Основные направления религиозной философии 23 глава
получает "теология кризиса", или "диалектическая теология", которая
подчеркивает разрыв между откровением и естественным познанием, используя экзистенциальную диалектику С. Кьеркегора, фиксирую- щую парадоксальные противоречия индивидуального существования. Создателем диалектической теологии был К. Барт (1886 - 1968), швейцарский реформатский священник и богослов. Концепция К. Бар- та осуществляет на новом философском уровне возврат к протестан- тской ортодоксии, поэтому диалектическая теология обозначается часто так же, как неоортодоксия. Еще в 1919 г. К. Барт опубликовал "Комментарий к посланию к римлянам" (2-е изд., 1922), в котором резко критиковал либеральную теологию и настаивал на том, что откровение принципиально противо- стоит всякой философии, естественной теологии и религии, являющей- ся продуктом стихийного мифотворчества и философского конструирования. Бог настолько запределен, что человек может постичь его откровение только в диалоге, антиномиях и парадоксах, которые воспроизводят непреодолимую границу между человеком и Богом и кризис всех человеческих усилий". В "Церковной догматике" (1932 --1965) К. Барта центром теологии является христология, толь- ко в Иисусе Христе постигается человеком бытие Бога и предопре- деление - божественный выбор рода человеческого как партнера завета любви и боговоплощения в Иисусе. Из идеи об абсолютной трансцендентности Бога следовал вывод о том, что ничто в мире не может быть признано божественным, ни один социальный институт и движение не могут приблизить мир к царству небесному. Вместе с тем бартианство не было призывом к пассивности. Христиане должны
занимать критическую и ответственную позицию, даваемую сознанием того, что все подлежит суду Божию. Дистанция и оппозиция к греш- ному миру открывали возможность нравственной ответственности в политике, критики тоталитаризма и экстремизма. Р.Бультман Рудольф Бультман (1884-1976), немецкий Концепция демифологизации теолог, принимая во внимание критику ново- христианства. заветных текстов, которая показала, что они включают заимствованные сказания различных народов и воспринимаются как фантастические повество- вания, мифы, подчеркивает, что главная задача теологии состоит в выявлении глубинного смысла этих сказаний. В своих сочинениях "Но- вый Завет и мифология" и других Р. Бультман развивает концепцию демифологизации новозаветного благовестия. Он назвал теологию "понятийным изложением определенной Богом экзистенции человека". Теология, полагал он, неизбежно приобретает герменевтическую функцию и может говорить о Боге, только говоря одновременно о че- ловеке, а человека можно постичь только в свете его отношения к Богу. Подлинный смысл евангелия, согласно Р. Бультману, экзистенциален: он выявляет самопостижение человека в его отно-
шении к бытию. Бультман рассматривает библейские сказания не как рассказы о подлинных событиях, но как способ трансляции человеку экзистенциального содержания и различает "миф" и "керигму". Керигма (от греч. "возвещение", "проповедь") - это сущность христианского вероучения, слово Божие к человеку, которое можно усвоить только верой и которое имеет непреходящее нормативное зна- чение. П.Тиллих Стремление обновить теологию с помощью экзистенциальной философии было свойст- венно и П. Тиллиху (1886 - 1965), немецко-американскому теологу и философу. П. Тиллих в своем трехтомном труде "Систематическая теология" трактует богословские понятия как символы экзистенциаль-
ного понимания человека в его отношении с Богом и выдвигает метод "корреляции", которая должна перебросить мост от философии, фор- мулирующей вопросы, к теологии, дающей ответы. П. Тиллих развива- ет понятие Бога как единства имманентного и трансцендентного, "основы" бытия, указывает, что "объектом теологии является то, что нас в высшей степени заботит". Эту "крайнюю озабоченность" - ultimate concern (переводится также: "высший интерес", "последняя озабоченность", "безусловная забота") вызывает то, что определяет бытие или небытие человека. Разработку "секулярной теологии", осво- божденной как от старого теоцентризма, так и от чрезмерного ант- ропоцентризма, служит развиваемая Тиллихом концепция культуры и ее отношения к религии. Культура мыслится Тиллихом как само- реализация Бога в мире и истории через человеческую деятельность, а религия - как субстанция культуры. В теологии Тиллиха обна- руживается в полной мере основное противоречие феноменологичес- ко-антропологаческого способа обоснования религии: вера, отосланная в повседневность и секулярную культуру, постоянно балансирует на грани неверия, и сомнение оказывается ее необходимым элементом. Но именно этот подход своим понятием Бога как "глубины" бытия и человеческого существования, повлиял на радикальные формы мо- дернизации христианства. Д.Бонхёффер. В середине нашего века в протестантской те- Секулярная теология ологии развертываются дискуссии о секу- ляризации и о "смерти Бога", укрепляется неолиберализм, который принимает радикальный характер и высту- пает в виде ряда близких друг к другу разработок: "безрелигиозного христианства", "теологии смерти Бога", "секулярной теологии", "критической теологии", "политической теологии", "феминистской те- ологии", "теологии освобождения", "теологии революции", "деконст- руктивистской теологии". В 1951 г. была опубликована книга Д. Бонхёффера (1906 - 1945), богослова казненного нацистами, "Сопротивление и покорность.
Письма и записки из тюрьмы"1, в которой содержится мысль о том,
что в мире, достигшем "совершеннолетия", неприемлемы традиционные представления о существовании Бога как сверхъесте- ственного творца и управителя, что безрелигиозному миру нужна со- ответствующая теология. Традиционная религия была, согласно Бонхёфферу, компенсацией человеческой слабости, а теперь люди на- учились свою слабость преодолевать. Христианство поэтому с необ- ходимостью становится безрелигиозным, основой нравственного отношения к людям, активности и ответственности в мире. Под влиянием этих идей Бонхёффера, а также Зультмана и Тиллиха радикальные теологи Г. Ваханян (род. 1927), У. Гамильтон (род. 1924), Т. Альтицер (род. 1927) разрабатывали концепции "секулярной тео- логии" и "теологии смерти Бога". Они истолковали "смерть Бога" и как культурно-историческое событие, означающее утрату религиозного отношения к Богу, бессмысленность традиционного теистического язы- ка, и как полное воплощение Бога в истории, переход из трансцен- денции в антропологическую имманентность. Сторонники секулярной теологии отходят от экзистенциализма и подвергают его критике. Г. Кокс (род. 1931), американский теолог, в книге "Секулярный город" (1965) упрекает П. Тиллиха за то, что тот пытается обосновать обусловленность религиозных и экзистенциальных вопросов самой структурой человеческого сущест- вования. Но дело в том, возражает Кокс, что таких вопросов вообще не возникает у секулярного человека, который прибыл в город уже "после похорон религиозного мировоззрения" и "не видит смысла в трауре". В методологическом аппарате "секулярной теологии" лингвистико-аналитическая философия привлекается для анализа религиозного языка и обоснования того, что бессмысленный в научном плане язык может служить для выражения жизненного смысла. Своеобразным явлением стала "феминистская теология", которая разрабатывается такими протестантскими авторами, как Э. Мольт- ман-Вендель, Л. Шотроф и др. Они выступают за равноправие женщины и требуют пересмотреть "андроцентристское" (ставящее в
центр мужчину) понимание Бога и человека, свойственное "патриар- хальной" теологии, привлечь в учение о Боге не только мужские, но и женские символы, освободить христианство от "сексизма" - эксплуататорского и угнетательского отношения к женщине. Цент- ральным в Библии они считают учение об освобождении человека от всех видов угнетения. Теология процесса Во второй половине XX в. возникает "тео- логия процесса", которая основывается на философии А. Н. Уайтхеда (1861 - 1947). Известность получили работы американских теологов Джон Кобба (род. 1925) и Шуберт Огде- на (род. 1928), Они полагают, что действительность является процес- сом, а не субстанцией и это относится не только к миру, но и к Богу.
Не только Бог проникает во все, что происходит в мире, но и все, происходящее в мире, оказывает воздействие на божественный процесс. Развивается "биополярная" концепция Бога. В его природе выделяются первичный, трансцендентный, умопостигаемый аспект и аспект вторичный, данный в опыте. Как умопостигаемое основание развития мира Бог есть вечный исток всего сущего, постоянно тво- рящий самого себя и всю действительность, а мироздание оказывается "телом" Бога. Бог постепенно воплощает в своем вторичном аспекте осуществившиеся в мире ценности; необратимо утраченное в мире на- всегда сохраняется в Боге. Концепция "биполярности" Бога предстает своеобразной формой панентеизма. Посттеистическая Немецкий теолог Д. Зёлле (род. 1929) пред- и деконструктивистская ложила концепцию "посттеистической тео- теология логии", которая включает элементы критики религии Л.Фейербахом (1804-1872), К.Марксом, Э. Фроммом. Методом этой теологии Зёлле считает социаль- ную контекстуализацию, истолкование всех положений христианского учения в свете освободительной практики, а также современной социологии и психологии. Д. Зёлле провозглашает полное сведение бо- жественного к человеческому, концепцию "нетеистического теизма". Она считает, что историческое и социальное понимание человека, социологическое истолкование человека и религии, включающее ее критику, направлены в конечном счете на устранение устаревших форм религиозного сознания ради поиска его подлинных и перс- пективных форм, нового религиозного опыта, который может быть со- единен с борьбой за гуманизм и освобождение. "Деконструктивистская" теология основывается на учении фран- цузского философа Ж. Деррида (род. 1930), предложившего преодо- леть метафизические и логоцентристские (опирающиеся на звучащее
слово) напластования в культуре и отыскать посредством расчленения текстов ("деконструкции") глубинные истоки взаимодействия с трансценденцией. Ряд американских теологов, объединившихся в начале 80-х годов (сборник "Деконструкция и теология", 1982), не только зафиксировали кризис традиционного богословия, но и заявили о "смерти" всякой теологии, основанной на метафизике, на понимании Бога как сверхъестественной реальности. По их мнению, предмет этой теологии исчерпан, понимаемый таким образом Бог "умер", и осталось только "научиться танцевать танец смерти на могиле Бога"2. С помощью столь радикальных метафор они выражают требование поиска глубинных основ языка религии и теологии. Теология надежды. После 60-х годов нарастает скептическое Эсхатологическая теология. отношение к политизации и социологизации теологии. В протестантской философии и те- ологии все чаще рассматривается эсхатологическая проблематика. С помощью обновления эсхатологии богословы надеются преодолеть как
устарелость традиционного учения, так и тенденцию секулярной те- ологии понимать человека в качестве автономного существа. Этот сдвиг виден в концепциях двух виднейших представителей "теологии надежды", "эсхатологической теологии" - Ю. Молътмана (род. 1926) и В. Панненберга (род. 1928), которые трактуют откровение как вклю- чающее активное действие Бога в истории, сохраняют принципиальные положения вероучения, но пересматривают их традиционное обосно- вание, а в философско-теологическом и социальном аспектах своего учения используют новейшие философские, социологические и психо- логические теории. Особое значение имела для эсхатологической теологии "философия надежды" Э. Блоха (1885-1977). Теологическое пере- осмысление этого учения Э. Блоха предложил немецкий теолог Ю. Мольтман. В книге "Теология надежды" он утверждает, что надежда на спасение оказывает сильнейшее влияние на восприятие человеком реальности, с ней связана историчность человека. Ю. Мольтман подчеркивает политический аспект эсхатологии, осво- бодительную функцию надежды в истории, поэтому его теология рассматривается и как разновидность политической теологии. Рево- люция, освободительное движение понимаются им как возможные конкретные манифестации эсхатологической надежды. Ю. Мольтман говорит о сходстве между эсхатологической миссией христиан и революционными движениями в истории. Правильно оценить историческую реальность и открыть в надежде путь к преобразованию общества помогает, по мнению Ю. Мольтмана, учение о страдании Бога вместе со всем человечеством. Христианская надежда способна уже в этой земной жизни предвосхитить и пережить все виды полноценного существования. Эсхатологически ориентированную систематическую теологию разрабатывает и известный немецкий богослов Вольфхарт Паннен- берг. В ряде книг ("Систематическая теология" и др.) он принимает основные положения философской антропологии М. Шелера (1874 - 1928) и X. Плеснера (1892-1985), социологии знания, использует учение Гегеля об отчуждении, с тем чтобы истолковать "открытость человека миру", его способность преобразовывать действительность как "открытость Богу". Только конечное будущее мира и его истории может окончательно и неопровержимо доказать действительность Бога. Не только природа человека, но и вся структура реальности ориентированы на будущее, предвосхищают его, являются "про- лептическими". Эсхатологическая теология рассматривает Бога как будущее мира, ожидаемое в "базисном доверии" и пролептически открытое во Христе. Фундаментализм С начала 70-х годов в условиях обострения экологических и социальных противоречий усиливается тенденция церковного и теологического консерватизма. Это широкое движение обычно именуется "евангелистским" христиан-
ством, призывает разрабатывать "евангельскую" теологию, обращен- ную прежде всего к учению о христианской жизни по вере. Наиболее последовательные антимодернисты продолжают линию христианского фундаментализма начала века, ведут кампанию против преподавания эволюционизма и дарвинизма в учебных заведениях. Большую изве- стность получил в 80-е годы баптистский проповедник Д. Фолуэл (род, 1933), основатель, движения "Моральное большинство" (с 1986 г,- "Федерация свободы"). Против модернизации теологии резко вы- ступили и сторонники так называемого "научного креационизма", ко- торый отстаивает учение о том, что мир и человек сотворены Богом, как об этом повествуется в Библии. Известность получил созданный в 1972 г. Институт креационистских исследований при Колледже христианского наследия в г. Сан-Диего (Калифорния, США). В книгах Г. Морриса и других обосновывается положение, что "эволюции не бы- ло и нет, жизнь не развилась из мертвой материи, а была сотворена сверхъестественным образом"3.Слабость аргументации "научного кре- ационизма" не позволила крупным религиозным организациям под- держать это учение, от него отмежевываются католические и протестантские теологи, придерживающиеся концепции "эво- люционного креационизма", постепенного и поэтапного творения. Контекстуальная теология Протестантская теология конца XX в. отразила ситуацию религиозного плюрализма* В этой ситуации получает распространение экуменическая теология, ориентированная на диалог с другими религиями и мировоззрен- ческими системами, на контекстуализацию христианства. Проблема контекстуализации особенно важна для христианских теологов в стра- нах Азии, Африки, Латинской Америки, богословие которых часто определяется как "контекстуальная теология". На периферии индустриального мира острее и сложнее социальные противоречия, сталкиваются ультрасовременные и крайне архаичные социальные и культурные пласты. Усилия теологов этих стран направлены на эку- менизацию и контекстуализацию христианства, на отыскание синтеза представлений, выработанных в христианстве, исламе, индуизме, буддизме и других религиях. Африканские теологи, например, поставили задачей не только приспособление к местным культурам, но и "африканизацию" христианства, его воплощение через традиции местных культов. Осо- бой разновидностью контекстуальной теологии является "черная те- ология". Она зародилась среди богословов и религиозных лидеров негритянского происхождения в Северной Америке, усилилась в 60-е годы в борьбе негров за гражданские права. "Черная теология" про- возгласила христианство воплощением глубинных духовных чаяний негритянской расы, черного богоизбранного народа. Сам Бог и его воп- лощение - Иисус Христос, с точки зрения последователей этого
движения, являются чернокожими, хотя бы в духовном, моральном смысле. Глава XVI МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ Складывание исламской теологии относится к IX - XII вв. Вместе с тем уже на рубеже VII - VIII вв. в мусульманской среде велись дискуссии по основополагающим вопросам вероучения - об отно- шении к греху и о мере загробного воздаяния, о природе и атрибутах Бога и свободе воли, о природе Корана и т. д. Противоречивость основ- ных источников ислама - Корана и Сунны - давала широкие воз- можности для различных толкований проблем догматики. Идейные расхождения среди мусульманских теологов привели к образованию в середине VIII в. рада влиятельных религиозно-политических группировок, каждая из которых претендовала на выражение истинно- го правоверия. Из-за отсутствия в исламе системы узаконения дог- матов в мусульманском мире не выделилась общепринятая теологическая школа. Отдельные попытки навязывания сверху пра- вящими кругами государственного вероисповедания, включающего элементы того или иного религиозного направления, встречали отпор со стороны его оппонентов. В полемике богословов Египта, Сирии, Ирака, Ирана особое место занимал спор о предопределении - божественной детерминирован- ности происходящих в мире явлений, включая человеческие действия. Сторонники учения об абсолютном предопределении получили на- звание джабаритов (ар. "джабар" - принуждение). Они утверждали, что Бог создал каждого человека вместе с его характером, способно- стями и будущими поступками, и поэтому человек не может влиять на свой жизненный путь. В противоположность джабаритам сложилась школа мыслителей, развивавших тезис о свободе человека в выборе своих действий. Пропагандистов этого учения называли кадаритами. Калам Сосуществование различных религиозных группировок, бурные диспуты между исламскими шкалами и их идейные столкновения с представителями других религий породили мусульманскую спекулятивную теологию - калам (соотв. древнегреч. "логос"). Она давала догматам ислама тол- кование, основанное на разуме, а не на слепом следовании религиозным авторитетам. Основная установка сторонников калама (мутакаллимов) выражена в тезисе "Следуй одному только разуму". В процессе эволюции был выработан присущий каламу метод рассуж- дений, основанный на символико-аллегорическом толковании Корана
и исключающий при аргументации конкретных тезисов ссылки на какие-либо авторитеты, кроме разума. В каламе прослеживается влияние древнегреческой философии, которая сохранялась в халифате в рамках живой традиции эллинско-эллинистической учености, а так- же христианства и иудаизма. Проблематика калама отражала главные темы дискуссий религиозно-философского характера, непосредственно связанные с дог- матикой ислама (извечность или сотворенность Корана, ответствен- ность человека за свои действия, судьба грешника в потустороннем мире, единство Бога и соотношение его сущности и атрибутов, качества руководителя мусульман). С момента своего возникновения калам не представлял целостного мировоззренческого учения. В средневековой арабо-мусульманской истории он был представлен совокупностью школ. Первым крупным направлением калама стала школа мутазилитов (ар. "отделившиеся"), игравших значительную роль в религиозно-политической жизни Да- масского и Багдадского халифата в VIII - IX вв. Главным основопо- ложником мутазилизма был Васыл ибн Ата (699 - 748). Среди его видных теоретиков выделялись аль-Аллаф (ум. 841), ан-Наззам (ум. 845), аль-Джахиз (ум. 868). Мутазилитское учение ориентировалось на традиции Аристотеля и неоплатоников. Рационализм мутазилитской доктрины выразился в утверждении приоритета разума над верой и отрицании всяких убеж- дений, принятие которых не предваряется сомнением в их истинности. В первой половине IX в. были сформулированы основоположения му- тазилизма. К их числу относится тезис о божественной спра- ведливости, предполагающей свободу человеческой воли. Постулируя справедливость Бога и его совершенство, мутазилиты полностью отвер- гали мысль о том, что Бог может творить зло, признавая, что он творит только "наилучшее". Мутазилиты признавали трансцендентность Бога, предполагавшую отсутствие какого-либо сходства между ним и его творениями, в том числе человеком. В их представлениях Бог выступал как неопре- делимое в человеческих понятиях и непознаваемое единство. Пропо- ведуемый мутазилитами строжайший монотеизм предполагал не только отрицание антропоморфизма и многобожия, но и отрицание реальности и извечности созданных-человеческими представлениями божественных атрибутов (например, силы, способности гневаться, мстить и т. д.). Мутазилиты утверждали, что Коран сотворен Аллахом во времени. Признание Корана вечным и несотворенным, по их мнению, могло рассматриваться как скрытое признание второго Бога, что являлось величайшим грехом. Из положения о сотворенности Ко- рана вытекал вывод о возможности аллегорического толкования свя- щенной книги мусульман. Мутазилиты исходили также из положения
об обязанности правоверного мусульманина способствовать всеми сред- ствами, в том числе и насильственным путем, торжеству добра и поп- ранию зла. Историческая судьба мутазилитского идейного движения была переплетена с политической историей халифата. Мутазилиты примкнули к оппозиции Омейядам. В период правления аббасидского халифа аль-Мамуна (813 - 833) и при его преемниках аль-Мутасиме (833 - 842) и аль-Васике (842 - 847) мутазилитство стало основой в качестве государственного вероисповедания. Деятельность му- тазилитов поощрялась правителями, им предоставлялись ответствен- ные посты. Расцвет мутазилизма (2-е половина IX в.) сменился периодом гонений. При халифе Мутавакиле (847 - 861), вернувшемся в лоно традиционалистского суннизма, позиции мутазилитов были сильно подорваны. Ханбадитство Главными оппонентами рационалистических течений в рамках мусульманской теологии выступили сторонники суннитского традиционализма. Провозгласив принцип строгой опоры на Коран и Сунну, на знание, освященное авторитетом пророка Мухаммеда и его сподвижников, теологи- традиционалисты утверждали необходимость принятия веры без рас- суждений, исповедовали безусловность божественного предопределения. Они выступали за запрет на любые нововведения в области вероучения и права, не имеющие прямого обоснования в священных исламских текстах, на свободное обсуждение проблем религии. Для традиционалистского богословия характерен подход к Ко- рану и хадисам, исключающий всякое их иносказательное толкование и предполагающий применение принципа "не задавай вопрос "как?"" (би-ла кайф). Традиционалисты призывали ориентироваться на образ жизни мусульманской общины пророка Мухаммеда и первых поко- лений его последователей - "праведных предков". Их идеалами стали социальные и этические ценности раннего ислама - эгалитаризм, не- стяжательство, осуждение роскоши, предпочтение скромной и воздер- жанной жизни. Наиболее ярко традационалисгские идеи воплотились в проповедях и догматических трактатах ханбалитской школы, названной по имени ее основателя Ахмада ибн Ханбала (780 - 835). Ханбалитство возникло как своеобразная реакция на распростра- нение мутазилитской доктрины и выразило взгляды крайне консер- вативных сторонников мусульманского традиционализма. Его социальной опорой стали низшие и средние городские слои арабо-му- сульманского общества. В отличие от усложненных мутазилитских взглядов, ориентированных на образованную элиту, догматические представления ханбалитов отличались простотой и доступностью. Не- дозволенными, с их точки зрения, новшествами религиозно-догматиче- ского характера являлись: внесение изменений в ритуал молитвы,
оскорбление сподвижников Мухаммеда, споры об атрибутах Аллаха, утверждение сотворенности Корана, использование рационалистических методов спекулятивной теологии - калама. Ашаризм В условиях усиления нападок ханбалитов на мутазилизм была предпринята попытка его легализации путем компромисса с учением традиционалистов-дог- матиков. Ее инициатором выступил теолог из Басры Абу-л-Хасан аль- Ашари (873 - 935), основатель новой школы калама - ашаризма. Его видными представителями стали аль-Баккилани (ум. 1013), аш-Шах- растани (ум. 1153), Фахр ад-Дин ар-Рази (ум. 1209). Хотя ашариты демонстративно противопоставляли себя мутазилитам, тем не менее они продолжили их рационалистическую линию в неблагоприятных условиях. В мировоззренческой области ашариты, как правило, ут- верждали приоритет разума над религиозной традицией и отрицали слепое следование религиозным авторитетам. Вместе с тем они стремились не вступать в резкое противоречие с консервативными сто- ронниками традиционализма, отвергавшими любое рационалистичес- кое истолкование догматов веры. Это нашло выражение в осторожном подходе ашаритов к решению ряда специфических теолого-фило- софских вопросов. Они отрицали сотворенность Корана, признавали извечность некоторых божественных атрибутов. Однако по этим и подобным вопросам среди ашаритов не было единства. С XIII в. произошло сближение калама и арабо-мусулъманской философии (восточного перипатетизма).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|