Основные направления религиозной философии 18 глава
4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама прояв- ляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объяс- няют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не за- пятнал себя колониальной политикой и т.д. По их мнению, в силу этих причин ислам широко распространился в последнее время в Африке и других местах. 5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству. Именно этими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных на- родов против колониализма за свое национальное освобождение. 6. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских те- ологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним пос- ланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного народа и особом положении ислама сравнительно с другими религиями. 7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Аутентичность, по мнению западных исламоведов, - это полное выражение мусуль- манской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одина- ковы. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую общность - "умму". Поэтому мусульмане независимо от страны, в ко- торой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различные панисламистские. концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство. Оценивая современную ситуацию и процессы в исламе, следует учитывать, что обретение мусульманскими народами независимости поставило перед ними принципиально новые проблемы, связанные с
выбором путей социально-экономического и политического развития. В исламском мире появились многочисленные концепции так назы- ваемого "третьего пути". Апеллируя к традиции и практике ран- неисламской государственности, общественные деятели светской и духовной ориентации выдвигают тезис об "исламском пути" развития как единственно приемлемом для стран распространения третьей
мировой религии. На его основе создаются разнообразные концепции "исламского государства", "исламской экономики", "исламского социализма" и т. д., которые в целом представляют собой мо- дернизацию политических и социально-экономических доктрин классического ислама с учетом специфики конкретных стран. Концепции "исламского государства", получившие распростра- нение в конце 70-х годов, подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в рамках которой в разной степени сочетается светская и религиозная власть. Эти теории предполагают практическую реализацию государственно-правовых норм ислама. Эволюция исламской теории хозяйственного развития выразилась в создании концепции "исламской экономики", провозглашающей в качестве условия "нового экономического порядка" осуществление зафиксированных в Коране принципов социальной справедливости, обеспечение защиты интересов собственников и государства в целом, признание роли государства как важного фактора в регулировании хо- зяйственной жизни. Теоретики "исламской экономики" считают, что установлению социальной справедливости способствуют такие исламские нормы, как закят, садака (добровольная милостыня), за- прещение ростовщичества, осуждение чрезмерного накопительства. Конкретно эти идеи воплотились в создании исламских беспроцентных
банков и страховых компаний, в программах образования "мусульман- ского общего рынка", "исламской валютной зоны". Отдельные поло- жения теории "исламской экономики" находят отражение в законодательствах Ирана, Ливии и других стран. Идеи и лозунги "исламского социализма", разрабатывавшиеся наиболее активно в 50 - 70-е годы, являлись компонентом политических движении различной социальной направленности. "Ис- ламский социализм" предполагает синтез традиционных исламских постулатов и демократических принципов Запада, основывается на положении о том, что социалистические идеалы заложены в Коране и осуществлялись на практике еще во времена пророка Мухаммеда и его преемников. Современное состояние религиозной активности в мусульманском мире отражает преемственность идей панисламизма колониальных времен с движением "исламской солидарности". Концепция "ислам- ской солидарности" как наиболее гибкая форма осуществления идей межгосударственного единства на религиозной основе обрела свое практическое воплощение в деятельности мусульманских международ- ных организаций. Первая организация такого типа - "Всемирный исламский конгресс" - возникла в 1926 г. В настоящее время значительным влиянием обладают сформированная в 1962 г. "Лига исламского мира" и наиболее представительное международное
объединение на правительственном уровне - "Организация исламской конференции" (основана в 1969 г.). Модернизм является характерной чертой современного ислама. Во всех направлениях ислама в догматике, социальной доктрине, культе, шариате происходит "очищение" от различного рода архаичных эле- ментов, чрезмерных ограничении и излишних запретов. К модернистам относятся сторонники эволюции ислама путем его реформ, "обновления", переосмысления Корана и Сунны, предписаний шариата и фикха. Модернисты выступают за примирение науки и религии, смелое использование достижений науки и техники. Усиление модернистских тенденций наблюдается в. странах, ставших на само- стоятельный путь развития, от них не отстают и многие мусульманские
теологи в нашей стране. Современные модернисты преподносят Коран как кладезь науки, квинтэссенцию мудрости и знания, утверждают, что в нем можно найти указания и на то, что было открыто наукой, и на то, что предстоит открыть ей в дальнейшем. Модернисты ут- верждают, что достижения в области науки и техники представляют собой проявление мудрости Аллаха и подтверждают истинность Ко- рана. Традиционализм - другая тенденция в современном исламе, К защитникам традиционализма (по-другому их называют ортодоксами) относятся, как правило, приверженцы средневекового ортодоксального ислама. Они упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов, обрядов и догм в их первозданном виде, не признают нововведении, осуждают приспособление к духу времени. Еще одной тенденцией в современном исламе является возрожден- чество, или исламский фундаментализм. Сторонники этого направ- ления провозглашают в качестве цели восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе - равенства и справедливости. Они предлагают очистить ислам от поз- днейших наслоений, восстановить его в первозданной чистоте. Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в ваххабизме, основателем которого является Мухаммед Ибн Абд аль- Ваххаб (1703- 1787). В основе его религиозной доктрины лежит мысль о необходимости возврата к "Истинной вере" и признание ав- торитета исключительно Корана и Сунны. Большое внимание уделя- ется очищению ислама от несвойственных Корану наслоений, самым страшным из которых считалось отступление от принципов едино- божия. Ваххабиты непримиримо относились к идолопоклонству, анимизму, культу святых, объявили серьезным нарушением не только паломничество к мазарам (гробницам святых), но и само упоминание имени пророка, святого или ангела во время молитвы, запретили взы- вать о помощи, просить заступничества у кого-либо, кроме Аллаха, считали греховным поклоняться пророку и строить мечети в тех ме- стах, которые связаны с его жизнью. Эта доктрина еще при жизни
основателя была использована феодальными правителями г. Недджа в качестве идейного знамени мощного движения, приведшего к объединению арабов и образованию Саудовского государства. Ислам в нашей стране Районы традиционного распространения исла- ма в нашей стране охватывают значительную территорию - Среднюю Азию, Казахстан, Северный Кавказ, Повол- жье, Урал, часть центра. В нашей стране проживает более 47 млн. представителей восточных народов. В регионах распространения исла- ма тесно переплелись религиозное и национальное, значительная часть неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их своими национальными традициями. Мусульманское духовенство стремится внести в религиозную иде- ологию и культ необходимые изменения, "согласовать" религиозные догматы с требованиями сегодняшнего дня. В модернизации ислама в нашей стране наблюдаются две линии: 1. Отказ от наиболее архаичных требований. Мусульманское ду- ховенство освобождает верующих от целого ряда обязанностей, уза- коненных исламом: от принесения обязательной жертвы в праздник курбан-байрам, от соблюдения поста уразы людьми, для которых это затруднительно в силу ряда обстоятельств, и т.д. 2. Сближение ислама с наукой, акцент на общечеловеческих нрав- ственных ценностях. В настоящее время мусульманское духовенство особенно акцентирует внимание верующих на положительном нрав- ственном значении ислама, утверждая, что мусульманская религия бо- рется за сохранение мира и дружбы между народами, за взаимную поддержку людей, предупреждает человека от аморальных поступков. Проповедуются учение ислама о братстве всех мусульман, запрещение Кораном воровства, употребления вина, прелюбодеяния и т. д. Анализ проповеднической деятельности мусульманского духовенства за пос- ледние'годы показывает, что служители ислама подчеркивают мысль, что религия - единственное средство воспитания, сохранения лучших нравственных качеств человека; В конце 80-х годов в регионах традиционного распространения ислама в нашей стране появились сто- ронники фундаментализма. В настоящее время созданы благоприятные условия для реализации принципа свободы совести и нормальной деятельности мусульманских организаций. Новые реальности общественной, политической и духов- ной жизни общества оказали большое влияние и на ислам. Растет число мечетей, расширяется сеть мусульманских школ, медресе, ака- демий, институтов, увеличивается число изданий. Активизируется де- ятельность мусульманских организаций в различных сферах
общественной жизни, создаются исламские партии и т. д.
Глава XI СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ "Нетрадиционные культы", "религии Нового века", "внекон- фессиональные, неканонические верования", "альтернативные куль- ты", "молодежные религии" - так обозначают ряд религиозных явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е годы XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных, исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего христианства, являвшегося существенным элементом западноевропей- ской и американской систем ценностей. Органически вписанные в социальные структуры, традиционные религии оказались "ответствен- ными" за социальные недуги. Разочарование в официальных ценно- стях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни - все это явилось социально-психо- логическим фактором поиска новой системы ценностей, новой "науки жизни". Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в общественных настроениях, резко обличали пороки "греховного" мира, рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев вы- сшей мудрости и морали. Последователями "нетрадиционных культов" была преимуществен- но молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспе- ченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме разочаровавшихся участников различных форм социального протеста, "нетрадиционные культы" становятся прибежищем для людей, выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях "Нового века" их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведен- ческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль духовного пастыря. Особенности Новые "нетрадиционные культы" представля- и классификация ют специфический тип религиозной "нетрадиционных культов" организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная систе- ма; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаива- ющим их церковным организациям, в них сильно развито "мы-чув- ство". Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный, используется "техника" психологического манипулирования, психоте- рапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию в группе. Организации религий "Нового века" действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют
филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно условно разделить на пять групп. 1. Неоориенталистские культы: "Общество Сознания Кришны", "Тихоокеанский дзен-буддийский центр", "Миссия Божественного све- та" Махарай Джи, "Трансцендентальная медитация" и др. Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размыш- ление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружа- ющей природы) включает произнесение мантр - специальных слов или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Веро- учительные особенности отходят на задний план, на передний высту- пает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет гуру, свами. 2. Неохристианские объединения - это "Церковь Унификации", "Дети Бога", "Церковь Тела Христова" и др. Для этих культов ха- рактерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руко- водителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания. 3. Сайентологическое направление образуют "Церковь сайенто- логии", "космические религии", например "Общество Аэтариус", про- поведующие связь Земли и высших космических сил, "космического разума". В этих культах различным физическим приборам приписы- вается мистическое значение, утверждается возможность регистрации или даже измерения воздействия на физическую, биологическую природу неких неизвестных и таинственных высших реальностей и факторов. Мистически трактуются неисследованные явления психики и окружающей природы. 4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший ав- торитет получают новые магические учения и институты, соединя- ющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колду- нов и гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев. Значительное распространение получили спиритические движения, на- чавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке, практикующие общение с душами умерших. 5. "Сатанинские" группы. Сатанизм пришел из древнего Ирака,
его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы воз- величивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, сатаной и др. "Церковь Сатаны", например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства. Между первыми четырьмя группами культов нет четких границ, деление весьма условно. Так, "Трансцендентальную медитацию", учение Махариши Махеша Йога можно отнести и к сайентологическим культам. "Церковь сайентологии" Хаббарда восприняла некоторые идеи буддизма, в частности достижение состояния внутреннего покоя и безмятежности (нирвана). Неохристианские культы используют медитацию, заимствованную из восточных систем, магию. В то же вре- мя неоориенталистские учения свой понятийный аппарат зачастую черпают из христианской и светской западной философии. В целом это синтетические, синкретичные, эклектичные культы. Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и культовой практики последователей многих "религий XX века", в них на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона культа. Обратим внимание на особенности "Церкви Унификации" Сен Мен Муна (р. 1920), или "Ассоциации Святого Духа для Единения Всемирного христианства", и "Международного общества Сознания Кришны". "Церковь Унификации" Основана в 1954 г. Согласно учению Муна, существует единый Бог, отец всех наций, извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога вне границ традиционных религий. Человеческая история складывается из трех периодов: "век Ветхого Завета", "век Нового Завета", "век Завершенного Завета". Каждому веку Бог сообщает "истину" в определенном объеме, учитывая духов- ный уровень людей, используя различных мессий и пророков. Истина, предназначенная для первого и второго периодов, содержится в Библии. В 1960 г. начался последний период - "век Завершенного За- вета". Мун объявил свой труд "Божественный принцип" существенным дополнением Откровения, а себя - подлинным мессией третьего периода, который борется с силами сатаны, несет послание истинной любви и единения. Расизм, войны, бедность и всяческое зло в конеч- ном счете являются результатом грехов в человеческом сердце. По- этому социальной революции должна предшествовать духовная революция внутри каждого человека. Мун ставит задачу - объединить мир в одну семью, отличающуюся высокой нравственностью, любовью и настоящей верой. Его церковь во всем мире функционирует как "семья". В ней отсут-
ствуют формальные каноны ж обряды, главное, по учению Муна, - составляющие ее люди, заботящиеся о других людях. Муниты жер- твуют религиозной общине деньги, имущество. Личность реализуется в группе, где полностью осуществляются регуляция и ориентация практической деятельности человека. В этом суть "нового рождения". Мун считает, что "обновление" человечества, практическое осу- ществление идеала единого мира под Богом требуют построения инфраструктуры нового мира, объединяющей все сферы человеческой деятельности. Строительство инфраструктуры охватывает бизнес в области средств массовой информации, промышленности, научных и технических исследований, гуманитарных начинаний и искусств. Идеология "Божественности" является сильной мотивацией круп- ного бизнеса. Сам Мун основал газеты и журналы, кораблестроитель- ные компании, рыболовецкий флот, фармацевтические фирмы, госпитали и т. д. "Церковь Унификации" представлена более чем в 130 странах мира. "Международное общество Основатель этого общества - индийский про- Сознания Кришны" поведник Абхай Чарин Де (1896 - 1977), по- (исккон) лучивший ритуальное имя Бхактиведанта Свами Прабхупада, изложил свое учение в книге "Бхагават-гита как она есть" и других работах. Согласно учению Прабхунады, существует единственный абсолют- ный Бог - Кришна, который выступает в трех аспектах: Бхагаван, Брахман, Параматма. Бхагаван - это аспект Бога как Верховной личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством, могуществом, славой, красотой. Брахман - имперсональный аспект, всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бескачественная сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Парматме выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого живого существа наряду с индивидуальной душой - дживой. Бог вечен и несотворим, имеет множество аспектов, обладает двумя видами энергии - высшей (духовной) и низшей (материальной), творящей мир и все живые существа. У Бога множество имен соответственно множеству его действий. Главное его имя - Кришна ("Всепривлека- ющий"). Он изображается как прекрасный юноша с темной кожей. Остальные боги (как ведической литературы, так и других религиозных систем) мыслятся как аватары (воплощения) Кришны или полубоги. Например, Иисус Христос рассматривается как одна из инкарнаций Кришны. Кришна пребывает в своем жилище в транс- цендентальном мире на планете Кришналока, где наслаждается лилами (играми, удовольствиями). В то же время, благодаря своим энергиям, он находится в каждой точке мироздания. Человек, согласно кришнаизму, характеризуется дуализмом души и тела. Индивидуальная душа (джива, атма) - частица Верховной
Души (Параматма, Брахман). Полем деятельности для дживы является тело, которое душа получает согласно своим желаниям. Злоупотребив своей свободой, джива попадает в материальный мир, где находится под властью трех гун (состояний, модусов, привязанностей) - неве- жества, страсти, благости. В материальном мире джива забывает о своей божественной сущности и отдается во власть кармы, т. е. причинно-следственной связи. Обретая человеческую форму, джива имеет шанс освободиться от сансары, возвратиться назад к Богу. Осво- бождение дживы от материального мира возможно лишь на пути развития в себе Сознания Кришны. В материальном мире существуют три уровня планет. Высший уро- вень заселен полубогами, теми, чья джива находится в модусе бла- гости, добродетели. Сюда относятся кришнаиты, брахманы, ученые, философы, коровы. Средний уровень - в том числе Земля - включает тела, джива которых в модусе страсти. Страсть - это стремление к почету, семье, дому. Человек здесь вынужден тяжко трудиться. На планетах низшего уровня находятся дживы в модусе невежества (ле- ность, безумие), за что получают тела животных. Материальный мир может стать духовным, сохраняя свои ма- териальные характеристики. Духовное - это все, что связано с Кришной. Материальные ценности превращаются в духовные путем использования их в служении Кришне, т. е. отдавая большую часть дохода обществу Сознания Кришны. Освободиться от материального мира, полного страданий, развить в себе Сознание Кришны может каждый, даже человек из касты неприкасаемых (чандал), если он бу- дет со всей преданностью служить Кришне. Кришнаиты называют себя вайшнавами, т. е. преданными Богу, а свое учение не религией, а ортопрактикой, наукой самореализации (развития в себе Сознания Кришны) на основе бхакти-йоги. В бхакти- йоге отношение с божеством окрашено в эротическую символику: это Любовь, непрекращающееся стремление к Богу. Вечно юный, прек- расный физически Бог кришнаитов почитается ими как пуруша, муж- ское начало. А сами вайшнавы, слуги Кришны, рассматривают себя как женское начало, пракрити. Цель культовой практики кришнаитов - выработать установку смотреть на мир глазами, "смазанными любовью к Кришне". Любовь к Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозно- го экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную. Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная (киртан) - сов- местное воспевание мантр, сопровождающееся игрой на музыкальных инструментах и ритмическими танцевальными движениями. Иск- лючительная роль в культе принадлежит мантре ("очищение ума"): "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе". Это "воспевание святых имен Гос- пода". В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз.
Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах), которыми руководят гу- ру (учителя). Гуру не просто духовный учитель и мудрый авторитет- ный человек, но представитель или даже воплощение Бога. Гуру помогает в процессе познания Кришны через доведение трансценден- тального знания ученику (шитья). Гуру инициирует прозелитов (воз- можна заочная инициация), берет на себя карму ученика, дает секретную "защитную" мантру, с которой ученик может обратиться к Кришне в экстремальных ситуациях. Гуру помогает шишье преоб- разовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторжен- ное миросозерцание, в котором преданный Кришне старается видеть во всем беспричинную милость Бога.
Раздел третий ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ Религиозная философия представляет собой совокупность различных посол и течений, конкурирующих друг с другом. Фило- софские направления имеются в буддизме, христианстве, исламе и других религиях. Религиозная философия дает свое решение онто- логических, гносеологических, космологических, социальных и иных проблем. Главным в ней является учение об отношении человека к Богу и Бога к человеку. Ее теоретическую базу образует теология, богословие, ее положения и выводы так или иначе согласуются с дог- матикой, с основополагающими идеями Священного Писания, с ве- роучением. Тем не менее между религиозной философией и теологией нельзя поставить знак равенства, хотя разграничивающие их отличия условны и подвижны. Они различаются по составу, понятийному ап- парату, приемам и способам рассуждения и аргументации и т. д. Глава XII БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Философское, или, лучше сказать, теоретическое, обоснование положений буддизма, начало вырабатываться в период становления этой религиозной системы. При всем разнообразии буддийских фило- софских школ их можно разделить на два типа, радикально отлича- ющихся в исходных посылках: хинаянистские и махаянистские. § 1. Философия хинаяны Главную роль в теоретическом обосновании хинаяны сыграло учение о дхармах, которое крупнейший русский буддолог Ф. И. Щер- батской (1866 - 1942) назвал "центральной концепцией буддизма". Дхармы - некие непознаваемые (что-то подобное кантовской "вещи в себе") единичные сущности, и только они истинно реальны. Дхармы не рождаются и не исчезают, число их бесконечно. Каждая дхарма обладает определенным неизменяющимся набором признаков. Дхармы, как и все единичное, могут находиться в должном или недолжном бытии, причем под первым понимается состояние абсолютного покоя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|