Профессиональная надежность педагогов и ее место в педагогической деятельности
Место и роль профессиональной надежности педагога в педагогической системе определяются тем обстоятельством, что педагог как субъект образовательного процесса отбирает цели, содержание, средства обучения и развития воспитанников. Надежность всей педагогической системы, по сути, детерминируется характеристиками профессиональной надежности педагога, которая проявляется в осмысленном образе «Я в педагогической профессии», психической устойчивости и адаптивности личности, умениях продуктивно, бесконфликтно взаимодействовать с участниками образовательного процесса, с минимальным количеством ошибок и отказов выполнять различные функции педагогической деятельности, регулировать свое профессиональное поведение. Профессиональная надежность педагога может рассматриваться как одна из праксеологических характеристик педагогического труда. Праксеологическими, указывают И.А.Колесникова, Е.В.Титова [8], признаются такие характеристики педагогической деятельности и деятеля, которые их описывают и оценивают с точки зрения «правильности», т.е. обоснованности, нормосообразности, целесообразности, рациональности, продуктивности. К таким характеристикам относятся «качество», «результативность», «эффективность». В указанном ряду понятий центральное место занимает понятие «качество», как наиболее общее. Качество - это совокупность свойств и признаков, определяющих соответствие образцу. Понятие «качество педагогического труда» конкретизируется через систему таких понятий, как «квалификация», «компетентность», «культура», «мастерство педагога» и др. Характеризуя понятие «педагогическая деятельность» Б.Т.Лихачев определяет ее следующим образом: «Это особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями» [9, С 57]. Субъектами педагогической деятельности являются учитель, родители, референтные группы учащихся, школьный и классный коллективы, коллеги, администрация школы.
Важнейшей особенностью педагогической деятельности является то, что она с начала и до конца - процесс взаимодействия людей. Человек и предмет педагогической деятельности, и во многом - ее орудие, и средство, и продукт. Следовательно, цели, задачи и методы обучения и воспитания в педагогической деятельности, определяемые, в конечном итоге, социальными факторами, осуществляются в форме межличностных отношений. Это диктует особые требования к человеку, избравшему профессию учителя, требует сформированности его профессионального мастерства. Высокие требования к труду учителя обусловлены не только сложностью выполняемой им деятельности, но и ее ярко выраженной спецификой. Г.С.Никифоров указывает, что становление профессиональной надежности специалиста представляет собой эволюционный процесс, совпадающий с процессом его профессионализации [17]. Поскольку профессионализация имеет ярко выраженный стадиальный характер, связанный со сменой социальной ситуации профессионального развития, следует предположить, что системогенез профессиональной надежности педагога также имеет ступенчатый характер. Основанием для деления системогенеза профессиональной надежности педагога на отдельные стадии может выступать направление «движения» данной системы, т.е. изменений, происходящих в ней с течением времени. системогенез профессиональной надежности педагога может быть представлен двумя линиями: прогрессивной (восходящей) и регрессивной (нисходящей). Прогрессивная линия жизненного цикла системы профессиональной надежности педагога отражает процесс ее развития, совершенствования, т.е. «движения» в направлении зрелости. Регрессивная линия жизненного цикла системы профессиональной надежности педагога характеризует ее «движение» в сторону разрушения. Таким образом, профессиональная надежность педагога как биосоциальная система проходит четыре основные фазы жизненного цикла: зарождение, становление, зрелость, разрушение.
Профессиональную надёжность педагога нельзя рассматривать без учёта риска эмоционального выгорания, под которым понимают угасание интереса к профессиональной деятельности. Считается риск эмоционального выгорания (у конкретного педагога) критерием его профессиональной надёжности, т.к. угасание интереса к профессиональной деятельности. Общеизвестно, что компонентами синдрома эмоционального выгорания являются деперсонализация, снижение самооценки эффективности жизнедеятельности и психоэмоциональное истощение. Основная причина развития синдрома эмоционального выгорания - несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями руководителя к работнику и реальными возможностями последнего. Зачастую синдром эмоционального выгорания вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех результатов, за которые они отвечают, и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля за ней. Результат такого контроля - возникновение чувств бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности. В.В.Бойко [3] дает следующее определение эмоционального выгорания: «Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще - профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой - выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с партнерами
Если рассматривать профессиональную надежность педагога со стороны профессионально-важных качеств, то можно говорить о единстве личностных, субъектных и индивидных свойств, которые могут быть рассмотрены в трех аспектах: на уровне общего можно говорить о системе профессиональной надежности; на уровне особенного выделить личностную, деятельностную и функциональную подсистемы надежности; на уровне единичного описать свойства их составляющие. Личностная надежность характеризует педагога как социальную личность: характер и степень выраженности его ценностей, установок, потребностей, мотивов профессиональной деятельности, индивидуальные стратегии решения трудовых задач. Личностный компонент системы профессиональной надежности включает такие свойства педагога, как долг, ответственность, честность, организованность, дисциплинированность. Деятельностная надежность описывает педагога как субъекта профессиональной деятельности: его психические функции, параметры процесса и результатов деятельности. Деятельностный компонент системы профессиональной надежности представляют такие характеристики педагога, как готовность к деятельности, точность, своевременность, безошибочность действий, устойчивость функций, стабильность результатов. Функциональная надежность представляет педагога как биологического индивида: отражает функциональное состояние его организма (состояние здоровья, наличие утомления, нервно-психического напряжения, «трудных» психических состояний и т.п.), объем энергетических ресурсов, необходимых для эффективного выполнения трудовой деятельности. Функциональный компонент системы профессиональной надежности педагога составляют психофизиологическая «цена» деятельности, работоспособность и восстанавливаемость организма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|