Организационно-управленческие технологии культурной сферы: сущность и особенности
Организационно-управленческие технологии предполагают мобильное распределение обязанностей, соблюдение иерархии подчиненности и контроля, основанной на правовых документах, трудовых прав и обязанностей. К ним относятся также материалы и документы, отражающие как содержание организационно-административной деятельности того или иного проекта, так и его структуру, штатное расписание и финансирование. Хозяйственно-экономическое управление проектами включает систему ресурсного обеспечения - финансы, штаты, размеры заработной платы, виды поощрения или наказания, материально-технические ресурсы. Поиск истопников финансирования играет значительную роль в осуществлении поставленных в проекте задач и требует от организаторов проведения анализа первичного состояния дел в отрасли, рынка услуг, тенденций его развития, экспертиз и оценок, рекомендаций (маркетинговый анализ). Проведение такого анализа будет способствовать принятию обоснованных решений по осуществлению государственной поддержки проекта и привлечения спонсорских средств частных лиц и благотворительных организаций. Организационно-экономическое сотрудничество бизнеса в осуществлении социально-культурных программ и проектов принимает разнообразные формы, которые оформляются договорами на взаимовыгодных условиях. Это могут быть закупки оборудования и инвентаря, учреждение премий, стипендий, гонораров, призов, грантов и т.п. со стороны представителей бизнеса, тогда как руководители проектов обязуются способствовать формированию положительного имиджа спонсирующей организации или продвижения ее товаров через рекламу. Форма патронажа предполагает финансовое и организационное покровительство на стабильной и долговременной основе. Фонды поддержки и развития учреждений культуры, попечительские советы предоставляют различные льготы и средства для реализации проектов (помещения, финансовые средства и гл.).
Форма благотворительности (фонды, сообщества) является своеобразной филантропией и демонстрирует акт свободного волеизъявления при оказании поддержки проекту, без каких-либо обязательств со стороны его руководителей. Отдельные социальные фонды становятся активными участниками раз- работки и осуществления социальной политики региона, организуют лоббирование проектов и обеспечивают высокий стандарт их организации. Такой социальный посредник требует определенных затрат - около 10% стоимости проекта. Широко применяется и такая форма поиска финансово-материальных средств поддержки проекта, как фандрайзинг, которая осуществляется через непосредственные или письменные контакты организатора с потенциальным спонсором. Главная составляющая успеха фандрайзинга - привлекательность проекта, коммерческая или имиджевая (реклама, связи с общественностью), а также престижность участия спонсора в проекте, подтверждающая или продвигающая его социальный статус. Управленческие планы конкретного проекта разрабатываются с учетом содержания проекта, видов деятельности, уровня принятия решений, сроков исполнения. В зависимости: а) от содержания они могут быть тематическими по одному из направлений деятельности, или системными, включающими ряд направлений, или комплексными, включающими все направления; б) от уровня принятия решений по реализации проекта различают планы федеральные, республиканские, областные, краевые, региональные, городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные планы; в) от степени директивности планы бывают прогнозные, рекомендательные, директивные (подлежащие обязательному выполнению); г) от сроков реализации их подразделяют на перспективные и текущие (краткосрочные и оперативные).
Не менее важна в организационно-управленческих технологиях и выстроенная система контроля, в задачи которого входит выявление успешного опыта деятельности и недостатков, проявленных в период работы над реализацией проекта. Этому способствуют учет и отчетность, которые осуществляются в четырех видах: текущий (первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский, творческий. Текущий предполагает учет как качественной, так и количественной стороны деятельности (объем выполненной работы, количество мероприятий, посетителей, их состав, списки коллективов, принимающих участие в проекте, доход и т.п.). К учету прилагаются документы,--подтверждающие проделанную работу - программы, билеты, сценарии, сметы, фото- и видеопродукция, квитанции и другие документы, подтверждающие ход подготовки и проведения конкретных мероприятий, отзывы посетителей, рецензии СМИ, экспертные оценки. Акты приема подтверждают сдачу проведенной работы заказчику и объединяют качественные и количественные показатели. Привлекательной формой, демонстрирующей уровень проделанной работы, являются творческие отчеты коллективов, отдельных исполнителей, учреждений и организаций, фестивали, конкурсы, дни культуры местного пли федерального масштаба. Статистические отчеты составляются на основе данных, полученных от текущей работы, как правило, по особой табличной форме. Система контроля осуществляется в нескольких видах: ведомственный, со стороны вышестоящей организации-учредителя; государственный - со стороны государства через ревизионные органы и общественный - со стороны общественных организаций (профсоюзов, творческих союзов, средств массовой информации), а также контроль со стороны граждан. Организационно-управленческие технологии строятся на основополагающих требованиях, предъявляемых к корпоративной культуре организаторов как важной составляющей формирования и утверждения образа проекта. Они включают в себя: стиль управления (ритмичность, равномерность распределения заданий и сроков исполнения); культуру общения (разрешение и профилактика конфликтов); формы управления внутрипроектной жизнью (использование традиций, ритуалов, внешних символов), информационный дизайн (аббревиатуру проекта, знаковые и графические символы, одежду сотрудников, слоганы, -звуковые и музыкальные сигналы и т.п.); возможно принятие системы запретов на внешний облик и системы взаимоотношений внутри коллектива.
Контрольные вопросы: 1.Что входит в понятие «организационно-управленческие технологии»? 2.Что входит в систему управления социально-культурной деятельностью? 3.Охарактеризуйте этапы управленческой деятельности по реализации социально-культурного проекта и сравните их с организаторской деятельностью. В чем их сходство и отличие? 4.Что такое «организационно-корпоративная культура» и какую функцию она выполняет при осуществлении проекта? 5.Какие формы работы со спонсорами вы знаете? 6.Какие специфические технологии управления субъектами в социально-культурной сфере вы знаете? Литература основная: 1,3,4,5 Литература дополнительная:.2,14,15,16,42,46,64
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|