Система показателей эффективности работы предприятия
Исследуем показатели эффективности работы предприятия по данным финансовой отчетности за девять месяцев 2013 года:
Аналитический баланс компании приведем в таблице 4:
Таблица 4 - Аналитический баланс
Виды имущества и обязательств (с учетом корректировок)
31.12.2012
30.09.2013
отклонение
Активы предприятия
значение
удельный вес, %
значение
удельный вес, %
абсолютное
относительное %
в % к приросту валюты баланса
1. Внеоборотные активы - всего
6458
1,07%
6874
1,09%
416
106,44%
1,35%
в том числе нематериальные активы (110)
0
0,00%
0
0,00%
0
0,00%
основные средства (120+135)
6458
1,07%
6874
1,09%
416
106,44%
1,35%
незавершенное строительство (130)
0
0,00%
0
0,00%
0
0,00%
долгосрочные финансовые вложения (140+145+150)
0
0,00%
0
0,00%
0
0,00%
долгосроч. дебиторская задолженность (230)
0
0,00%
0
0,00%
0
0,00%
2. Оборотные активы - всего
594856
98,93%
625295
98,91%
30439
105,12%
98,65%
в том числе запасы и затраты, в т.ч. прочие оборотные активы (210+220-216-270)
253565
42,17%
279544
44,22%
25979
110,25%
84,20%
дебиторская задолженность (240-244)
213484
35,50%
309874
49,02%
96390
145,15%
312,40%
краткосроч. финансовые вложения (250)
0
0,00%
0
0,00%
0
0,00%
денежные средства (260)
127807
21,25%
35877
5,68%
-91930
28,07%
-297,94%
ИТОГО имущество
601314
100,00%
632169
100,00%
30855
105,13%
100,00%
Пассивы предприятия
0,00%
0,00%
0
0,00%
1. Реальный собственный капитал (490-216-244-450+640+650)
31429
5,23%
55536,4
8,79%
24107,4
176,70%
78,13%
2. Долгосрочные кредиты и займы (510+515+520)
180
0,03%
0
0,00%
-180
0,00%
-0,58%
3. Краткосрочные обязательства (690-650-640+450)
569705
94,74%
576632,6
91,21%
6927,6
101,22%
22,45%
Всего заемный капитал
569885
94,77%
576632,6
91,21%
6747,6
101,18%
21,87%
ИТОГО капитал
601314
100,00%
632169
100,00%
30855
105,13%
100,00%
Информация по финансовым результатам предприятия за 9 месяцев 2009 года приведена в таблице 5:
Таблица 5 - Финансовые результаты предприятия
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ, Форма №2
Наименование показателя
Код строки
2004
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
010
1346442,0
в том числе от продажи
011
0,0
012
0,0
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
020
1302587,0
в том числе проданных
021
0,0
022
0,0
Валовая прибыль
029
43855,0
Коммерческие расходы
030
Управленческие расходы
040
Прибыль (убыток) от реализации (строки (010-020-030-040))
050
43855,0
II Операционные доходы и расходы Проценты к получению
060
0,0
Проценты к уплате
070
12057,0
Доходы от участия в других организациях
080
0,0
Прочие доходы
090
3897,0
Прочие расходы
100
5897,0
Прибыль (убыток) до налогообложения (строки (50+60-70+80+90-100+120-130))
140
29798,0
Налог на прибыль
150
5959,6
Прибыль (убыток) от обычной деятельности
160
23838,4
На основании этих данных рассчитаем показатели рентабельности компании:
Таблица 6 - Показатели рентабельности
Показатель
Значение за 9 месяцев 2009 года
1. Выручка (нетто)
1 346 442,00
2. Прибыль от продаж
43 855,00
3. Чистая прибыль, тыс. руб.
23 838,40
4. Среднегодовая сумма всех активов
616 876,00
5. Среднегодовая величина ОС и НМА (по остаточной стоимости)
6 666,00
6. Среднегодовая величина оборотных активов
610 210,00
7. Среднегодовая сумма реального собственного капитала (чистых активов)
43 617,20
8. Рентабельность активов по чистой прибыли п.3/п.4
0,052
9. Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли п.3/п.5
4,768
10. Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли п.3/п.6
0,052
11. Рентабельность реального собственного капитала по чистой прибыли п.3/п.7
0,729
12. Рентабельность продаж по прибыли от продаж п.2/п.1
0,033
13. Рентабельность продаж по чистой прибыли п.3/п.1
0,018
В целом, эффективность деятельности компании находится на высоком уровне. За период компания увеличила активы на 5%, собственный капитал - на 76%. Рентабельность активов составила 5,2%, рентабельность собственного капитала - 73%, рентабельность продаж - 3,3%
Рассмотрим далее показатели деловой активности организации:
Таблица 7 - Показатели деловой активности
Показатель
Значение за 9 месяцев 2009 года
1. Выручка (нетто)
1 346 442,0
2. Среднегодовая сумма всех активов
616 876,0
3. Среднегодовая стоимость ОС и НМА (первоначальная стоимость)
602 994,0
4. Среднегодовые остатки оборотных средств
610 210,0
5. Среднегодовые остатки запасов
265 821,0
6. Среднегодовая величина дебиторской задолженности
261 679,0
7. Среднегодовая величина денежных средств и краткосрочных финансовых вложений
81 842,0
8. Среднегодовая величина кредиторской задолженности
315 664,0
9. Среднегодовая величина кредитов и займов
257 594,8
10. Среднегодовая величина скорректированных обязательств
573 258,8
11. Оборачиваемость всех активов п.1/п.2
2,2
12. Средний срок оборота всех активов в днях 360/п.11
123,7
13. Фондоотдача (по первоначальной стоимости) п.1/п.3
2,2
14. Оборачиваемость оборотных активов п.1/п.4
2,2
15. Средний срок оборота оборотных активов в днях 360/п.14
27. Средний срок оборота скорректированных обязательств в днях 360/п.26
115,0
28. Операционный цикл в днях п.17+п.19
105,8
29. Финансовый цикл в днях п.28-п.23
42,5
Расчет показателей деловой активности показывает, что компания оборачивает запасы за 53,3 день. При этом средний срок расчета с покупателями составляет 53 дня, а с поставщиками - 63,3 дня. Таким образом, несмотря на то, что операционный цикл компании составляет только 105,8 день, оборот финансовых ресурсов (финансовый цикл) составляет только 42,5 дня
SWOT-анализ компании
прибыль рентабельность дебиторская задолженность
Проведем SWOT-анализ компании. SWOT-анализ предполагает оценку сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз внешней среды.
Таблица 8 - Матрица SWOT
Внешняя среда Внутренняя среда
Возможности Вытеснение части конкурентов с рынка в связи с кризисом Снижение арендных ставок на складские помещения Снижение расходов на транспорт
Угрозы Появление новых конкурентов Рост цен у поставщиков Увеличение доли сетевых операторов («Семья», «Виват», «Добрыня» с собственными логистическими службами и складами) Удорожание коммерческого кредита
Сильные стороны Хорошее знание рынка Большой ассортимент Выгодное местоположение Разветвленная сеть складов по Пермскому краю Широкий ассортимент
В условиях ужесточения финансирования конкуренция ослабнет и компания сможет осуществлять деятельность в более благоприятных (в связи с падением ставок и тарифов) условиях
Умеренные цены и большой ассортимент позволят предприятию «встроиться» в сбытовые системы гипермаркетов
Слабые стороны Неразвитость маркетингового обеспечения Нехватка оборотных средств Высокая зависимость от поставщиков и их коммерческого кредита Высокая текучесть кадров
Снижение конкуренции сократит значение маркетинга, а кризис на рынке труда приведет к сокращению текучести персонала
Гипермаркеты вытеснят небольших продавцов на периферию, и их снабжение будет осуществляться с разветвленных филиальных сетей фирм-конкурентов. Поставщики прекратят отгрузку вследствие неплатежеспособности компании.