обряды их подготовки к последующей жизни. Их тела покрывались слоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихо- да, украшения и т. п. Следовательно, первобытные люди уже имели представление о том, что наряду с реальным миром существовал мир иной, где обитали умершие. Религиозные верования нашли отражение и в произведениях пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда - зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, а также в возможность воздействия на поведение животных с помощью некоторых магических приемов. Первобытные верования Одна из форм религиозных верований по- лучила название "фетишизм" от португаль- ского слова fitico (магическая вещь), которое, в свою очередь, является производным от латинского слова factitius (магически искусный). Она впервые была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены во многих районах мира. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший во-
ображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим. Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими предмету: за оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказывали. В этом плане интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их. Другой ранней формой религиозных воззрений следует считать то- темизм - веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом живот- ных или растений. Название этой формы религиозных верований происходит от слова "ототеман", которое на языке североамериканских индейцев племени оджибве означает "род его". В ходе изучения тотемизма установлено, что его возникновение было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного че- ловека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исклю- чало, а даже предполагало употребление тотемных животных и рас- тений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему аборигены Австралии выражали словами: "Это наше мясо". Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к глубокому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и до- шедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обо- роты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, а с другой - к изменению отношения к тотему, в частности к появлению за- претов (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и на- поминало о древних нормах и правилах. Еще одной формой первобытных верований и связанной с ними
практики была магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) - со- вокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Истоки - этой формы религиозных верований были наиболее полно описаны английским эт- нографом Б. Малиновским в его работе "Магия, наука и религия". Изу- чая жизнь туземцев тихоокеанских островов, Б. Малиновский подметил очень любопытную закономерность. Оказалось, что туземцы используют магию в земледелии при посадке клубневых растений, уро- жай которых бывает изменчив, но магия не применяется при культивировании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабильный урожай. В рыболовстве магические приёмы практикуются при промыс- ле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается магическими обрядами, при строительстве же домов магия не исполь- зуется. Это позволило Б. Малиновскому сделать вывод, что магические представления возникают тогда, когда -человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от самого человека, сколько от множества привходящих факторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощь таинственных сил и совершать магические действия. В глубокой древности магические представления и обряды носили недифференцированный характер, но в дальнейшем произошла их дифференциация. Современные этнографы классифицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальную (магический акт направлен на объект, ко- торый недосягаем для субъекта магической деятельности), парциаль- ную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к носителю магической силы), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, во- енную, промысловую, лечебную, любовную и т. п. Обычно магическими приемами занимались специально подготов- ленные люди - колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды кол- лектива. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обра- щался к ним за помощью в самые критические моменты. Соответ- ственно этому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей. Наконец, говоря о первобытных формах верований, нельзя не упо- мянуть об анимизме (от лат. anima - душа) - вере в существование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан
английским антропологом Э. Тайлором (1832 - 1917) в его работе "Первобытная культура". Согласно теории Э. Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических пред- ставлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, "первобытный философ" вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покида- ющей его время от времени. В дальнейшем формируются более слож- ные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и пред- меты объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их же- ланиями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, живот- ных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм. Основываясь на факте широкого распространения анимизма, Э. Тайлор выдвинул формулу: "Анимизм есть минимум определения религии". Эту формулу использовали в своих построениях многие религиоведы, однако в ходе обсуждения тайлоровской концепции анимизма выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом были археологические и этнографические данные, которые свидетель- ствовали, что религиозные верования первобытных людей (например, тотемизм или фетишизм) зачастую не включают в себя анимистических представлений. Такие верования были названы "пре- анимистическими". Однако несомненным является то, что анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу- все это модификации анимистических представлений перво- бытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, священные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно обнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах, в изображении существ в облике животных. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики религий. Значительное место принадлежит магии в сфере бытовых суеверии: вера в порчу, в гадания, заговоры. На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому
ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется не очень корректным. Видимо, речь должна идти о ком- плексе религиозных верований. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии наибо- лее предпочтительным был тотемизм с тщательно разработанной систе- мой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались большей склонностью к фетишизму. Эволюция религии Комплекс рассмотренных первобытных веро- в период перехода ваний стал ядром родоплеменных религий, к классовому обществу которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного рода и племени условия обитания, социальные связи, особен- ности материальной культуры и т. п. Период доклассового общества характеризовался низким уровнем развития производительных сил и относительно простыми социаль- ными отношениями. Он растянулся на много тысячелетий, и в его рам- ках происходили существенные изменения как в общественной жизни, так и в религиозных верованиях. На ранних этапах родового строя основным объектом религиозного поклонения была природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной специализации несуществующими свойствами наделялись различные стороны окружа- ющей первобытных людей действительности. Так, племена, занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, покло- нялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена - диким животным. Но в родоплеменных религиях отражались не только силы природы и специфика хозяйственной деятельности, в них отражались и социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом и возникшая на основе этого новая организация общества привели к существенным изменениям в религиозном сознании. Женские духи, почитание которых было повсеместным во времена матриархата, пос- тепенно вытесняются духами мужского рода. Отправление культа так- же становится мужским занятием. В эпоху раннеродового строя религиозные верования отражали и реальное равенство соплеменников. Духовные существа, носили в основном безличный характер, и у людей не было представлений об иерархии духов. В культовой деятельности преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участво- вали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов еще не были жестко отделены от массы верующих. К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социаль- ной дифференциации внутри племен. Со временем в руках отдельных общинников начинают накапливаться материальные богатства, в их
подчинение попадают рядовые соплеменники. Выделение вождей и усиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сак- рализации, они становятся объектом религиозного почитания не только после их смерти, но и при жизни. Социальное расслоение внутри пле- мен и формирование племенной аристократии тоже нашли свое отра- жение в содержании религиозных представлений. Ранее аморфные и безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются опреде- ленные функции, возникает иерархия духов, которая во многих чертах воспроизводит социальную иерархию. Полидемонизм - почитание множества духов - вступает в свою завершающую стадию. На смену ему идет политеизм, превращающий наиболее почита- емых духов в божества. Над бестелесными душами и духами предков, местными гениями скал, источников и деревьев начинают возвышаться более могучие божества, влияние которых не ограничивается мест- ными, индивидуальными или племенными условиями. Хорошей иллю- страцией становления политеизма могут служить религиозные представления кондов - дравидских племен, обитающих в горных районах Индии. Мир кондов населен огромным количеством местных духов, они управляют природными явлениями и влияют на челове- ческую жизнь. Над местными духами стоят души выдающихся людей, которые стали божествами - покровителями племен. Выше их стоят шесть великих богов: бог дождя, богиня первых плодов, бог плодо- родия, бог охоты, бог войны, бог - судья умерших. Еще выше этих богов стоят бог солнца Бура Пенну и его жена, могучая богиня земли Тари Пенну. Высшее место в иерархиях чаще всего занимали боги, которые были связаны с небом или небесными явлениями (Тянь - в Китае, Ра - в Египте, Индра и Шакра - в Индии). Но эти боги не были бесформенными существами, они были богами - зооморфитами, ан- тропоморфитами, социоморфитами. Божества земли в политеистических системах ставились в один ряд с небесными богами. Так, в древнем природном культе Китая Тянь (небо) и Ту (земля) были связаны между собой супружескими узами и почитались как мировые родители. Гимны Вед упоминают о богине земли Притгиви, а служители ведической религии обращались с моль- бой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древ- негреческой религии олицетворением земли была Гея, которая породила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана - божество, олицетворяющее небо. Важное значение в политеистических системах имели боги- воители, что было связано с истребительными войнами, характерными для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому обществу. В ходе этих войн происходило объединение племен, образование племенных союзов. Соответственно этому происходил синтез религиозных представлений. Во главе политеистического
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|