Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 Научно-теоретическое исследование генезиса проблемы оценки профессиональной надёжности оператора




ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время эффективность любого производства всё в большей степени зависит от качества деятельности обслуживающего персонала, которое определяется уровнем их обученности, морально-психологических и физиологических характеристик, способностью использовать свои знания и умения на практике. Выполнение операторских функций в современных системах управления накладывает на специалиста чрезвычайно большую ответственность, так как от своевременности, точности, безошибочности и эффективности его действий в значительной степени зависит качество работы всей системы, сохранность оборудования, продуктов труда, транспортных средств и жизни людей.

Технический прогресс в промышленном производстве, на транспорте, в энергетике и военном деле сопровождается непрерывным повышением роли человека-оператора в достижении высокой эффективности и качества деятельности. Комплексная механизация производственных процессов, автоматизация работы систем управления, широкое применение вычислительной техники, информационных моделей индивидуального и коллективного пользования коренным образом меняет характер труда и влечет за собой возникновение новых операторских профессий. Несмотря на постоянное совершенствование техники, автоматизацию процесса деятельности функции человека-оператора усложняются, а экономическая и социальная значимость результатов его труда и последствий различных нарушений трудового процесса возрастает.

Проблема комплексной психологической оценки профессиональной надежности субъекта труда особенно актуальна в связи с тем, в ряде операторских профессий, деятельность характеризуется экстремальными условиями, которые могут обуславливать снижение ее надежности, но также оказывать вредное и опасное воздействие на человека.

Несмотря на то, что изучение профессиональной надежности проводилось в разных аспектах, все же проблема обеспечения профессиональной надежности остается как одна из основных и наибольшее значение приобретает в профессиях, связанных с повышенными требованиями к человеку, экстремальностью условий, ответственностью, высокой ценой ошибки, риском для здоровья и жизни.

Многие авторы (Зарковский, Зинченко, Ломов и др.) изучают проблему надежности в системе «Человек-Машина» или «Человек-Машина-Производственная среда». Человек в данной системе рассматривается преимущественно с точки зрения его психофизиологической и функциональной надежности. Это неприемлемо для деятельности педагога, где сотрудник является субъектом, личностью действующей в системе «Человек-Человек». Отсюда возникает практическая и теоретическая потребность в разработке данной проблемы. На сегодняшний лень уровень профессиональной надежности педагогических работников не в полной мере отвечает современным реалиям. Действия педагогов далеко не всегда оказываются целесообразными, современными, рациональными, продуктивными и подчас, как следствие, влекут за собой невосполнимый моральный ущерб. Это свидетельствует о том, что проблема профессиональной надежности педагогов в образовательной практике до сих пор остается нерешенной.

Несмотря на достаточно большое количество существующих методов изучения профессиональной надежности операторов, открытым остается вопрос об их адекватном применении к другим профессиональным группам, в том числе к педагогам. Отсутствует научно обоснованная модель оценки профессиональной надежности педагога. Видится необходимым сосредоточение усилий исследователей на определение методов, которые можно применять для оценки профессиональной надежности педагога, а также разработке специальных методов ее изучения.

В связи с этим проблема профессиональной надежности педагогов является одной из важных, и это определило выбор темы курсовой работы «Оценка и прогнозирование профессиональной надежности педагогов».

Цель: изучить возможность оценки и прогнозирования профессиональной надежности педагогов.

Объект исследования: психологические аспекты профессиональной надежности педагогов.

Предмет: связь между показателями оценки и прогнозирования профессиональной надежности педагогов.

Гипотеза: по результатам методики «Определение уровня тревожности» разработанной Ч.Д. Спилбергом и адаптированной в русском переводе Ю.Л. Ханиным можно оценить и спрогнозировать профессиональную надежность педагогов.

Задачи:

. Выявить основные факторы, определяющие процесс формирования профессиональной надежности педагогов и определить пути ее развития.

2. Сформировать исследовательскую группу.

.   Обосновать выбор методов и методик исследования, для изучения профессиональной надежности педагогов.

.   Предложить надежный критерий оценки профессиональной надежности педагогов.

.   Провести психологическое обследование группы в целях получения данных о надежности педагогов.

.   Изучить возможности прогнозирования профессиональной надежности педагогов.

Методологическая основа исследования: явились исследования проблемы психологического обеспечения надежности деятельности оператора в работах В.А. Бодрова, Е.П. Ильина, Б.Ф. Ломова, В.Л. Марищука, В.Н. Машкова, Г.С. Никифорова. В.А.Пономаренко, В.П. Третьякова, Н.И. Фролова, В.Ю. Щебланова, и многих других авторов.

Методы исследования:

. Анализ литературы по теме исследования;

2. Психодиагностические методы: методика «Определение уровня тревожности» разработанной Ч.Д.Спилбергом и адаптированной в русском переводе Ю.Л.Ханиным;

.   Математико-статистические методы обработки данных: обработка данных, выполнена с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel XP и пакета статистического анализа STATISTICA 6.0.

Исследовательская база - ГОУ СОШ №1 им. города Байконур. Выборку составили (16 человек, все женщины, являлись педагогами ГОУ СОШ № 1 им. Г.М. Шубникова города Байконур, средний возраст испытуемых - 40 лет).

 


Глава 1 Научно-теоретическое исследование генезиса проблемы оценки профессиональной надёжности оператора

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...