Макроэкономическая политика: сущность, цели, задачи и виды
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение
Макроэкономическая политика государства является важнейшей частью общеэкономической политики, призванной обеспечить целостность и комплексность народного хозяйства, устойчивое человеческое развитие. Макроэкономическая политика - это составное звено и необходимый элемент рыночной системы. Основываясь на установлении и отслеживании взаимосвязей макропараметров, макроэкономическая политика вырабатывает и реализует систему воздействий па воспроизводственные процессы исходя из особенностей экономической системы и целей ее развития на данном историческом этапе. Республика Беларусь, как молодое суверенное государство, проходит сложный период реального становления институтов государственности, реформирования экономики и преодоления кризиса, вызванного разрушением СССР, его единого народнохозяйственного комплекса и усугубленного целым рядом факторов политического, социально-экономического и технологического характера. Сложность возникших проблем, их уникальность в современной истории накладывает свой отпечаток на выработку и реализацию макроэкономической политики. Отсутствие опыта трансформации социалистической плановой экономики в рыночную, невозможность механического переноса рыночных «рецептов»- из развитых стран, незрелость многих социальных институтов и их кадрового наполнения, а также негативные последствия рыночных реформ в ряде стран бывшего СССР делают проблему макроэкономического регулирования чрезвычайно сложной, по сути своей синтетической, включающей элементы различных подходов к характеру воздействий на экономические процессы. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Однако такая система, существовавшая в СССР и ряде других стран, показала свою неэффективность и несостоятельность.
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет право свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и производственными товарами, как это происходит в командно-распределительной системе. И все же регулирующие функции государства и здесь имеют большое значение. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического развития. Значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание таких структур экономики, как железные дороги, почта, телеграф и т.п. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений. Цель макроэкономической политики, опирающейся на макроэкономическую теорию, - поддержание полной занятости, стабильности цен, эффективного экономического роста. Макроэкономическая теория рассматривает общие экономические проблемы, функционирование рыночной экономики в целом. Поэтому вполне естественно попытаться применить макроэкономическую теорию к условиям перехода страны к рыночной экономике. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что Республика Беларусь не имеет достаточно собственного опыта формирования и использования рыночных механизмов, поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран, что позволит избежать повторения многих ошибок в развитии экономики.
Целью курсовой работы является изучение выбора моделей макроэкономической политики и оценки концепции макроэкономической политики Республики Беларусь. В соответствии с целью в ходе работы были решены следующие задачи: Изучена сущность, цели, задачи и виды макроэкономической политики. Рассмотрен кейнсианский и неоклассический подход к выбору макроэкономической политики. Дана оценка концепции макроэкономической политики Беларуси и ее результаты. Структура работы вытекает из указанных задач. Во введении обосновывается цель и задачи исследования. В первой главе рассматривается сущность, основные цели и задачи макроэкономической политики. Во второй главе изучается кейнсианский и неоклассический подход к выбору макроэкономической политики. В третьей главе дается оценка социально ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь и пути ее повышения. В заключении сделаны основные выводы работы. Использование литературы содействовала построению структуры курсовой работы. Большую помощь при написании первой главы оказало учебное пособие «Макроэкономическая политика государства и особенности ее осуществления» под редакцией Бродской Т.Г., вторая глава была изучена при помощи учебного пособия «Макроэкономика», таких авторов, как Агапова Т.А., Серегина С.Ф, также способствовал написанию интернет источник «Выбор моделей макроэкономической политики. Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях». Для оценки концепции макроэкономической политики Республики Беларусь в первую очередь способствовали: программа социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006- 2010 годы и факторы влияющие на ограничение экономического роста, программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: утв. указом Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 г., №136 и национальный правовой интернет портал. В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы: описательный, дедуктивный, аналитический, сравнительный и др. Объем курсовой работы составляет 48 печатных страниц.
Макроэкономическая политика: сущность, цели, задачи и виды макроэкономический кейнсианский неоклассический политика Экономика любого государства не может развиваться без определения цели ее развития. В каждый конкретный период экономического развития государство определяет наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой. Макроэкономическая политика - это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса. Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени. Поэтому, в зависимости от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизации). В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач: обеспечение устойчивого роста экономики; повышение экономической эффективности на базе научно-технического прогресса; обеспечение высокой занятости; обеспечение социальной защищенности; обеспечение экономической свободы; обеспечение общеэкономической безопасности; достижение оптимального платежного баланса [17, с. 156]. Макроэкономическая политика представляет собой такую форму вмешательства государства в экономику, которая направлена на достижение полной занятости, устойчивых темпов экономического роста, стабилизацию уровня цен и внешнего равновесия посредством применения инструментов, корректирующих и дополняющих рыночный механизм. Решения, принимаемые правительственными органами и определяющие экономическую политику, оказывают значительное влияние на жизнь и благосостояние граждан в рамках национальной экономики и за ее пределами. В связи с этим возник особый раздел экономической теории - нормативная теория экономической политики.
Необходимость разработки нормативного подхода экономической теории и политики обусловлена эволюцией экономической системы, усложнением экономической жизни. Нормативный подход наряду с количественными методами исследования позволяет расширять и усиливать аналитические и прогнозные возможности макроэкономической науки. В рамках нормативного подхода исследование объекта (экономической реальности) осуществляется с точки зрения оценочного, нормирующего суждения, прежде всего относительно достижения желаемых целей. Нормативная теория экономической политики призвана определять, как следует действовать политикам для достижения желаемых результатов (целей политики). При нормативном подходе предполагается, что правительственные органы являются субъектом, действующим рационально. Правило рациональности означает, что субъект, принимающий решение, четко осознает свои цели и точно понимает, с помощью каких инструментов он может их достичь. Поэтому в рамках нормативного подхода рассматриваются следующие проблемы: масштабы вмешательства правительственных органов в экономику; выбор наиболее эффективных способов достижения целей - оптимальные меры экономической политики (инструменты). В качестве главной цели в самом общем виде выступает максимизация общественного благосостояния. Поскольку понятие общественного благосостояния многогранно, его обеспечение предполагает необходимость достижения целого ряда более конкретно определенных целей, которые могут быть количественно измерены в виде тех или иных целевых показателей. Так, достижение полной занятости является одной из целей, без достижения которой невозможно максимизировать общественное благосостояние. Между различными целями существует неоднозначная система взаимосвязей. Некоторые цели могут дополнять друг друга, такой тип взаимосвязей между двумя целями характеризуется тем, что достижение одной цели способствует достижению другой. Например, экономический рост и полная занятость в условиях экономического спада. Другие цели могут быть взаимозаменяемыми (конфликтными). Достижение одной из конфликтных целей препятствует достижению другой. Так, согласно кривой Филипса, в условиях инфляции достижение цели стабилизации уровня цен в краткосрочном периоде противоречит цели достижения полной занятости, поскольку снижение темпов инфляции в краткосрочном периоде ведет к росту уровня безработицы. Наконец, могут существовать нейтральные цели, не оказывающие влияния друг на друга [8,с. 11-12].
В таблице 1.1.1. представлены основные цели макроэкономической политики.
Таблица 1.1.1 - Цели макроэкономической политики
Характер взаимосвязи между целями в процессе экономического развития может изменяться и определяется конкретной экономической ситуацией. В частности, такие цели, как достижение равновесия платежного баланса и экономический рост могут взаимно дополнять друг друга, если имеет место дефицит платежного баланса. Напротив, при избытке платежного баланса эти цели становятся взаимозаменяемыми. Уровень цен и объем выпуска на одних стадиях экономической конъюнктуры могут изменяться однонаправленно (например, в условиях экономического подъема), на других (в условиях стагфляции) - изменяться в противоположном направлении. Наличие не только взаимодополняющих, но и взаимозаменяемых целей, изменение характера взаимосвязей между различными целями существенно усложняет выбор и проведение макроэкономической политики. Виды макроэкономической политики. Макроэкономическая политика подразделяется на: налогово-бюджетную (фискальную) политику; денежно-кредитную (монетарную) политику; социальную политику; внешнеэкономическую политику. Фискальная (налогово-бюджетная) политика - правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации. Является основой финансовой политики. Фискальная политика связана с денежно-кредитной политикой Центрального банка, регулирующей экономику за счёт изменения ставки налогообложения и объемов государственных расходов. Изменения в налогово-бюджетной политике могут привести к таким изменениям, как перераспределение доходов и ресурсов, изменение уровня экономической активности. Фискальная политика-это финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и части непроизводственной сферы. Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение. Социальная политика подразумевает ограничения доходов населения через замораживание заработной платы и цен, например, для борьбы с инфляцией. Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны. Внешнеэкономическая политика - политика в области экспорта, импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов [16, с. 438-442]. Впервые проблема рациональности выбора в экономической политике была рассмотрена голландским экономистом Яном Тинбергеном. В рамках нормативного подхода Тинберген предложил модель выбора оптимальной политики, алгоритм которой можно представить следующим образом: правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики, исходя из максимизации общественного благосостояния; определить целевые показатели, к которым необходимо стремиться; оценить политические инструменты, находящиеся в распоряжении правительственных органов; иметь в своем распоряжении модель экономики, связывающую целевые показатели и инструменты их достижения; выбрать оптимальный масштаб применяемых политических мер. Таким образом, делаем вывод, что для достижения поставленных целей государство может использовать набор определенных политических инструментов. Инструментами макроэкономической политики являются те параметры, на которые правительственные органы могут оказывать непосредственное воздействие при проведении той или иной политики. При макроэкономическом анализе в качестве политических инструментов рассматриваются: инструменты фискальной политики (объем государственных закупок и чистые налоги); инструменты денежно-кредитной политики (денежная масса и номинальная ставка процента). Конкретный набор инструментов фискальной и денежно-кредитной политики или их сочетание зависит от экономической ситуации в стране, институциональной среды, приоритета выбранных целей и целого ряда других факторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|