Специфика социально ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь
Белорусская модель развития формируется в течение последних 10-12 лет с началом перехода от командной - административной системы к рыночным отношениям. И хотя модель находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня в ней достаточно ясно проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходные к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации [18, с. 417]. Данный переход обусловлен в первую очередь недостаточной эффективностью централизованной экономики, отсутствием экономических стимулов для производительного труда. Неэффективность централизованной бюрократической системы особенно сильно проявилась в конце 80-ых годов, когда административные воздействия все чаще оказывались безуспешными. Деградация централизованной экономической системы сопровождалась сбоями в производстве и потреблении, социально-экономическая система становилась все более неустойчивой. Важным при этом является то, что сохраняется характерное преобладание рыночной саморегуляции как основы функционирования экономики. Государственное регулирование при этом не подавляет положительные рыночные силы, а заставляет их действовать в необходимых рамках и направлениях, определенных на основе демократического выбора народа. Официально провозглашенной политической властью целью реформирования народного хозяйства Беларуси является построение социально ориентированной рыночной экономики. Такая позиция, исходящая из менталитета белорусского народа, его истории и традиций, получила отражение в главных стратегических государственных документах, принятых после избрания первого президента страны: Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2000 г. (ОНСЭР - 2000) и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г. (НСУР - 2010).
В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: • создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; • создание системы сильной социальной защиты; • обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех различных сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; • развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; • равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; • содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; • рациональное вмешательство государства в экономические процессы - применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; • развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; • создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; • проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов [10].
Экономика Белоруссии разительно отличается от экономик других стран. "Национальная модель социально ориентированной экономики, которую в свое время сформулировал глава государства, хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет, и нужно прилагать все усилия, чтобы в будущем она стала образцом и для других государств" [9]. В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально-экономического развития, денежно-кредитной и бюджетной политики. Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике - с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году [14]. При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово-экономического кризиса. В 2006 - 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный). В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности - 10,5, инвестиций в основной капитал - 23,8, реальной заработной платы - 12,1 процента. Мировой финансово-экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы - 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года). Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.
Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП. Предварительная оценка выполнения основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.
Оценка выполнения основных показателей на 2006-2010 гг.
Беларусь успешно развивается благодаря тому, что абсолютно правильно был выбран курс социально ориентированной рыночной экономики. Ранее, как правило, считалось, что экономика успешна, когда растет объем промышленного производства, развиваются другие отрасли, но мало обращали внимание на то, как развивается человек, конкретная семья [7]. Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.
Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза. Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006 - 2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ-3, Гродненской ТЭЦ-2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини-ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива. Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет 4,5 процента от валового потребления топливно-энергетических ресурсов за пятилетие [14]. Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 1448молочно-товарных ферм, 100комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно. Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10 процентов. Сельское хозяйство становится существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и составит в 2010 году около 3 млрд. долларов США. Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1481 сельское поселение нового типа - агрогородок, где условия жизни максимально приближены к городским. Номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится с 286 тыс. рублей в 2005 году до 940 - 960 тыс. рублей в 2010 году [14]. Масштабной стала госпрограмма возрождения и развития села. За последние пять лет отечественными производителями было поставлено в АПК более 9 тыс. новых зерноуборочных и 3 тыс. кормоуборочных комбайнов, 15 тыс. тракторов и других видов техники. За это время реконструировано 1,2 тыс. молочно-товарных ферм, 211 животноводческих комплексов и 60 птицефабрик, возведены новые объекты. Это позволило обеспечить в полном объеме продовольственную безопасность страны, а также наращивать экспорт. В 2010 году объем экспорта продовольствия Беларуси должен составить около Br3 млрд., что в 6 раз превышает показатель 2000 года [9].
В результате развития предприятий, использующих в своей деятельности местное сырье и ресурсы, решаются вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 120 тыс. новых рабочих мест [14]. Так, уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси снизился с 2,9% в 1995 году до 0,8% по состоянию на конец августа 2010 года. В настоящее время этот уровень значительно меньше, чем в других странах [7]. В строительном комплексе в 2006 - 2010 годах обеспечен высокий рост объема подрядных работ (почти в 2 раза). По строительству жилья на одного человека республика занимает первое место на постсоветском пространстве.В 2010 году ожидается достижение рекордной для Беларуси величины ввода жилья - 7 млн. кв. метров. В текущем году завершится модернизация существующих предприятий индустриального домостроения с обеспечением выпуска изделий и строительства жилых домов, соответствующих требованиям европейских норм. Отечественные предприятия полностью удовлетворяют потребности республики в основных видах строительных материалов. Обеспечена устойчивость белорусского рубля. Изменение Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту - на 58 процентов. Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения - с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году. Замедлились темпы сокращения численности населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 71 года в 2010 году. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 годом сократился в 1,7 раз и является самым низким среди стран СНГ. В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально-экономического развития стран - индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68-е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала [14]. Вместе с тем в ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилеткене удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально-экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле. Оценку итогов функционирования экономики страны в 2011 г. целесообразно рассматривать в рамках двух подходов, отличающихся используемыми критериями. Первый подход основывается на традиционном анализе выполнения важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, утвержденных Президентом Республики Беларусь. В рамках второго подхода внимание акцентируется на оценке текущей ситуации в экономике в конце года, учитывающей динамический аспект и отражающей результат в контексте процессов и тенденций развития, формировавшихся в течение календарного года. Руководствуясь критериями первого подхода, итоги работы экономики можно оценить как неудовлетворительные. Из 15 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития на 2011 г., утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 596, не обеспечено достижение 9 показателей, в том числе темпов экономического роста, реальных располагаемых денежных доходов населения, привлечения прямых иностранных инвестиций, производительности труда, инвестиций в основной капитал и др. Помимо указанных показателей нельзя не отметить многократное превышение прогнозного уровня инфляции и существенную девальвацию белорусского рубля к корзине валют. В результате снизился долларовый эквивалент ВВП, заработной платы, пенсий и других доходов населения, а внешняя задолженность государства и резидентов, номинированная в иностранной валюте, и бремя ее обслуживания, соответственно, выросли. Вместе с тем значительно перевыполнены целевые параметры по росту экспорта и сальдо внешней торговли товарами и услугами в процентах к ВВП, удельному весу отгруженной инновационной продукции, рентабельности продаж в промышленности и сельском хозяйстве. В рамках прогнозируемого диапазона сложился темп роста продукции промышленности [5]. В числе выполненных в 2011 г. следующие показатели: рост продукции промышленности составил 109,1% (прогноз - 109- 109,5%); рентабельность продаж в промышленности - 12,8% (прогноз - 8-9%); удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основными видами экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции - 17,4% (прогноз - 12-13%); рентабельность продаж в сельском хозяйстве (исходя из плановой себестоимости) - 9,9% (прогноз - 6-8%); экспорт товаров и услуг - 157,9% за январь - ноябрь при прогнозе 116- 116,4%; сальдо внешней торговли товарами и услугами за январь - ноябрь составило минус 3,1% к ВВП при прогнозе (-8,9)-(-9)%. Положительную динамику по сравнению с 2010 г. имели следующие показатели: продукция сельского хозяйства- 106,6% (102,5% - в 2010 г., прогноз на 2011 г. равен 107-108%); снижение энергоемкости валового внутреннего продукта составило 3,7% (в 2010 г. - 1,3%, а в 2011 г. планировалось снизить на 6-7%). По ряду показателей рост имел положительные значения, однако оказался ниже запланированного и сложившегося в 2010 г.: производительность труда - 106,2 против 106,9 в 2010 г.; инвестиции в основной капитал - 113,3% (115,8% - в 2010 г.); располагаемые денежные доходы населения на уровне 2010 г. в реальном выражении (рост 112,4% - в 2010 г.); прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги) возросли на 1,3 млрд. долл. США при прогнозе 6,4-6,5 млрд. долл. США [1, с. 14-15]. Показатели ввода в эксплуатацию жилья и численности занятых в экономике сократились по отношению к 2010 году. Отмеченные выше в целом негативные результаты во многом были обусловлены кризисом на валютном рынке, который в свою очередь был спровоцирован усилением разбалансированности макроэкономических пропорций в I квартале. Важнейшим аспектом оценки итогов социально-экономического развития является характеристика макроэкономической ситуации в конце 2011 г., поскольку она служила фундаментом для развития экономики в 2012 г. В данном контексте рассмотрения итогов года следует констатировать серьезные достижения в направлении преодоления макроэкономических диспропорций, которые имели место в начале года, и обеспечения финансовой стабильности. В частности, к позитивным результатам проводимой экономической и монетарной политики следует отнести выход на единый обменный курс белорусского рубля к иностранным валютам на всех сегментах валютного рынка, сбалансированность спроса и предложения на иностранную валюту, снижение темпов инфляции по индексу потребительских цен в декабре 2011 г. до 2,3%, существенное улучшение сальдо внешней торговли во втором полугодии, рост государственных золотовалютных резервов, сложившуюся с сентября тенденцию динамичного роста срочных рублевых депозитов населения в банках, свидетельствующую о постепенном восстановлении доверия к национальной валюте. Полученные результаты были обеспечены благодаря реализации целенаправленного комплекса мер по сжатию внутреннего спроса главным образом за счет прекращения эмиссионного кредитования государственных программ, а также постепенного сокращения покупательной способности населения. Инвестиции в основной капитал. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 г. рост объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования планировался на уровне 116-117%. Фактически в 2011 г. использовано 90,8 трлн. руб. инвестиций в основной капитал. Темпы роста инвестиций в основной капитал составили 113,3% и оказались на уровне ниже запланированных. Замедление процессов обновления основных фондов в условиях их значительного физического и морального износов является крайне нежелательной тенденцией, снижающей конкурентные возможности белорусских предприятий. Начало 2011 г. отмечалось высокой инвестиционной активностью. В январе - мае 2011 г. темпы роста инвестиций в основной капитал находились на уровне 137,7-124,4%. При этом наблюдались достаточно высокие темпы роста ВВП (107,4-112,5%). Начиная с июня 2011 г. нестабильная ситуация на валютном рынке, высокий уровень инфляции и, как следствие, снижение платежеспособности субъектов хозяйствования, покупательной способности населения, сокращение инвестиционных расходов консолидиро-ванного бюджета привели к устойчивому снижению темпов роста инвестиций в основной капитал до 113,3% в декабре 2011 г. Одновременно происходило замедление темпов роста ВВП с 111,2 до 105,3% [12]. Денежно-кредитная, валютная политика, уровень инфляции. В прошедшем году национальная экономика столкнулась с неблагоприятным воздействием ряда факторов как монетарного, так и немонетарного характера. Среди них можно выделить существенную девальвацию белорусского рубля, резкое ускорение инфляции, длительный период неопределенности на внутреннем валютном рынке, отток из банков средств населения в национальной и иностранной валютах, рост удельного веса проблемных активов клиентов, снижение международных рейтингов и пр. В условиях множественности обменных курсов на валютном сегменте финансового рынка имели место уход многих сделок в "тень", снижение степени ликвидности рынка межбанковского кредитования. В изменившихся условиях Национальным банком Республики Беларусь принимались оперативные меры по сохранению стабильности банковского сектора. Однако его возможности в ряде случаев обеспечивались лишь кредитной поддержкой банковской системы с общей направленностью на сохранение ее устойчивости, а также перекредитованием экономики. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь отличалась двойственностью: с одной стороны, обеспечивала увеличение предложения денег через помощь банковскому сектору в преодолении кризиса ликвидности, а с другой - вела к относительному сокращению денежной массы через девальвацию курса белорусского рубля. Все это не могло не отразиться на динамике основных монетарных показателейпредставленных в таблице 1. Инфляция в 2011 г. достигла самого высокого уровня за последние 11 лет, при этом рост цен в различных секторах экономики и регионах республики был неравномерен.
Динамика основных монетарных показателей экономики Беларуси в 2011 г., %
Динамика внешней торговли. Во внешней торговле в 2011 г. сложились положительные тенденции. Внешнеторговый оборот товаров и услуг по методологии платежного баланса за 2011 г. составил 94,4 млрд. долл. США, или 140,4% из расчета в текущих ценах к уровню предыдущего года, объем экспорта - 46,1 млрд. долл. США, импорта - 48,3 млрд. долл. США, что составляет к уровню 2010 г. соответственно 154,2% (целевой показатель роста экспорта товаров и услуг в соответствии с НПРЭ прогнозировался на уровне 123,7%) и 129,3%. В результате отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами уменьшилось на 5,3 млрд. долл. США и сложилось в размере минус 2,2 млрд. долл. США (целевой показатель сальдо внешней торговли товарами и услугами в соответствии с НПРЭ прогнозировался на уровне минус 5,7 млрд. долл. США). Это обусловлено достижением положительного сальдо в мае и в течение всего III квартала текущего года. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь экспорт товаров за 2011 г. вырос на 59,4% по сравнению с 2010 г. и достиг 40,3 млрд. долл. США, существенно превысив установленный в Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы целевой параметр на 2011 г. в размере 24,4%, импорт достиг 45,7 млрд. долл. США, увеличившись на 31,1% по сравнению с 2010 г. В результате сальдо внешней торговли товарами сложилось отрицательным в размере почти 5,5 млрд. долл. США, что выше показателя предыдущего года более чем на 4,1 млрд. долл. США. Увеличение объемов экспортных операций в 2011 г. обусловлено ростом физических объемов на 29,5% при увеличении средних цен на 23,1% к 2010 г., что обеспечило более половины абсолютного прироста стоимостного объема экспорта за счет изменения товарной массы. В импорте товаров также преобладает тенденция к превышению темпа роста физического объема (115,8%) над темпами роста его средних цен (113,2% к уровню соответствующего периода предыдущего года). В 2011 г. зарегистрированы экспортно-импортные операции с 202 странами мира, белорусские товары продавались на 156 рынках, а в республику ввозились товары из 188 стран мира. Осваивались новые внешние рынки сбыта, среди них: Бахрейн, Барбадос, Боливия, Бруней, Камбоджа, Бенин, Доминиканская Республика, Сальвадор, Уругвай. Доминирующее положение в географической структуре внешней торговли занимают страны Таможенного союза, доля которых составляет 35,5% в экспорте и 54,8% в импорте[12]. Увеличение экспорта в страны вне СНГ на 78,5% привело к росту его доли до 51,6% (на 5,5 п.п.). В результате позитивных изменений в географической структуре внешней торговли товарами сальдо со странами вне СНГ сложилось положительным в размере 3,1 млрд. долл. США против отрицательного сальдо в размере минус 2,7 млрд. долл. США в 2010 г. Восстановление относительно благоприятных условий внешней торговли после финансово-экономического кризиса обусловило в 2011 г. увеличение стоимостного объема белорусского экспорта по всем укрупненным товарным группам, что обеспечило его абсолютный прирост на 80,4% за счет промежуточных товаров, на 10,6% - инвестиционных и на 9% - потребительских товаров. Улучшение ценовой конъюнктуры на внешнем рынке способствовало росту средних экспортных цен на все укрупненные группы товаров: промежуточные - на 27,9%, потребительские - на 12,0% и инвестиционные товары - на 8,3%. Положительная динамика стоимостного объема экспорта обеспечена значительным ростом поставок ключевых экспортных товаров. Беларусь поставила на экспорт 15,6 млн. тонн нефтепродуктов, что на 39,2% больше, чем в 2010 г. Причем в стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов вырос почти в 2 раза - до 12,5 млрд. долл. США против 6,7 млрд. долл. США за предыдущий год. Основными покупателями белорусских нефтепродуктов традиционно являются Нидерланды, Украина и Латвия, доля которых в 2010 г. составила 79,2% в объеме экспорта нефтепродуктов. Рост мировых цен на калийные удобрения способствовал увеличению экспорта этой продукции из Беларуси. Стоимостный объем экспорта калийных удобрений увеличился на 1 126,1 млн. долл., темп его роста к 2010 г. составил 150,6%. Если в 2010 г. Республика Беларусь поставила на экспорт 4,2 млн. тонн хлоркалия на сумму 2,2 млрд. долл. США, то в 2011 г. на внешние рынки хлоркалия было отгружено на 12,4% больше, на сумму 3,4 млрд. долл. США. За 2011 г. Республикой Беларусь было экспортировано 64,1 тыс. тракторов и седельных тягачей (в 1,5 раз больше, чем годом ранее) на сумму 1 390,3 млн. долл. США. Стоимостный объем экспорта грузовых автомобилей составил 1 370,6 млн. долл. США (против 813,4 млн. долл. США в 2010 г.), что полностью обусловлено ростом физических объемов их поставок на внешний рынок более чем в 1,7 раза. Стоимостный объем экспортных поставок мясо-молочной продукции, востребованной, прежде всего, на российском рынке, увеличился за 2011 г. на 15,6% и достиг 2 539,6 млн. долл. США. Необходимо отметить значительный рост экспорта в 2011 г. по товарной группе "растворители и разбавители сложные органические". Стоимостный объем экспорта данной товарной группы в целом за год составил 1 570,6 млн. долл. США, что почти в 10 раз больше, чем за 2010 г. Наблюдаемая тенденция сохранения доли ключевых товаров в общем объеме экспорта свыше 53% свидетельствует о достаточно низкой диверсификации белорусского экспорта [3, с. 17]. В товарной структуре импорта в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличение доли энергетических товаров в общем объеме импорта на 6,4 п.п. (до 40,7%) сопровождалось снижением удельного веса по всем остальным группам товаров: прочих промежуточных - на 4,0 п.п. (до 34,6%), инвестиционных - на 1,2 (до 8,7%) и потребительских - на 0,7 п.п. (до 15,4%). Основной причиной роста стоимостного объема импорта Республики Беларусь в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом стало увеличение импорта промежуточных товаров почти на 9 млрд. долл. США (на 35,4%), при этом почти 74% абсолютного прироста было обеспечено за счет энергоносителей. Значительное увеличение импорта энергетических товаров (на 55,5%) произошло, в первую очередь, за счет роста закупок нефти и нефтепродуктов. Так, импорт нефти увеличился на 38,6% и составил 20,4 млн. тонн, в то время как импорт нефтепродуктов вырос в 3,6 раза, до 5,7 млн. тонн. Цена на импортируемую нефть осталась на уровне 2010 г. (460 долл./т), а на нефтепродукты выросла на 6,1% (до 608,4 долл./т). Стоимостный объем импорта нефти в 2011 г. увеличился на 38,4% и достиг 9,4 млрд. долл. США, нефтепродуктов было импортировано на сумму почти 3,5 млрд. долл. США, что в 3,85 раза больше, чем в 2010 г. Внешнеторговое сальдо по нефти и нефтепродуктам за 2011 г. сложилось положительным и составило 982,1 млн. долл. США, в то время как в 2010 г. - отрицательным на уровне минус 1 015,9 млн. долл. США. Рост стоимостного объема импорта природного газа более чем в 1,3 раза полностью обусловлен ценовым фактором: средняя цена на российский газ увеличилась на 41,5%, до уровня 265,5 долл. США за тыс. м3, физический объем снизился на 7,3%, до 20 млрд. м3. Увеличение импорта прочих промежуточных товаров вызвано прежде всего значительным ростом стоимостных объемов импортных закупок черных металлов, сахара-сырца, двигателей внутреннего сгорания, удобрений минеральных смешанных, каучука, частей и принадлежностей для автомобилей и тракторов. Высокие темпы роста импорта наблюдались по группе непродовольственных товаров (135,0%), включая поставки на внутренний рынок легковых автомобилей, обоев, одежды, мебели, лекарственных средств. Прирост импорта по группе инвестиционных товаров на 14,4% за 2011 г. был обеспечен в большей степени увеличением импортных закупок вагонов грузовых железнодорожных и трамвайных, машин и механических устройств специального назначения, тракторов и седельных тягачей, оборудования для сортировки и измельчения грунта. Главной проблемой внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь остается несбалансированность в торговле товарами. Основным источником формирования отрицательного сальдо внешней торговли в текущем году были экспортно-импортные операции с промежуточными товарами, величина отрицательного сальдо по которым составила почти 5,9 млрд. долл. США. С целью стабилизации макроэкономической ситуации и выполнения прогнозных параметров развития экономики страны в 2012 г. Институт экономики Национальной академии наук Беларуси предлагает ряд системных мер [3, с. 17-18]. В сфере денежно-кредитной политики. Основная цель денежно-кредитной политики в 2012 г. - снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. В результате ожидается, что на 01.01.2013 ставка рефинансирования должна снизиться до 20-23%, а прирост требований банков к экономике составит 17-23%. Для достижения поставленной задачи необходимо: осуществлять на основе согласования действий Министерства финансов, Национального банка и Министерства экономики Республики Беларусь эмиссионное кредитование государственных программ за счет расходования депозитов Правительства Республики Беларусь в Национальном банке; — усовершенствовать систему финансирования проектов, включенных в государственные программы, посредством участия банков в кредитовании потребностей экономики исключительно на конкурсной и добровольной основе и одновременного создания альтернативных механизмов социальной поддержки и субсидирования приоритетных отраслей; — разработать систему мер по репатриации в экономику страны вывезенного национального капитала (амнистия капитала, льготные условия при инвестировании в национальную экономику и т. д.); — разработать проект закона, предусматривающего возможность создания и деятельности в стране частных бюро кредитных историй; — создать реестр по регистрации залоговых прав кредиторов, что позволит любому кредитору проверить, существуют ли какие- либо обременения, залоги, обеспечительные интересы в отношении движимого имущества будущего должника; — завершить организационные мероприятия по созданию Банка развития и передать от коммерческих банков данному учреждению функции агента Правительства; — создать условия для развития системы коллекторских агентств как элементов инфраструктуры, позволяющей эффективно работать с дебиторской задолженностью. В сфере бюджетно-налоговой политики. В перспективе бюджетно-налоговая политика должна быть ориентирована на поддержку финансовой стабильности в стране при выполнении социальных обязательств государства. С этой целью необходимо дальнейшее сокращение количества государственных программ, финансируемых из бюджета, а также реализация следующих мероприятий: — усовершенствование системы оценки эффективности бюджетных расходов за счет развития системы аудита государственных расходов в различных сферах бюджетной деятельности; — переход от сметного финансирования бюджетных организаций на финансирование конечных результатов их деятельности, то есть на оплату бюджетных услуг с учетом их количества и качества; — постепенный переход к программно-целевому методу бюджетного планирования, разработка законодательной базы среднесрочного финансового планирования. В сфере внешней торговли. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № 590 "О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития на 2012 год" темп роста экспорта товаров и услуг должен составить 111,6-112,3%, что позволит достичь положительного сальдо в размере 2,3-2,7% к ВВП. Для выполнения данных прогнозных параметров на 2012 г. необходимо в ближайшей перспективе: — унифицировать налоговое законодательство в условиях создания Единого экономического пространства на основе гармонизации стандартных ставок основных налогов и расширения сферы применения международных стандартов финансовой отчетности; — создать специализированный государственный экспортный банк на базе Банка развития Республики Беларусь; — совершенствовать нормативно-правовую базу по вопросам государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в направлении усиления развития экспорта, в том числе механизма экспортного кредитования и страхования, международного лизинга, выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом, финансирования институтов поддержки экспорта; — оптимизировать логистические схемы поставки промежуточных товаров на основе мониторинга цен на комплектующие, сырье и материалы, закупаемые как на внешнем, так и на внутреннем рынках; — активизировать информирование зарубежных деловых кругов и загранучреждений на территории Республики Беларусь об экспортных и инвестиционных возможностях белорусских предприятий; — законодательно предусмотреть механизм стимулирования максимального использования ме
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|