Основные направления религиозной философии 17 глава
ресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных - "свидетелей Иеговы", готовит на земле войну с восставшим против Бога Сатаной. Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил Сатаны - "армагеддон", в результате которой дьявол и его сторонники погибнут, а иеговисты будут жить в новом мире - едином теократиче- ском государстве во главе с Христом. "Свидетелей Иеговы" насчиты- вается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их журналы "Сторожевая башня", "Пробудитесь!" и другие издаются на многих языках большими тиражами. Штаб-квартира этой организации, имеющей ответвления во многих странах мира, находится в Бруклине (пред- местье Нью-Йорка, США). Группы "свидетелей Иеговы" есть и в на- шей стране. Помимо рассмотренных конфессий есть и другие течения проте- стантизма, одни из которых существуют несколько столетий (например, валъденсы, данкеры, моравские братья, гернгутеры, унитарии), другие сложились в XIX - XX вв. (мормоны, Новоапо- стольская церковь, Христианская наука). Некоторые исследователи на- зывают их "маргинальном протестантизмом", поскольку они вводят положения вероучения, несвойственные большинству христианских конфессий. Тенденции в современном протестанцизме Всемирная миссионерская конференция в Лондоне в 1910 г. положила начало эку- Социально-политические меническому движению, преследующему цель позиции протестантских церквей - преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с социальными проблемами современности. Состоявшаяся в 1948 г. в Амстердаме Всемирная ассамблея церквей образовала руководящий орган экуменического движения - Всемирный совет церквей (ВСЦ)
с резиденцией в Женеве. Протестантские церкви занимают различные социально-политические позиции. Евангелическо-лютеранские и реформатские теологи, как правило, отрицают возможность построения единой социальной доктрины, осно- ванной на Библии. В то же время они подчеркивают важность христианской нравственности для оценки общественных явлений. В
XIX - начале XX в. был выдвинут лозунг "христианского социализма", началось движение "социального евангелия". Во время второй мировой войны многие протестанты поддержали сопротивление и антинацистскую "исповедническую церковь" в Германии, хотя не- которые примкнули к так называемым "немецким христианам", приветствовавшим национал-социализм. После войны получает рас- пространение концепция "ответственного общества", критической дистанции ко всем светским движениям и институтам. В 60-е годы выдвигаются либерально-модернистские и радикальные теории, под- вергающие критике капиталистическое общество, разрабатывается да- же "теология революции". Хотя в русле экуменического движения была создана даже своя символическая книга - "Христологическое исповедание" (Амстердам, 1948), выделяющая общехристианские положения вероучения, ассам- блеи Всемирного совета церквей продемонстрировали неспособность экуменистов разработать приемлемую для большинства социальную и вероисповедную программу. Различия в современном протестантизме - это не столько рас- хождения в вероучении и устройстве между разными конфессиями, сколько различия между тенденциями внутри одной и той же конфессии. Как отмечают многие исследователи, либерально ориентированные реформаты, лютеране и методисты ближе друг к другу, чем к фундаменталистски настроенным членам собственных объединений. С середины XX в. крупные конфессии протестантизма:
англиканство, лютеранство, реформатство, конгрегационализм, ме- тодизм - испытывают сильное воздействие внешней обмирщенной среды. В них существенно сократилось число людей, регулярно принимающих участие в богослужении. Вместе с тем появляются кружки интенсивного изучения Библии и осмысления ее применительно к новой эпохе, вера становится не просто унаследо- ванной от прошлого поколения, но самостоятельно выстраданной. Наиболее интенсивно эти процессы идут в американском протестантизме, который обрел определенное своеобразие и достиг при всем плюрализме гораздо большего идейного единства, чем европейский протестантизм, разделяемый грузом теологических традиций. Следует отметить, что в США только англиканская епископальная церковь является единой в масштабах страны, а все прочие протестантские объединения существуют в виде самостоятель- ных деноминаций. Это связано и с тем, что их происхождение восходит к протестантам из разных стран. Однако экуменическое движение, развитие миссионерской деятельности привели к сот- рудничеству многих деноминаций США и к созданию Национального совета церквей Северной Америки, в который входит около 60 деноминаций. В американских протестантских общинах сформировал- ся склад религиозности, который многие исследователи и сами верующие выделяют в особый тип протестантизма - "еван-
гелический". Вероучительные различия между ними отступают на задний план и почти стираются, главным же становится личное обращение, собственный религиозный опыт и стремление сверять свою жизнь с принципами Евангелия, вести активную миссионерскую деятельность. В качестве особого типа исследователями выделяется и "туземное" христианство, насчитывающее к 1980 г. уже около 82 млн. человек, созданное миссионерской деятельностью протестантов. К середине XX в. более динамичным становится развитие протестантизма в Африке, Южной Америке, Океании, Азии. Характерным для этого процесса является рост Африканских независимых церквей. Уже к 1968 г. их насчитывалось почти 6 тыс. с более чем 10 млн. последователей. Некоторые религиоведы считают даже, что эти церкви являются
четвертым крупным направлением христианства наряду с ка- толицизмом, православием и протестантизмом. Во многих из них наблюдается синкретизм, соединение христианских представлений и символики с этническими религиозными представлениями и куль- тами, стремление воспринять христианство в африканских терминах, соединить библейское учение с собственным религиозным опытом, пророчествами, исцелениями, защитой от злых духов. В 70 - 80-е годы в Европе и США снизилось членство протестантских церквей, придерживающихся либеральной ориентации (епископальной, пресвитерианской). В то же время фундаменталисты, евангелические деноминации и особенно общины, ориентированные на Личный религиозный опыт возрождения и дары Святого Духа (прежде всего пятидесятники), значительно увеличили свою числен- ность и влияние. С конца 60-х годов развиваются, а в 70-е годы консолидируются такие организации, как "Национальная ассоциация евангелистов". Используя в широком масштабе средства массовой информации, в особенности телепроповедь, идеологи фундамен- талистов отстаивают буквальное понимание Библии, креационизм, эсхатологию, учение о личной вере, возрождении, освящении, дарах Святого Духа, рождении свыше, свободу предпринимательства и конкуренции, протестантскую этику личного успеха, ценности семьи и общественного порядка. Многие протестантские объединения озабочены налаживанием экуменических контактов и сотрудничества с нашей страной. Глава X ИСЛАМ Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу") является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусуль- манские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более
800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государствен- ной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее
большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Во- сточной Азии и Северной Африке. Возникновение ислама Ислам возник в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Этот период харак- теризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникно- вением классового общества. В ту пору через Западную Аравию (Хиджаз) проходил караванный путь, что привело к появлению таких крупных городов, как Таиф, Медина и Мекка. В последнем широко развернулась торговля, ремесла, и он превратился в крупный политический центр. Однако Ирану удалось захватить Йемен и ус- тановить свой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути, ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Иран. Ка- раванный путь стал проходить только через Иран. Это, а также на- падения соседних государств и племен приводят к экономическому упадку и разорению многих арабских племен, увеличению числа неимущих, обострению внутри общества глубоких противоречий. Пот- ребности времени делали необходимым политическое объединение раз- розненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама. Ислам возникал не сразу, его появлению предшествовали учения ханифов - ранней формы арабского монотеизма. Каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен, наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, ста- новились обязательными для менее развитых в экономическом отно- шении родов и племен. Наиболее влиятельным было племя курейшитов, ему принадлежало древнее святилище Кааба (ар. - куб.), находящееся в Мекке, построенное задолго до появления ислама. В наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным камнем (видимо, метеоритного происхождения). Одним из основных ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме черного камня были размещены более 300 племенных богов, поэтому она считалась центром религиозного культа для многих племен, проживающих вокруг Мекки. Племенного бога мекканских ку- рейшитов - Аллаха (араб. "аль-Илах") сторонники ислама объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало моно- теистической религии арабов* На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые пережитки ста- роарабских культов.
Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570 - 632), одного из активных мекканскйх ханифов. Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке.
Около 610 г. он выступил с проповедаю монотеистической религии, названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призывал к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха, говорил о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы мо- рали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благо- творительной помощи неимущим. Однако идеи Мухаммеда не встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухаммед повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ясрибе (позднее - Медина, т.е. город пророка), где некоторые племена исповедовали иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой своих приверженцев- мухаджиров переселился в Медину, находившуюся в сложных отно- шениях с Меккой и не раз вступавшую с ней в вооруженную борьбу. От этого события (ар. "Хиджра" - переселение) ведется мусульман- ское летоисчисление. В Медине Мухаммед стал главой объединения, в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному признаку. Предложенная Мухаммедом новая организация общины на- шла отклик у мединских низов, увидевших в ней ту защиту и под- держку, которые им обеспечивали когда-то родоплеменные отношения, а воинствующий характер новой общины, направленный поначалу против мекканцев, привлек на сторону Мухаммеда и часть мединской знати. В результате была создана мусульманская община (умма), чле- ны которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская община носила не только религиозный, но и политический характер. Между Мединой и Меккой в течение ряда лет шла ожесточенная борьба, носившая ярко выраженную религиозную окраску. Лишь в 630 г. мекканская знать вынуждена была принять новое учение, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское феодально-теократическое государство получило название Арабский Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухам- меда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господ- ствующую религию арабского государства. Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением завоевательных войн, что способствовало расширению границ халифата. В течение VII - VIII вв. арабы, пользуясь слабостью Византии и Персии, подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии и другие страны. бЗак.536 161
Через Турцию ислам также проник и в страны Балканского полуост- рова. Вероучение ислама Основные положения вероучения ислама изложены в главной "священной" книге - Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран" - чтение) высшим и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусуль- манское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду че- рез ангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Первое видение получило название "Лайлат ал- кадр" (Ночь предопределения) и произошло в ночь с 26 на 27 число месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каж- дого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха о выполнении своего желания. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухам- меда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), объявлен- ный каноническим. Этот текст относится к концу VII в. Коран разделен на 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) - от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счета). Суры размещены не по содержанию и не по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исклю- чением первой суры, фатихи. Содержание Корана состоит из эсха- тологических проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бы- товые правила и поучения, заимствованные из иудейской и христиан- ской мифологии, древнего арабского фольклора. Ислам включает следующие основные догматы, признание которых за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман: - Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается с его восхваления: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного..." Бог сотворил все существующее, Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В противовес христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип моно- теизма проведен более последовательно, чем в других религиях. - Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бес- телесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в су- ществование ангелов смерти - Накира и Мункара, стража рая - Ридвана, стража ада - Малика. Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые
фиксируют его добрые и злые (греховнее) дела, определяющие его загробную жизнь в раю или аду. - Вера в святость Корана. Он считается словом божьим, боже- ственным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Му- хаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана. - Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков пред- почтение отдается "посланнику Аллаха", "печати пророков" Мухам- меду. - Вера в рай и ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное бла- женство в раю, а неверным и отклонившимся от принципов вероучения - мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного ме- ста, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т. д. В аду - бесконечные пытки и муки. - Вера в божественное предопределение. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по пред- начертанию бога. - Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскресение из мертвых в день Страшного суда. Ислам опирается на пять "столпов веры" (аркан ад-дин), указы- вающих на важнейшие обязанности мусульманина. Первая обязанность - исповедание веры, т. е. произнесение шаха- ды ("Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха") вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеж- дение в ее истинности. Вторая обязанность - ежедневная пятикратная молитва (перс, "на- маз", ар. "салят"). Намаз сыграл важную роль в закреплении ислама в сознании людей - чем чаще мусульманин выполнял эти предписания, тем глубже становилась его религиозность. Намаз состоит из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед каждым намазом мусульманин должен совершить ритуальное омо- вение. Пятница (яум ал-джума) является днем коллективной молитвы, которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью. Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является соблю-
*В исламе есть и другие молитвы, которые читаются над умершим, во время хаджжа и т.д.
дение поста (перс. "ураза", ар. "саум") в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления тем- ноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предус- мотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и др. Четвертой обязанностью мусульманина является закят - обяза- тельная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а раз- меры обложения разработаны в шариате. Первоначальный закят был добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обя- занность для очищения от грехов. Размеры закята (существует еще добровольное пожертвование - садака) - 1/40 часть годового дохода*. Пятой обязанностью каждого мусульманина (если позволяет физическая и материальная возможность) является паломничество в Мекку (хаджж), которое должно совершаться в 12-й месяц мусуль- манского календаря. Хаджж состоит в посещении Мекки, прежде всего Каабы, главной святыни ислама, гробницы Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза и в выполнении различных обрядов. Шариат В шариате (ар. "шариа" - прямой, правильный путь) сведены в единую систему законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь последо- вателей ислама, юридические, нравственные и культурные предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обя- зательными для всех мусульман. Источником шариата и его составной части - мусульманского пра- ва (фикх) являются Коран и Сунна (ар. - обычай, пример) - сборник хадисов, т. е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат начал офор- мляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют го- сударственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские, бытовые и другие взаимоотношения мусульман. Сначала все действия мусульман разделялись на два вида - за- претное (харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного формирования шариата действия были разделены на пять категорий: фарз - действия, выполнение которых считалось обязательным; сун- нат - выполнение желательно; мухоб - добровольные действия; мак- рух - нежелательные действия; харом - строго запрещенные виды действия. По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами и скульптурными изображениями человека и животных, *В мусульманских странах существуют также хумс - налог от частной собственности, который составляет 1 /5 часть дохода, закят аль-фитра - налог во время поста уразы, джиза- налог от иноверцев.
вступление в брак с иноверцем, если последний не примет ислам, и т. п. В настоящий момент из этих запретов многие утрачивают свою силу. По шариату, основными мусульманскими праздниками (узаконены всего два) являются праздник "ид аль-адха" - великий праздник жер- твоприношения (тюрк, "курбан-байрам") и "ид аль-фитра" - малый праздник разговения (тюрк, "ураза-байрам"). Отмечаются также мав- люд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо) и пятница (день общественной молитвы). Кроме того, у каждого народа в регионе традиционного распространения ислама существуют и переходят из поколения в поколение специфические обряды и риту- алы, а также доисламские обряды и праздники. Основные направления В результате внутренних противоречий в в исламе исламе по второй половине VII в. возникли три направления: хариджиты (араб, "харад- жа" - выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка), сунниты и шииты (ар. "шиа" - приверженцы, партия; по-другому "Шиат-Али" - партия Али). Хариджитские общины, действовавшие в разное время и в разных краях Халифата в средние века, потеряли былую силу (азракиты, ибадиты, суфиты и др.). В настоящее время существует одна хариджитская община - ибадиты (в Омане и в некоторых районах Африки). Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других на- правлений, в суннизме не возникали особые, течения или секты. Толь- ко в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты. Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирает- ся на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) -двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной ду- ховной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а после его смерти - его потомкам (так возникло учение об имамате). Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. две- надцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан - таинственно исчез ("ал-Ка'им" - скрытый). Шииты поклоняются этому имаму и верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, призна- ют святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами
которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные "священные писания" - ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али. Местами поклонения у шиитов кроме Мекки являются Неджеф, Кербела (Ирак), Кум и Мешхед (Иран). Наиболее влиятельными ду- ховными лицами у шиитов считаются крупные муллы (муджтахиды). Среди мулл самые авторитетные и почитаемые ученые-теологи удо- стаиваются звания аятолла ("божественное знамение"), а высшим ран- гом в шиитской ветви ислама считается "великий аятолла" ("отражение Аллаха"). В отличие от суннитского ислама у шиитов широко распространен культ мучеников. Имеется праздник "ашура", который известен и как "шахсей-вахсей". По учению шиитских бо- гословов, в этот день был убит сын халифа Али имам Хусайн. Сунниты и шииты придерживаются различных юридических школ, в суннизме приняты возникшие в VIII - XI вв.: ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская. В мире более третьей части мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка. Они проживают в Афганистане, Индии, Пакистане, Китае, Турции, Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Се- верной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка рас- пространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в Аравии. В шиизме влиянием пользуется юридическая школа джа- фаритского толка. В настоящее время шииты живут в основном в Иране, Ираке, Ливане, Йемене и Бахрейне, есть приверженцы шиизма в Афганиста- не, Пакистане, Индии, Сирии. Шиитами являются многие мусульмане Азербайджана и некоторые мусульмане Таджикистана. Ислам и современность Современное западное. исламоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Причины широкого распространения и усиления влияния мусульман- ской религии на все сферы жизни этих стран они объясняют спецификой ислама как религиозной системы. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых, "мусульманское возрож- дение", резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни восточных народов объясняется следующими причинами: 1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значитель- но позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире. 2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособ- ность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, прояв-
ляется в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на, длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость свя- зывается ими и с отсутствием централизованной организации духо- венства, мешающей оперативному и своевременному решению назревших проблем. 3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедея- тельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат опре- деляет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в со- вокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|